Меню категорий
SharesPro
06.06.2020 15:14
0
Virgin Galactic следит за миром сверхзвуковых полетов

Собираетесь на встречу в Лондоне в полдень и возвращаетесь в Нью-Йорк к обеду? Еще до появления коронавируса это была всего лишь мечта, но деловые путешественники и компании, которые их обслуживают, работали над этой мечтой десятилетиями.

Прошлая неделя ознаменовала начало новых усилий, направленных на то, чтобы вновь воплотить ее в жизнь, поскольку НАСА подписало соглашение с предприятием в сфере космического туризма Virgin Galactic.

Соглашение позволит Virgin Galactic перенимать опыт и ресурсы космического агентства, что предоставит инженерам компании представление о «технологиях, полученных за последние 50 лет» при разработке нового коммерческого авиационного транспортного средства, сказал Джеймс Кеньон (James Kenyon), директор НАСА Advanced Air. Boeing (BA) также инвестировал $20 млн в Virgin Galactic в прошлом году, дав старт партнерству, ориентированному на коммерческое пространство и глобальные технологии путешествий.

Обязательство Virgin Galactic по развитию бизнеса в сфере туристических услуг является одной из причин того, что цена акций компании в 2020 году выросла более чем на 50%, даже несмотря на то, что пандемия COVID-19 нанесла удар по индустрии туризма и экономике в целом.

Некоторые эксперты с Уолл-стрит возлагают на эту перспективу большие надежды: в прошлом году в докладе UBS говорилось, что рынок авиабилетов на дальние расстояния может быть «поглощен» возможностью путешествовать через космическое пространство, что может составить потенциальный годовой рынок объемом в $20 млн. Тем не менее, в отчете также отмечалось, что стоимость «должна будет существенно снизиться до цены билета бизнес-класса или ниже, чтобы сделать такое путешествие доступным для потребителей».

Использование ракетных технологий для перемещения людей между городами через космическое пространство, вероятно, очень далеко от реальности. И не ясно, будет ли такой туризм достаточно эффективным, чтобы иметь смысл в коммерческом секторе.

Длинная история многочисленных попыток доставить путешественников из пункта А в пункт В со скоростью, превышающей скорость звука, полна неудач, банкротств и невыполненных обещаний.

В интервью CNN Business в пятницу генеральный директор Virgin Galactic Джордж Уайтсайдс (George Whitesides) заявил, что компания находится в хорошем положении и готова возглавить новый толчок к возрождению сверхзвуковых путешествий, потому что Galactic — «единственная коммерческая компания, летающая быстрее, чем 1 Мах (около 340 м/с)».

Компания все еще находится на самой ранней стадии разработки нового транспортного средства для сверхзвукового транзита, и она не обязательно будет использовать ракетные двигатели или возить людей в космос.

«Мы с самого начала не отметаем никаких вариантов», — сказал Уайтсайдс, добавив, что компания рассматривает возможность использования реактивных двигателей с воздушным дыханием.

Это может означать, что Virgin Galactic решит построить судно, более похожее на сверхзвуковые реактивные самолеты, предлагаемые такими компаниями, как Aireon и Boom, чем на существующий суборбитальный ракетный самолет. Ракеты и самолеты используют совершенно разные технологии, но Уайтсайдс отметил, что у Galactic есть опыт в обеих областях.

Их шестиместный космический самолет SpaceShipTwo начал свой путь от материнского корабля с реактивным двигателем. На данный момент компания провела два испытательных полета в космоса со скоростью, превышающей 3 Маха, что в три раза больше скорости звука, и, как ожидается, начнет летать с клиентами на борту, которые приобрели билеты на $250 тыс., в ближайшие месяцы.  Но эти рейсы не доставят клиентов в новые пункты назначения; вместо этого они вернутся в тот же космодром, из которого отправились.

По словам Уайтсайда, инженеры Galactic в настоящее время предполагают создание сверхзвукового авиалайнера нового поколения на 50–200 посадочных мест. Компания еще не оглашает цену билета, добавил он, но компания признает, что на данный момент «некоторые люди платят много денег за то, чтобы пересечь океан». Например, по словам одного брокера, дальний рейс частного самолета из Нью-Йорка в Лондон стоит примерно $100 тыс. в одну сторону.

Кроме того, если не учитывать влияние пандемии на туристическую индустрию, вопрос, с которым сталкиваются все компании, имеющие «сверхзвуковые» амбиции в отношении путешествий, заключается в том, могут ли они решить актуальные проблемы: в частности, проблемы безопасности, окружающей среды, препятствий регулирования и завышенной стоимости.

Concorde

Скорость: 2 Маха (удвоенная скорость звука)

Первый испытательный полет: 1969

Первый коммерческий сервис: 1976

Упразднен: 2003

Самый известный бренд из мира сверхзвуковых путешествий, Европейский Конкорд, может пересечь Атлантический океан всего за три часа — это вдвое меньше времени, чем требуется большинству самолетов. Билеты на легендарный самолет стоимостью $10 тыс. стали символом статуса для состоятельных путешественников.

Но самолеты потребляли огромное количество топлива, и громкие звуковые удары, которые они производили, рикошетировали до земли, ограничивая сверхзвуковое путешествие Конкорда полетами над океаном.

Авария в 2000 году, в результате которой погибло 113 человек, повредила репутации этих самолетов. Самолеты также страдали от технических неполадок в конце их службы. British Airways и Air France, единственные авиакомпании, регулярно летающие в Конкорде, сократили количество рейсов. Обе авиакомпании заключили, что Конкорд не был финансово жизнеспособным, и прекратили полеты к 2003 году.

«Конкордский»: Туполев Ту-144

Скорость: 2,4 Маха

Первый испытательный полет: 1968

Первый коммерческий сервис: 1977

Упразднен: 1978

Советский Союз представил собственный сверхзвуковой самолет Ту-144, который на Западе прозвали «Конкордским».

Советский самолет был быстрее и больше своего конкурента, вызывая благоговение в Парижском авиасалоне в 1971 году. Но во время другого демонстрационного полета на том же мероприятии два года спустя Ту-144 развалился, убив шесть человек на борту и восемь на земле. Трагедия задержала разработку самолета, и когда в 1977 году он, наконец, поступил в коммерческую эксплуатацию, конструкция реактивных двигателей самолета и системы кондиционирования воздуха, как сообщалось, сделали уровень шума внутри салона невыносимым для пассажиров. В итоге реактивные самолеты доставили больше грузов, чем живых пассажиров.

Коммерческие полеты были приостановлены всего через шесть месяцев, и программа была прекращена к 1984 году.

В 1993 году, когда холодная война смягчилась, правительства Соединенных Штатов и России совместно исследовали сверхзвуковые воздушные перевозки, и совместными усилиями страны подняли Ту-144 в небо для нескольких испытательных полетов. Но эта программа также была отменена после того, как страны решили, что они не могут представить «экономически жизнеспособный» самолет, согласно данным НАСА.

SST из Америки: Boeing 2707

Обещанная скорость: 2,7 Маха

Начало программы: 1963

Программа закончилась: 1971

В 1963 году Конгресс поддержал внутреннюю программу правительства США по развитию сверхзвуковых перевозок, названную Американским Сверхзвуковым Транспортом, или SST.

Часть исследований программы включала тестирование воздействия звукового шума на городские районы. Правительство надеялось оценить реакцию общественности, пролетев над Оклахома-Сити истребителями, доставив более 1200 бонов — звуковых ударов — в этот район за шесть месяцев в 1964 году.

Хотя исследователи настаивали на том, что контролируемые полеты не могут повредить конструкции, домовладельцы утверждают, что ударные волны разбивали окна и потрескавшуюся штукатурку.

Согласно отчетам правительства, компенсация за ущерб, выплаченная домовладельцам Оклахома-Сити, составила к концу десятилетия более $123 тыс.

Boeing, предложивший воздушное судно, даже более быстрое и вместительное, чем советский Ту-144, стал основным подрядчиком SST в 1966 году, вдохновляя на создание имени ныне не существующей сиэтлской баскетбольной команды SuperSonics.

Но опасения по поводу звукового бума, воздействия на окружающую среду и экономической целесообразности омрачали развитие SST с самого начала.

Имея длительный срок разработки и неясное экономическое обоснование, законодатели отменили программу к 1971 году. В одном отчете комитета Конгресса конструкция самолета SST была названа «ужасно убыточной».

Космический самолет Х-30

Обещанная скорость: 25 Махов

Начало программы: 1982

Программа закончилась: 1994

В 1980-е годы  правительство США запустило гораздо более амбициозную программу — проект Х-30.  Цель его состояла в том, чтобы создать прототип транспортного средства, которое могло бы перемещаться по воздуху на гиперзвуковых скоростях и даже «взрываться» в космическом пространстве до скорости в 25 Махов.

Правительство надеялось, что эта технология может быть использована военными, спутниковой промышленностью или для перевозки путешественников между городами на рекордных скоростях. Президент Рональд Рейган объявил его «новым Восточным экспрессом», способным перевозить путешественников из Далласа в Токио всего за два часа. Но коммерческие компании проявили ограниченный интерес к самолету, и разработчики медленно продвигались к решению его сложных технических задач.

Конгресс прекратил финансирование в 1994 году, до того, как был построен полномасштабный прототип.

Множество текущих экспериментальных программ X-plane сосредоточено на разработке различных самолетов и космических кораблей. Они включают в себя «Тихий сверхзвуковой технологический авиалайнер» или X-59.

Высокоскоростной гражданский транспорт НАСА

Обещанная скорость: 2 Маха

Начало программы: 1990

Программа закончилась: 1999

По данным космического агентства, НАСА и группа корпоративных партнеров разработали концепцию сверхзвукового самолета, способного перевозить около 300 пассажиров со скоростью более 1500 миль в час — по «стоимостью билета сопоставимого более медленного полета».

Исследователи изо всех сил пытались придумать «экологически приемлемую, экономически жизнеспособную» конструкцию — отчасти потому, что звуковые удары по-прежнему не позволили бы транспортному средству пролетать над населенными районами, согласно одному исследованию Национального исследовательского совета 1997 года, в котором также предполагалось, что жизнеспособный сверхзвуковой коммерческий самолет все еще остается на расстоянии «многих лет от коммерческой разработки».

«Уровень риска — и инвестиции, требуемые промышленностью для производства эксплуатируемого самолета — все еще будут намного превышать риск и стоимость любых предыдущих усилий по развитию коммерческого транспорта», — говорится в отчете NRC.

Программа завершилась в 1999 году после того, как не удалось привлечь достаточную поддержку со стороны частного сектора.

XCOR Lynx

Обещанная скорость: 2 Маха или выше

Основана компания: 1999

Банкротство: 2017

XCOR, бывший сосед Virgin Galactic в калифорнийской пустыне, работал на своем собственном космическом самолете Lynx. Подобно Virgin Galactic, XCOR планировал использовать судно Lynx в качестве трамплина для создания более мощной технологии — возможно, способной перевозить людей по всему миру менее чем за два часа.

Компания запустила в воздух ранний прототип, получивший название EZ-Rocket, на десятки испытательных полетов. Но стартап изо всех сил пытался собрать достаточно средств, чтобы продолжить свои исследования. XCOR подала на статью 7, или ликвидацию по причине банкротства, в 2017 году.

Rocketplane XP

Обещанная скорость: 3 Маха

Основана компания: 1995

Банкрот: 2010

Rocketplane из Оклахомы — еще один стартап, у которого были амбиции в области космического туризма, планировал использовать свой ракетный самолет для перевозки людей с места на место, но планируемое судно имел ограниченную дальность полета. По словам Чарльза Лауэра (Charles Lauer), вице-президента по развитию бизнеса, планы Rocketplane по созданию XP заключались в том, чтобы перевозить людей через Гавайские острова.

Но Rocketplane не смог найти свою финансовую основу, особенно после того, как НАСА отменило крупный контракт, заключенный с фирмой в 2000-х годах.

Компания объявила о банкротстве в 2010 году. Лауэр сказал, что у руководителей все еще есть идеи по созданию более крупного космического самолета, который мог бы лететь между городами, но они «в настоящее время не вкладывают средства» в этот проект, потому что в этой области все еще слишком много вопросов без ответа, касающихся правил, финансов и технико-экономическое обоснования.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию