Меню категорий
SharesPro
05.09.2020 14:34
0
Массовый переход на «удаленку» убивает параллельную офисную экономику

Крупная доля американской экономики — от авиаперевозок до Starbucks — зависит от того, вернутся ли «белые воротнички» в офисы.

Десять лет Карлос Сильва заклеивал, укреплял и заменял молнии на ботинках и сапогах в Stern Shoe Repair — часто посещаемой мастерской, располагающейся у входа в станцию метро Union Station, что находится в Вашингтоне, округ Колумбия. В свой типичный рабочий день он приходит на работу в 7 утра и остается до 8 вечера, обслуживая толпы городских профессионалов по пути следования на их работу. Но с тех пор, как офисы и транспорт практически перестали работать, Сильва закрывается уже в 4 вечера.

«Трафика нет, друг мой. Вся станция пуста, — говорит он. — Теперь это всего лишь работа с частичной занятостью».

За те пять месяцев, которые прошли с момента карантина в США, экономисты уделили много внимания разрушению семейных бизнесов, физических магазинов, баров и ресторанов, а также крупных розничных сетей. Однако они по большей части проглядели угрозу, нависшую над значительно более широкой и взаимозависимой галактикой предприятий, чей экономический вес в ВВП страны оценивается в триллионы долларов. Эта галактика вращается вокруг одного единственного недооцененного экономического актора — квалифицированного офисного работника, так называемого «белого воротничка».

Покуда компании и города США откладывают и даже полностью отказываются от планов по посткарантинному открытию офисов, деловые районы городов, некогда кипевшие жизнью, превратились в коммерческие города-призраки, сплошь состоящие из опустевших небоскребов и комплексов дорого жилья. Результатом запустения и снижения деловой активности стал паралич редко упоминаемой экономистами деловой экосистемы, сосредоточенной вокруг «белых воротничков», численность которых в допандемические времена достигала 100 млн человек с учетом предприятий зависимых от этих работников.

«Белые воротнички» закупались в небольших магазинах наподобие мастерской по починке обуви Сильвы: химчистках, спортзалах, цветочных магазинах и аптеках среди прочих. Впрочем, они также были среди жизненно важных клиентов других более крупных предприятий — компаний по доставке еды, таких как Grubhub и Uber Eats, а также компаний наподобие Xerox, производителя принтеров и расходных материалов для них. В разгар пандемии коронавируса магазины Brooks Brothers и J.Crew ориентированные на офисных работников объявили о банкротстве, причем Brooks Brothers в прошлом месяце была продана. А компания Starbucks в ходе телеконференции по финансовым итогам деятельности за квартал в качестве причины убытка, составившего в сравнении с предыдущим годом $2 млрд, назвала запустение коридоров городских офисов. Работники начинающие свои трудовые будни на дому просто-напросто не собираются в очереди за привычным большим утренним латте в тех же количествах, что раньше.

Что касается авиалиний, то в прежние времена «белые воротнички» были неотъемлемой частью экономики этого сектора — на деловые поездки приходилось от 60% до 70% всего воздушного трафика. Хотя категория поездок, связанных с отдыхом также практически исчезла, по всей видимости, удар, который нанесла Zoomификация деловых встреч, сказался на деловых поездках существенней и аналитики предполагают, что такая ситуация сохранится на два или три года.

К тому же процесс перехода на удаленную работу не подает признаков замедления или приостановки в ближайшее время. За последнее несколько месяцев многие компании, в том числе JPMorgan Chase, Ford Motor, Twitter и REI успели объявить о том или ином варианте будущего работы на дому в долгосрочной перспективе или на постоянной основе. В пятницу на прошлой неделе Pinterest привлекла к себе всеобщее внимание объявив, что заплатит $89,5 млн неустойки по контракту, чтобы отменить аренду офисного здания площадью 45,5 тыс. квадратных метров, строящегося в Сан-Франциско. В качестве причины для принятия такого решения компания назвала переход на удаленную работу на постоянной основе. Ситуация с пандемией убедила эти и другие компании в том, что их сотрудники могут выполнять свои обязанности, может быть даже еще эффективней, на дому, что привело к значительному сокращению арендуемых корпоративной Америкой помещений. Конечно, это сократит компаниям расходы на аренду офисного пространства, а сотрудники сэкономят на поездках, но какова будет цена для остальной экономики?

Последствия для связанных с офисной экономикой отраслей

«Белые воротнички» и кофе стали немыслимы друг без друга с тех пор, как этот кофеиносодержащий напиток прибыл в Европу в начале 17 века. Всего за несколько десятилетий около 300 кофеен появилось в Лондоне, чтобы обслуживать купцов всех типов, брокеров и других деловых людей, работающих неподалеку. То же самое происходило в Австрии, Франции, Германии, Голландии и Италии. Так зарождалась офисная экономика.

Разумеется, «офисная работа» не появилась с эпохой Просвещения, как не появилась она с самими офисами — еще римские писари вели записи на общедоступных площадях, окруженных правительственными учреждениями и торговыми лавками. Но примерно два тысячелетия спустя специализированные офисные здания стали насущной необходимостью, вызванной колоссальным экономическим бумом промышленной революции. Благодаря множеству изобретений конца 19 века — небоскребам, лифтам и подземным метро — работники могли жить сравнительно далеко и тем не менее приезжать на работу и достаточно удобно присутствовать на ней.

Но кто будет поддерживать всю эту инфраструктуру в рабочем состоянии? Если они не обедают дома, то что и где они будут есть? Не будут ли они нуждаться в пошивочных услугах, если теперь они каждый рабочий день будут посещать офисы друг друга? И вот по всему миру города переживали расцвет нового века масштабной, но тем не менее компактной экономики, сконцентрированной вокруг офисов.

Однако теперь, как предположил экономист из Массачусетского технологического института (MIT) Дэвид Аутор (David Autor) в статье вышедшей в прошлом месяце, офисная экономика находится под угрозой. Дэвид и его соавтор Элизабет Рейнольдс (Elisabeth Reynolds), лектор из MIT, пишут, что пандемия сделала переход большой доли офисных работников на удаленку на постоянной основе практически неизбежным. А это значит, что десятки тысяч работников в инфраструктурной офисной экономике — те, кто «кормят, перевозят, одевают, развлекают и укрывают людей, когда они не находятся у себя дома», — потеряют свой заработок.

Последствия для офисной экономики не внушают оптимизма. Обитающие в офисах «кочевники» — основной источник дохода для индустрии поездок — теперь стали оседлыми Zoomерами, что обернулось катастрофой для авиалиний и отелей. Как сообщает Wall Street Journal, деловые поездки в июле сократились на 97% в сравнении с предшествующим годом и прогноз на $2 трлн выручки в секторе корпоративных поездок в этом году уже не оправдается. На прошлой неделе American Airlines заявила, что отменит в октябре рейсы в 15 городов, сократив таким образом свои перевозки на 55%, а еще уволит и отправит в отпуск около 19 тыс. сотрудников, т.е. примерно треть штата, если не получит от правительства дополнительную денежную помощь. Delta сообщает, что уволит 1941 пилотов если также не получит больше денег. Virgin Atlantic объявила банкротство в августе. Нынешние и бывшие руководители авиалиний говорят, что в долгосрочной перспективе переход офисов на Zoom означает перманентное сокращение в количестве корпоративных пассажиров.

Шок затронет и индустрию отелей. Те отели, которые обычно обслуживают людей в деловых поездках теперь переживают кризис, а некоторые находятся на грани банкротства. По состоянию на июль выплаты по 23,4% от всех кредитов с ипотечным покрытием выданных отелям были просрочены как минимум на 30 дней, общая сумма этих кредитов достигла $20,6 млрд. Сравните эту цифру с $1,15 млрд в допандемические времена и $13,5 млрд на пике рецессии 2008 года. В прошлом месяце сотни хозяев отелей, возглавляемых Американской ассоциацией отелей, попросили в письме к Конгрессу об отсрочке по долгам. В начале августа Marriott отчиталась о получении во втором квартале худших результатах за всю свою историю, а в пятницу на прошлой неделе MGM Resorts уволила 18 тыс. сотрудников, четверть допандемического штата.

Тем временем, такие компании, как Xerox, чья выручка за прошлый квартал упала на 34,6% ввиду отказа закрывшихся офисов от запланированных покупок, стали менее очевидными жертвами массового перехода на удаленную работу. Карантин также сократил на 45% квартальную выручку Aramark, компании занимающейся поставкой еды большим спортивным стадионам, школам и офисам. Продажи 3M, приличная часть которых зависит от поставок секторам, связанным с офисной экономикой, упали во втором квартале на 13% в сравнении с прошлогодними показателями. Одним из «виновников» снижения выручки стало подразделение занимающиеся поставкой абразивных и клейких материалов авиалиниям, сильно сказалось также падение на 25% спроса на такие типично офисные товары как канцелярская клейкая лента и клейкие листочки для заметок.

Как это отразится на городах?

Сдвиги в офисной экосистеме ударили по привычному положению вещей в некоторых из самых дорогих городов Америки, известных обилием престижных и хорошо оплачиваемых беловоротничковых работ. Очевидный примером тому может послужить ситуация, складывающаяся на рынке недвижимости. Многие работники, избавленные от необходимости посещать офис, предпочитают уехать. В своем обращении к клиентам, выпущенном 19 августа Goldman Sachs сообщила, что толпы людей покидают Нью-Йорк в поисках гораздо более дешевого и более просторного жилья в Каролине, Джорджии и Флориде. Массовое бегство людей удвоило в сравнении с предыдущим годом количество пустующих квартир в Манхэттене, а средний размер арендной платы ниже на 6,1% — самое крупное снижение за последние девять лет, как сообщает фирма-оценщик недвижимости Miller Samuel. Технологические работники и «белые воротнички» также бегут из Сан-Франциско, где арендная плата за одно- и двухкомнатные квартиры снизилась на 11% в сравнении с прошлым годом, как следует из данных сайта по аренде жилья Zumper.

Бегство «белых воротничков» ощущается и в небольших городах, в особенности для ресторанов, зависящих от траффика в обеденное и вечернее время, который порождали многочисленные офисы. Дэн Джорджес (Dan Georges), владелец ресторана в Нью-Йоркском стиле Lexi’s on Third и располагающегося в центре Коламбуса, штат Огайо, говорит, что потерял приблизительно половину выручки из-за Zoomификации. До пандемии Covid-19, его ресторан был полон благодаря посетителям из Chase Tower, двадцатипятиэтажного офисного здания, в котором он располагается. Но начиная с марта офисы опустели и теперь выручка ресторана зависит от рабочих, трудящихся на стройке неподалеку, а также старых лояльных клиентов из пригорода. Джорджес знает, что некоторые или даже многие его постоянные клиенты из «белых воротничков» не вернутся, когда пандемия закончится, но надеется, что Lexi’s выживет благодаря своим ценам и качеству. Другие рестораны, как он полагает, закроются.

Этот сценарий воспроизводится в деловых районах по всей стране. Goldman Sachs утверждает, что количество дайнеров по всей стране сократилось на 54% за неделю, завершившуюся 16 августа. В Нью-Йорке более 1200 ресторанов было закрыто бессрочно и аналитики предполагают, что город может потерять навсегда треть малого бизнеса.

Проблема настолько масштабна, что повергает в шок экономики самих городов. Как пишут Аутор и Рейнольдс, пандемия приведет к «снижению городской централизации, и даже их культурной жизнедеятельности». По данным опросного исследования National League of Cities 90% городов США ожидают в следующем году снижение поступлений в среднем на 13% — в основном будут затронуты налоги на доход и продажи, т.е. бюджетные поступления, связанные с «белыми воротничками». Это крупнейшее сокращение, которое было зафиксировано этим исследованием со времен финансового обвала. Так, например, Хьюстон в мае потерял 13% поступлений от налогов на продажи, 17% в апреле и 10% в марте.

«Это было своего рода природное бедствие, затронувшее 50 штатов, — говорит Марк Хамрик (Mark Hamrick), главный экономист в Bankrate. — Бедствие при котором здания остаются на месте, опустевшие».

Есть ли ложка меда в этой бочке дегтя?

И все же схлопывание офисной экономики — это не обязательно исключительно пессимистическая история краха. Стойкость городов является одним из лейтмотивов экономической истории. Войны, экономические неурядицы и катастрофические природные бедствия приходят и уходят, но очень немногие крупные города совсем исчезали или даже навсегда останавливались в развитии. Напротив, большинство восстанавливали то экономическое и демографическое значение, которое они имели до кризиса.

Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты бомбили зажигательными бомбами Токио и другие крупные японские города, разрушив тем самым приличную долю экономики страны. Однако примерно за десять с половиной лет большую часть удалось восстановить, а в течение последующих 15 лет местные компании и работники смогли бросить вызов США за командные высоты ключевых мировых отраслей, таких как автомобильная или электротехническая. Профессора Колумбийского университета Дональд Дэвис (Donald Davis) и Дэвид Вайнштейн (David Weinstein) написали в чрезвычайно влиятельной статье за 2002 год, что восстановление японской экономики продемонстрировало, что города с давней историей, испытавшие великие временные потрясения имеют склонность восстанавливать утраченные позиции. Такие города, утверждают Дэвис и Вайнштейн, обладают практически врожденной стойкостью, поглощающей внешние шоки.

Разумеется, 15 лет — это долгий срок, столь затянувшийся период восстановления сам по себе окажет разрушительный и необратимый эффект на поколение предпринимателей и многих работников, которых они нанимают. Вне зависимости от срока восстановления, судя по всему авиакомпаниям и отелям придется ужаться, исчезнуть или изобрести себя заново. Также придется измениться городам, что потенциально может надолго и тяжело отразиться на ВВП страны в целом.

Если же офисы не заработают в тех же масштабах, что раньше, то многие «белые воротнички» могут перебраться в менее дорогие места, отмечает профессор экономики из Carnegie Mellon Ли Бранстеттер (Lee Branstetter). Это смягчит перенаселенность и снизит арендную плату за жилье и офисные помещения в таких городах как Нью-Йорк, Сан-Франциско и Бостон. Те предприятия и «белые воротнички», которым сейчас эти места не по карману, смогут позволить себе арендную плату по уменьшившимся ставкам. Многие предприятия не могут не пережить пандемию, но другие их заменят и будут ориентироваться на другой круг клиентов — возможно, «менее вычурный», говорит Бранстеттер. «Но определенно не будут в запустении. А это не похоже на конец света», — заключил он.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию