Меню категорий
Владимир Рожанковский LIFA
28.05.2020 18:02
0
ByteDance удивила инвесторов «утечкой» финансовых результатов. Что дальше?

ByteDance Ltd., весьма неожиданно для тех, кто следит за новостями об этой компании и знает, как неохотно она раньше делилась своей финансовой статистикой, сообщила о $3 млрд чистой прибыли при выручке свыше $17 млрд за 2019 финансовый год — цифры, которые показывают, что самый высоко оценённый стартап в мире продолжает расти быстрыми темпами.

Выручка за прошлый год более чем в два раза превысила показатель 2018 года, составлявший около $7,4 млрд, благодаря феноменальному росту пользовательского трафика, который заставил рекламодателей уйти от Tencent Holdings и Baidu.

ByteDance стал одной из самых удивительных историй успеха технологической индустрии, инновационной китайской компании, которая бросает вызов глобальному доминированию американских интернет-гигантов. Она привлекает около 1,5 млрд активных пользователей ежемесячно к семейству приложений, которое включает в себя короткие видео-платформы TikTok, её китайского двойника Douyin и новостной сервис Toutiao. В этом месяце компания переманила на пост CEO TikTok выходца из компании Walt Disney, Кевина Майера.

ByteDance усиливает своё присутствие в новых сферах: таких как электронная коммерция и игры. В этом году он начал волну найма соответствующих специалистов и предусматривает в 2020 году 40 000 новых рабочих мест, в надежде соответствовать численности персонала электронной коммерции гиганта Alibaba Group в то время как директора технологических корпораций по всему миру уходят в отставку, поскольку их компании зачастую сокращают персонал.

По состоянию на 2019 год, с более чем 1 миллиардом пользователей ежемесячно, ByteDance оценивался в $75-78 млрд, что уже тогда делало его самым дорогостоящим стартапом в мире. По разным оценкам, ByteDance мог бы получить оценку от $150 до $180 миллиардов если бы его IPO проходило сейчас. Премию к объёму выручки до 20% удалось бы получить благодаря популярности двух основных детищ компании: подростковой музыкальной социальной сети TikTok и растущему бизнесу в области игр.

Об истории финансовой отчётности

В нашем аналитическом исследовании компании от 17 апреля 2020 года мы писали, что ByteDance перестала публиковать полные отчёты о прибылях и убытках, начиная с 3 квартала прошлого года, когда в компании произошла смена нескольких топ-менеджеров. На последний доступный период — 1 половину 2019 года — компания сообщила о полученной выручке «в районе» 50-60 млрд юаней (от $7 млрд до $8,4 млрд), что, в целом, на тот момент превышало ожидания рынка.

ByteDance, которая была убыточной в первом полугодии прошлого года, показала прибыль в июне 2019 г. и сообщила о «высокой уверенности» в получении прибыли во втором полугодии, однако этого не произошло. Кроме того, компания впоследствии и вовсе отказалась  от формата публичных объявлений касательно своей бухгалтерии. Тем не менее, на тот момент столь уверенный рост показателей привёл к тому, что ByteDance пересмотрел целевой показатель доходов на 2019 год до 120 млрд юаней (порядка $17 млрд) по сравнению с ранее поставленной целью в $100 млрд юаней в конце прошлого года.

Большая часть доходов компании поступает из Китая, где продукты компании наиболее популярны. В то время как Douyin генерирует рекламные сборы, TikTok, видимо, лишь выходит на ранние стадии коммерциализации.

О рисках

Однако в иных условиях очевидные, планы компании провести IPO в США, сейчас выглядят весьма сомнительными. Американские законодатели продолжают выражать озабоченность в адрес приложения TikTok по поводу неприкосновенности частной жизни и цензуры. В редкой двухпартийной попытке в Вашингтоне сенатор-республиканец Том Коттон (Tom Cotton) и лидер меньшинства в Сенате Чак Шумер (Chuck Schumer) в прошлом году призвали к проведению расследования по делу TikTok, назвав его угрозой национальной безопасности.

Президент Дональд Трамп в среду пригрозил регулировать или закрывать социальные сети, написав в твиттере, что некоторые платформы «пытаются заставить замолчать консервативные голоса». Относились ли эти высказывания конкретно к TikTok — неясно, но вкупе с повышением законодательной активности американских конгрессменов в отношении китайских публичных компаний, торгующихся на биржах в США, можно уверенно заключить, что время для китайских IPO сейчас — крайне неподходящее.

Компания вела очень предварительные переговоры об IPO своих акций в прошлом году, но теперь, видимо, не будет спешит становиться публичной. Сейчас у компании на счетах более $6 млрд наличными, так что на эти деньги можно в условиях неблагоприятной политической конъюнктуры заниматься тихим «бархатным» лоббизмом и не предпринимать резких движений до поры до времени.

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию