Меню категорий
Владимир Рожанковский LIFA
06.03.2020 14:41
0
Выйдет ли «Вкусвилл» на IPO?

Сеть продуктов здорового питания «Вкусвилл» — один из самых быстрорастущих продовольственных ритейлеров РФ. Компания была основана в 2009 году, когда основатель сети магазинов молочной продукции «Избенка» Андрей Кривенко вложил 50 тыс. рублей в открытие первой торговой точки, но ее нынешняя франшиза появилась лишь в 2012 году, когда Кривенко решил расширить ассортимент и площадь своих торговых точек. Уже по итогам 2016-го его торговые сети с выручкой 20,8 млрд рублей вошли в число 500 крупнейших компаний России. Ритейлер активно развивается, и ввиду настойчивых планов по выходу на IPO в 2020 году решил впервые раскрыть свои финансовые показатели. По последним данным, в качестве ориентира для IPO компания теперь называет 2021 год.

Последние презентации «Вкусвилл» имеют явную направленность описания бизнеса в формате для IPO. Еще осенью 2019 года Андрей Кривенко рассказывал об этих планах агентству Reuters: компания рассматривает возможность IPO на NASDAQ в Нью-Йорке и на Московской бирже. Кроме того, Кривенко еще с сентября 2019 года рассматривал возможность открыть магазины за рубежом. Среди возможных стран он называл Францию, Нидерланды и Китай. Мы понимаем, что миссия эта выдающаяся, и соответствующие лицензии, регистрации и заключения антимонопольных органов получить будет непросто. Впрочем, нет ничего невозможного.

Предварительные финансовые показатели

Выручка «Вкусвилла» в 2019 году в годовом выражении увеличилась в 1,5 раза, до $1,28 млрд. Всего за четыре года этот показатель вырос в 4 раза. EBITDA компании в 2018 году составила 2,8 млрд рублей, а по итогам 2019 году, как ожидается, достигнет примерно 7 млрд рублей. Рентабельность EBITDA достигла около 8% против 5,2% в 2018 году. Для отрасли ритейла этот показатель выглядит высоким: у крупнейшего продавца продуктов в России X5 Retail Group за девять месяцев 2019 года рентабельность EBITDA составила 7,4% (операционная рентабельность — 5,1%, рентабельность по чистой прибыли — 1,6% при средней рентабельности по чистой прибыли по сектору 3,7%), у «Магнита» за полный год — 6,1%.

Владельцы «Вкусвилла» — фонды Baring Vostok (12,16%), основатель сети Андрей Кривенко (1,8%). Евгений Лисицын через ООО «Проект Избенка» и АО «Эволюционная цель» владеет долей в размере 86,08%.

В настоящее время «Вкусвилл» функционирует в 17 городах РФ за пределами Московского региона, включая Белгород, Брянск, Воронеж, Казань, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Ярославль. Открыть один «Вкусвилл» стоит $85-90 тыс. В 2019 году новые точки выходили на безубыточность за 3–6 недель, а окупаемость инвестиций достигалась через 12 месяцев. Для сравнения у известных франшиз точек разливного крафтового пива эти сроки в среднем составляют 4,5 и 26 месяцев соответственно. У «Вкусвилла» есть хорошо узнаваемые и весьма функциональные программы контроля качества продуктов и лояльности покупателей, которые, безусловно, подразумевают премию в оценке компании по сравнению с ее конкурентами.

Вызовы

Как в случае со многими другими секторами мировой экономики, связанными с большими потоками покупателей и клиентов, «ВкусВилл», скорее всего, столкнется в 1 квартале 2020 года с определенными трудностями, связанными с профилактическими мероприятиями против коронавируса. Мы не склонны предсказывать падение посетителей, однако определенные логистические усложнения, связанные с инфекцией, могут привести к временной заморозке ассортимента товаров в магазинах и усиление их локализации.

Индустрия здорового питания буквально вторгается в наше инфопространство чрез многие эффективные источники рекламы, включая Instagram и другие социальные сети. Если «ВкусВилл» на сей раз всерьез готовится к IPO, компании необходимо неустанно нащупывать и разрабатывать новые направления роста, новые ниши, в которых в России пока конкуренция не слишком высока. Например, это может быть сбыт и даже собственное производство не просто низкокалорийных продуктов без пестицидов, красителей и канцерогенов, а целевых продуктов для диабетиков, аллергиков и людей с различными функциональными проблемами внутренних органов. В мире растет популярность безлактозных и безглютеновых продуктов питания, и для «ВкусВилл» освоение более серьезных с диетологической точки зрения направлений могло бы открыть новое дыхание и позволить ей еще дальше оторваться от конкурентов.

Оценка

«ВкусВилл» выгодно отличается от более крупных конкурентов отсутствием долгосрочных долговых обязательств на балансе. В пассивах есть лишь краткосрочная кредиторская задолженность в размере 3,5 млрд рублей при краткосрочной дебиторской задолженности в размере 1,2 млрд рублей. Чистые активы компании по состоянию на конец 2018 года составляли примерно 7,5 млрд рублей, но сейчас они выросли примерно до 10 млрд рублей. Исходя из сравнительного анализа, стоимость «ВкусВилла» до IPO может составить около 25 млрд рублей (примерно $380 млн).

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию