Меню категорий
SharesPro
14.08.2020 17:09
0
Microsoft и TikTok: великие перспективы роста

Потенциальная сделка по покупке TikTok компанией Microsoft оказалась зажата в жесткие временные рамки: 15 сентября наступает дедлайн для этой и любой другой сделки, связанной с TikTok и WeChat, обусловленный недавним распоряжением президента США. TikTok и WeChat не первые социальные медиа-платформы, которые оказались в центре внимания политиков ввиду «соображений национальной безопасности» или «озабоченности в соблюдении неприкосновенности персональных данных». Здесь достаточно вспомнить компанию Facebook и голосового помощника Alexa от Amazon. Если же отвлечься от политических соображений, то сделка, при условии успешного завершения, определенно открывает перед Microsoft новые обширные перспективы.

Первое из препятствий на пути Microsoft по всей видимости было преодолено, когда компания получила разрешение (как другие американские компании) приобрести TikTok, чтобы решить проблему с какой-либо «угрозой национальной безопасности», если таковая существует на платформе. У приложения TikTok есть национальный аналог Douyin, которым также владеет ByteDance, но который доступен только в Китае и только для китайских граждан, в отличие от TikTok.

Судя по сообщениям, в Douyin цензурируется контент определенной направленности, что делается в основном для того, чтобы соответствовать правилам китайского правительства, регулирующим политически-ориентированный контент. TikTok, напротив, доступно по всему миру и не доступно в Китае. Тем не менее, приложение всё равно оказалось под ударом так как сталкивается со сходной цензурой и угрозой персональным данным — именно это обстоятельство формально явилось поводом для политического внимания к сделке по поглощению.

Цензура во всех своих проявлениях наверняка станет для Microsoft самой трудной проблемой при поглощении. Компании придётся продемонстрировать, что в случае полного поглощения TikTok (наиболее вероятный исход переговоров, за исключением полного отказа от поглощения) ByteDance и Китай не смогут получить доступ к данным пользователей и блокировать контент, который по той или иной причине не одобряет Коммунистическая партия Китая (КПК).

Продолжая тему цензуры, стоит упомянуть, что Microsoft сама должна будет отсеивать контент в TikTok — будь то разжигание ненависти, непристойный контент и т.д. — задача не столь привычная для компании, в отличие от Facebook или Twitter, у которых уже имеется опыт в этом деле. Microsoft придется устанавливать собственную цензуру совершенно самостоятельно, что даже у Facebook и Twitter вызывает определенные затруднения.

Кроме того, сбор пользовательских данных представляется, пожалуй, преувеличенной проблемой в сравнении с реальным положением дел. Есть ли у КПК неофициальный доступ к данным пользователей TikTok и алгоритмам приложения — надежных свидетельств тому пока нет. Пока создается впечатление, что просто существует риск того, что КПК обладает доступом к данным миллионов пользователей. Но что насчёт других технологических платформ и социальных медиа — Apple, Google, Facebook, Twitter, Snapchat, и Amazon?

Alexa и прочие «умные» устройства часто критиковали за то, что они «постоянно слушают», собирают и хранят данные — замечали ли вы рекламу товаров или услуг, которых не искали, но упоминали в разговоре? Эти компании имеют доступ к такому же как у TikTok или даже превосходящему объему данных и используют его для создания таргетированной рекламы. Главной причиной беспокойства в отношении TikTok является наличие доступа к данным миллионов пользователей, которым могут воспользоваться китайские власти, то разве другие платформы не должны вызывать те же опасения — вдруг Китай захочет получить и к ним доступ?

Если отвлечься от политических вопросов, то TikTok, конечно, представляет собой огромное окно в пространство социальных медиа, в котором конкурируют платформы Facebook и Snapchat. Facebook и Google сейчас заняты антимонопольными разбирательствами, что лишает их возможности побороться за TikTok до момента наступления дедлайна. Так как Microsoft не вовлечена в эти разбирательства, у компании больше возможностей, чем у других богатейших фирм, чтобы выложить более $30 млрд за TikTok.

Руководство Facebook наверняка было поражено той скоростью, с которой TikTok со своими короткими видеороликами, приковывающими внимание миллионов, стала конкурентом Instagram и Snapchat. И в то время как Instagram Stories является практически копией Snapchat, то же самое справедливо и в отношении Instagram Reels и TikTok. Впрочем TikTok скорей всего сохранит популярность среди молодежи — попытки Instagram перехватить аудиторию у TikTok смотрятся несколько надуманными.

TikTok не только сделает Microsoft конкурентом Facebook и Snapchat, приложение также обеспечит существенную фору. TikTok было одним из наиболее популярных приложений года в AppStore, росту количества его загрузок посодействовала скука, вызванная необходимостью к самоизоляции миллионов пользователей. У приложения сформировалась устойчивая база пользователей и хоть она и охватывает все возрастные группы, в основном тенденция складывается в пользу молодежи в возрасте от 10 до 25 лет.

Microsoft долгое время не интересовалась молодёжной аудиторией, её сервисы подходящие под категорию «социальных медиа» были ориентированы на взрослых и профессионалов — LinkedIn и Skype приходят на ум сразу. TikTok поэтому выглядит оптимальным вариантом захода в массовую аудиторию, в завоевании интереса которой Microsoft в прошлые десять лет как правило проигрывала. Хотя TikTok и не превратит Microsoft в что-то вроде Google, корпорация улучшит своё понимание находящейся в вечном становлении молодёжной аудитории, которое сможет потом задействовать в других сферах своей деятельности — лучше всего здесь подойдет Xbox.

С появлением Fortnite (среди прочего) киберспорт и игровые онлайн стримы на YouTube и Twitch выросли в гигантский рынок. TikTok может помочь Microsoft занять позиции повыше в непрекращающейся битве между PlayStation от Sony и Xbox, если у компании получится найти способ либо совместить прямые игровые онлайн-трансляции на Xbox с TikTok, либо применить успешные стратегии изученные на примере TikTok в онлайн-трансляции Xbox.

TikTok — это нечто большее, чем просто приложение для обмена видеороликами. Оно завевало себе не последнее место в сфере музыки и развлечений. Песни, которые становятся популярными в TikTok также занимают высокие места в хит-параде Billboard Hot 100: это популярные в TikTok клипы наподобие Whats Poppin (второе место двадцать пятую неделю подряд на момент 8 августа), Savage (9 место, 20 недель) и Savage Love (10 место, 7 недель). TikTok пользуются и профессиональные музыканты — 9 августа канадский певец The Weeknd провёл концерт в прямом эфире для 100 тыс. зрителей, а также совместно с Doja Cat выпустил на платформе совершенно новых песен.

Но самым крупным успехом совмещения TikTok и музыкальной индустрии является песня Savage Love. Ритм, лежащий в основе песни, был обработан в композиции Laxed (Siren Beat) и в таком виде стал вирусным на TikTok прежде, чем автор оригинала Джейсон Деруло (Jason Derulo) успел подготовил собственный официальный вариант для платформы. Хотя пока что это единственный такой случай, влияние TikTok на музыкальную индустрию будет только расти.

Крупные компании заинтересовались TikTok с целью продвижения своих продуктов — на платформе уже присутствуют такие фирмы как American Eagle, Crocs и Walmart. Спортивные команды из профессиональных лиг со всего мира, а также такие организаторы спортивных соревнований как, например, US Open Tennis используют платформу для привлечения внимания к своим видам спорта, командам и лигам.

Учитывая бешенную популярность TikTok, стоит компания недешёво. Microsoft может понадобится заплатить $10 млрд, $30 млрд или даже сумму вплоть до $50 млрд. Однако выгоды от такого приобретения могут легко превзойти расходы.

Подытоживая можно сказать, что TikTok это больше, чем просто приложение, посредством которого подростки размещают и обмениваются видеороликами. Оно уже создало преданный круг влиятельных создателей контента, которые всерьез занимаются продвижением продуктов и привлекают внимание миллионов пользователей к компаниям, их создавшим. Приложение тесно связано с индустрией музыки и оказывает существенное влияние на хит-парады. У него есть также связи со спортом и различными мероприятиями по всему миру, а ведущие компании задействуют платформу в качестве маркетингового и рекламного инструмента. Кроме прочего, TikTok обеспечит Microsoft столь необходимое корпорации понимание молодежной аудитории, во внимании которой она традиционно проигрывала конкурентам, ориентируясь главным образом на более взрослые категории пользователей.

Microsoft ожидает немало трудностей с TikTok — корпорация раньше не владела социальной медиа платформой такого масштаба или такого типа, ей придётся выстраивать и проводить политику поддержания платформы свободной от нарушений, разжигания ненависти, оскорблений и т.д.

К тому же нет уверенности, что сделка будет успешно завершена будь то по ценовым соображениям, либо ввиду осложнений политического характера, связанных с национальной безопасностью и неприкосновенностью персональных данных. Последнее обстоятельство представляется непомерно раздутым, так как крупнейшие технологические компании и так обладают доступом к объемам данных подобного масштаба.

Популярность TikTok не сильно пострадала от перспективы блокировки. Чтобы эффект был достаточно разрушительным, Apple и Google должны сперва удалить приложение из своих магазинов. Если же Microsoft завершит сделку по поглощению TikTok, то перспективы роста последнего не имеют границ. Раньше Microsoft сделала нечто подобное с LinkedIn, корпорации просто следует постараться сохранить TikTok в её нынешнем виде и позволить приложению полностью реализовать преимущества органического роста.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию