Меню категорий
Владимир Рожанковский LIFA
17.06.2020 11:43
0
Нефть и сланец: перспективы восстановления в 2020

Резкое снижение мирового спроса на нефть и нефтепродукты было вызвано, главным образом, коллапсом международного транспортного сообщения. Авиационный сектор является вторым после энергетики крупнейшим потребителем нефти, на долю которого приходится почти 11% совокупного спроса на нефть в транспортном секторе.  По данным ОПЕК в нормальной ситуации авиационный сектор потреблял 6–7,5 млн. баррелей переработанной в авиационный керосин нефти в день. По данным МЭА, в 2020 году мировой спрос на нефть составит 99,9 млн. баррелей в день – снижение почти на 90 тыс. баррелей в день по сравнению с 2019 годом и с предыдущей оценкой МЭА, сделанной в феврале, где предполагалось, что в 2020 году мировой спрос на нефть вырастет на 825 000 баррелей в день.

Вопрос о том, достигли ли мы пикового падения цен на нефть, является самым насущным не только для инвесторов, но и, в гораздо большей степени, для американских энергетиков – в частности, специализирующихся на разведке и добыче сланцевых нефти и газа. Текущая структура затрат на нефть в США, которая обычно требует ~ $48–50 за баррель WTI, чтобы сделать её производство экономически целесообразным, предполагает, что спрос на нефть должен вернуться примерно к уровням, существовавшим до COVID, чтобы американский сланцевый нефтегаз восстановился, учитывая сложность нынешней ситуации.

Тем временем, сотни миллионов баррелей нефти, находящейся в мировых хранилищах в последние месяцы, заставляют оценивать нынешнюю ситуацию весьма скептически. По данным IHS Markit, только в Китае в течение первых шести месяцев года будет добавлено 440 миллионов баррелей нефти на склады и в плавучие хранилища, что является самым большим когда-либо зарегистрированным приростом среди всех стран. Эта невероятная динамика запасов нефти в Китае в некоторой степени сгладила обрушение цен на пике COVID-19, предложив источник спроса во время глубины спада, но она же и станет причиной демпфирования ожидаемого последующего отскока.

Перспективы рынка нефти, скорее всего, снова станут более мрачными из-за более слабых экономических данных и опасений по поводу второй волны пандемии COVID-19. Будет ли вторая волна на самом деле – никто не знает, поэтому это – очень некстати для нефти – дополнительный фактор неопределённости. Ожидается, что МВФ снизит свой прогноз по мировой экономике, когда 24 июня опубликует новые цифры. В апреле Фонд заявил, что в этом году мировой ВВП может сократиться на 3%.

«Эта пандемия была и остается, как падающее домино», – сказала недавно новый директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, указывая на продолжающееся распространение вируса по всему миру. «Мы опасаемся, что это не закончится, пока это не закончится повсеместно».

Промышленное производство Китая в мае выросло на 4,4% в годовом выражении – цифра сама по себе неплохая, но меньше, чем ожидалось, что заставляет ждать новой порции макростатистики за июнь в то время, как текущие показатели роста и торгового оборота рушатся в таких важных для мировой экономики стран как Индия и ЮАР, не говоря уже о находящейся на пике эпидемии Бразилии.

В ответ на резкое падение цен на нефть 38 американских операторов пересмотрели в 2020 году капитальные затраты на 36%, снизив их на $41 млрд. Спрос за пределами Китая остается слабым, поэтому продолжительно низкие цены на нефть, даже с учётом практически предопределённого выбытия, одних за другими, сланцевых мощностей с рынка, является базовым сценарием по крайней мере до конца 2020 года.

Из последних новостей: Компания Extraction Oil & Gas, чья цена на акции на прошлой неделе утраивалась во время отчаянных покупок на слухах – как выяснилось, обманчивых – в итоге объявила о банкротстве, спустя всего неделю после того как это сделала легендарная Chesapeake Energy.

Денверская компания подала заявку на защиту по статье 11 для получения 30-дневного льготного периода по выплате процентов по кредитам и купонов по облигациям, поскольку она не смогла выполнить свои обязательства по графику. Extraction добывала почти 100 000 баррелей нефтяного эквивалента в день из сланцевых скважин в бассейне DJ в штате Колорадо. Но её усилия по расширению бизнеса, включая развитие инфраструктуры для трубопроводов, а также выкуп акций оставили долговую яму в размере около $1,6 млрд против активов в размере $2,7 млрд по состоянию на конец первого квартала 2020.

Сланцевые производители в состоянии вероятного банкротства

Для многих низкомаржинальных и низкодебетовых нефтяных компаний снижение капвложений будет недостаточным, чтобы выжить в условиях продолжительно (до полугода) низких цен на нефть. Мы уже ранее писали, что наилучшим инструментом оценки состояния сланцевых производителей в США и Канаде остаются обзоры корпоративных облигаций – прежде всего, от рейтинговых агентств. По последним данным, S&P Global Ratings и S&P Global Platts определили 29 компаний (17 компаний, занимающихся разведкой и добычей, и 12 компаний, оказывающих нефтесервисные услуги), которые допустили дефолт по долгам, причем некоторые из них уже подали заявления о банкротстве.

Источник: S&P Global Ratings

Нефтесервисные компании в состоянии вероятного банкротства

В нефтесервисном секторе компании Pioneer Energy Services пришлось отказаться от бурения в Баккене (крупнейшей нефтеносной территории США) после 20 лет работы – в основном из-за подачи заявления о банкротстве одним из крупнейших клиентов компании, Whiting Petroleum, в апреле этого года. Как мы помним, Diamond Offshore Drilling подала заявление о банкротстве 26 апреля.

Низкие цены на нефть создают проблемы для производителей сланцев, однако морское бурение вызывает ещё большую озабоченность в связи с долгосрочными капиталоемкими обязательствами в сочетании с медленной окупаемостью инвестиций.

Поможет ли цепная реакция банкротств сланцевиков восстановить цены на нефть?

Как прогнозирует Информационное бюро по энергетике США (EIA), которому по статусу положено быть оптимистичным, мировой спрос на нефть будет восстанавливаться в следующем году по мере того, как мир будет выходить из ограничений, связанных с коронавирусной пандемией, но восстановление до докризисного уровня может занять не менее двух лет.

Их французский коллега МЭА добавляет, что потребление топлива во всем мире в следующем году останется на 2,5% ниже, чем в 2019 году, во многом из-за «тяжелого положения авиационной отрасли» (см. выше).

Мировое потребление сырой нефти все еще находится на пути к рекордному сокращению - 8,1 млн. баррелей в день в этом году. В то время как в следующем году ожидается, что оно поднимется на 5,7 млн. баррелей в день – в среднем до 97,4 млн. баррелей в день – но останется на 2,4 млн. баррелей в день ниже уровня 2019 года. Спрос может не вернуться к целевым 100 миллионам баррелей в день до 2023 года.

На самом деле, по мнению Schlumberger, добыча сланцевой нефти в мире снизится до 600 000 - 700 000 баррелей в день в 2020 году и до 200 000 баррелей в день в 2021 году, что существенно ниже по сравнению с примерно 1 миллионом баррелей в день в 2019 году. Тем не менее, учитывая совокупный выпадающий спрос со стороны авиакомпаний мира, у которого пока нет быстрого решения, на уровне как минимум 6 миллионов баррелей в сутки, мы понимаем, что даже полное исчезновение с лица земли всех сланцевиков не сможет существенно восстановить спрос на нефть без решения проблем коммерческих авиакомпаний.

Подготовлено по материалам: IEA, EIA, Oilprice.com, WorldOil.com, FT, S&P Global Ratings.

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию