Меню категорий
Владимир Рожанковский LIFA
24.03.2020 19:23
0
Что предлагает ФРС США, и как перманентное широкоформатное QE изменит конфигурацию рынков

Федрезерв США вчера удивил инвесторов грандиозным планом скупки корпоративных облигаций и торгуемых на бирже фондов ETF. ФРС приняла меры в ответ на резкое падение цен на корпоративные облигации в течение марта. Эти меры всё больше напоминают отчаянные действия Банка Японии в последнее десятилетие, и, как следствие, в этой связи возникают невольные параллели и прогнозы.

Глава ФРС Джером Пауэлл уточнил, что регулятор намерен скупать на свой баланс только корпоративные облигации инвестиционного класса, а не высокодоходные облигации. Но предложенный пакет включает в себя также и более беспрецедентные для ФРС шаги – в том числе, скупку коммерческих ипотечных кредитов (давайте мысленно представим себя на их месте!), обеспеченных активами, а также, если Конгресс утвердит с третьей попытки, значительную программу льготного кредитования потребителей, непосредственно направленную на помощь малому бизнесу.

Министр финансов США Стивен Мнучин вчера успел оценить происходящее на телеканале Fox Business, заверив, что предложенные меры – это не «временная подкормка пострадавших».  Мнучин считает, что предложен полноценный «механизм», с помощью которого американский бизнес сможет с выгодой использовать сотрудничество с Федрезервом (!). Это масштабная программа по обеспечению ликвидности.

Помимо программы «неограниченного количественного смягчения», в рамках новой экстренной программы будет выделено в общей сложности $300 млрд, а также $30 млрд из стабилизационного фонда Минфина США для поддержания устойчивости бирж (наконец-то маски сняты!).

Центральные банки уже давно, вовсю и «наперегонки» внедряют свои экстренные монетарно-фискальные пакеты. Эпидемия коронавируса лишь усилила и умножила существовавшие до неё процессы. Мнения относительно того, помогут ли они экономикам, страдающим от тотальных карантинов и парализованной внешней и внутренней торговли – разнятся до диаметральных. Наше мнение состоит в том, что эти пакеты помогут банкам и крупным компаниям физически выстоять в протяжении того времени, пока будет происходить анонсированная накачка денег, однако к моменту, когда она завершится, у этих компаний и банков реальный бизнес может либо кардинально сократиться, либо исчезнуть вовсе.

Но с учетом того, что фискальные расходы на коронавирус, скорее всего, будут расти гораздо дольше самой пандемии, политики могут рассмотреть возможность их прямого финансирования за счёт перманентного увеличения балансов своих центробанков – печально известного феномена «вертолётных денег», только теперь уже как образа жизни. Пока это всё существует на уровне намерений и деклараций, долгосрочные последствия мало кого интересуют. В некоторых обстоятельствах предложенные меры можно считать синонимом долговой балансировки бюджетов, финансируемой за счёт средств, выделяемых для обеспечения рыночного качества вышеупомянутого долга. В нынешних условиях есть выбор между тем, чтобы считать коронавирус обстоятельством непреодолимой силы, и просто попробовать всё, что раньше считалось не слишком этичным – правда, без гарантий.

На фоне приятного ощущения подобной безотказной страховки мировые правительства собираются эмитировать всё больше облигаций с околонулевой или отрицательной доходностями, понимая, что центробанки будут скупать их через всё более масштабные (а в некоторых случаях, неограниченные) программы QE. Кроме того, некоторые центробанки установили верхний (но не нижний!) предел доходности таких облигаций, что, по сути, даёт правительствам свободу эмиссии такого объёма долговых обязательств, который они сочтут нужным.

Тем не менее, государственные долги в конечном итоге должны быть проданы частному сектору: вспомним, что в последние месяцы у руля бывшей главы ФРС США Джанет Йеллен именно такая попытка и была предпринята – под её руководством Федрезерв попытался сократить собственный баланс путём «обратного QE» – т.н. «количественного ужесточения». Сейчас многим становится всё более очевидно, что больше таких попыток предприниматься не будет.

Правда, есть сомнения в постоянной действенности «вертолётных денег» и параллельного «списания» государственных долгов, так как это может, в конце концов, сделать центробанки неплатежеспособными. Это произойдёт ввиду того, что их растущие балансы будут увеличивать их обязательства, но при этом доходная часть не будет расти, т.е. будут неуклонно  снижаться главные коэффициенты любого предприятия – коэффициенты ликвидности, как бы странно это ни звучало применительно к данным структурам. Неплатежеспособность центробанков в краткосрочной перспективе вряд ли несёт в себе какое-то глубинное  значение, как это имеет место быть в случае компаний. Но надо иметь в виду, что в дальнейшем правительствам придётся рекапитализировать свои ЦБ, введя какие-то новые налоги или запустив на рынки какие-то невиданные доселе новые инвестиционные инструменты, которые придутся по вкусу глобальным инвесторам. Вряд ли это будут суверенные облигации и трежерис с околонулевыми и отрицательными доходностями, так что думать об этих новых инструментах правительствам нужно уже сейчас.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: https://t.me/sharespro
Instagram: https://www.instagram.com/sharespro/

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию