Меню категорий
Anastasiia Druzianova
28.02.2020 11:28
0
Некоторые стартапы Силиконовой долины не переживут 2020 год

К стартапам появились новые требования как со стороны инвесторов, так и со стороны сотрудников. 2019 год, возможно, стал переломным, так как рынок обесценил «единорогов» при публичных размещениях.

Раньше от стартапов не требовали показывать прибыль, достаточно было показывать рост выручки и считаться инновационной компанией с революционным продуктом или инновационной бизнес-моделью.

Громкие провалы 2019 года — Uber, Lyft и WeWork — на своем примере показали, что рынок предъявил строгие требования, которые нельзя компенсировать громким именем и безупречным маркетингом.

Сфера стартапов, которая последние десять лет была генератором новых рабочих мест и оплотом оптимизма, резко стала очень скептично относиться к убыточным историям.

В связи с таким резким изменением начались массовые сокращения. Мы помним, как технологический сектор рос настолько быстро, что компании не успевали нанимать достаточно сотрудников, чтобы поспевать за скоростью масштабирования бизнеса, но сегодня мы видим массовое сокращение из-за строгих требований к прибыли.

Рост стартапов был вызван волной вливаний денег инвесторов — около $763 млрд за последние десять лет. Огромные суммы инвестиций способствовали росту стартапов в сферах доставки, каннабиса, недвижимости и прочего. Здесь следует отметить отличие стартапов, разрабатывающих недорогие ПО, так как они выглядят более конкурентоспособными на фоне компаний которые тратят значительные суммы на материальные активы (как WeWork с их офисами).

Спад энтузиазма разворачивается именно в тех отраслях, которые вызвали наибольшую шумиху, также это, вероятно, частично связано с завышенными ожиданиями.

Так, согласно подсчетам The New York Times, по всему миру более 30 стартапов сократили более 8 тыс. сотрудников за последние четыре месяца. Также в последнем квартале 2019 года лишь 2215 стартапов привлекали средства, что стало самым низким показателем с конца 2016 года, согласно данным National Venture Capital Association и PitchBook, которые отслеживают стартапы.

Следующее, на что следует обратить внимание, это свежие провалы таких стартапов, как Casper, который сравнивал себя с Nike и который провалился сразу после IPO (мы не участвовали в этом IPO), потеряв около 40% от максимума и вернувшись практически к цене открытия. Также Lime, поставщик скутеров, который сократил свое присутствие в более чем 10 городах. Игровое приложение Brandless и производитель электроники Essential Products находятся на грани закрытия.

Инвестор из венчурного подразделения Bloomberg L.P. в Сан-Франциско отметил, что в индустрии наблюдаются некоторые моменты паники, когда одни негативные события следуют за другими.

Многие стартапы проваливаются после трудного 2019 года, когда известные «единороги» (с капитализацией $1 млрд и более) потерпели неудачу на рынке. Uber и его конкурент Lyft после провального IPO сменили исполнительное руководство и сократили оценку компаний на 80% в прошлом году.

Список компаний, столкнувшихся с серьезными трудностями возглавляют стартапы, которые получили поддержку японского конгломерата SoftBank: Uber, WeWork и Oyo. Все  они производят сокращения в последние месяцы.

Невозможно построить что-либо на слабом фундаменте, считает Сет Бесмертник, исполнительный директор Conductor (маркетинговой компании), поглощенной WeWork в 2018 году, которую г-н Бесмертник и другие недавно выкупили обратно.

В феврале 2020 года SoftBank сообщил об убытке в $2 млрд, который понесли его Vision Fund и другие инвестиции в последнем квартале 2019 года.

Волна разочарований, вероятно, не будет настолько серьезной, как крах доткомов в начале 2000х, так как инвесторы будут по-прежнему вкладывать большие суммы в определенные типы стартапов. К примеру, в те, что делают технологии, работают по модели B2B, а также имеют стабильные продажи, как Bill.com.

На общем фоне Airbnb и DoorDash также оказались под угрозой, так как обе компании теряют деньги, причем распространение коронавируса весьма негативно отражается на выручке компаний.

Самый существенный поворот пережили стартапы из сферы каннабиса, которые в прошлом году привлекли около $2,6 млрд венчурного капитала, согласно данным PitchBook. Затем в середине 2019 года инвесторы начали сомневаться в способностях этих стартапов выполнить свои обещания из-за скандалов, ценовой борьбы и мер регуляторов. Так, Caliva и NorCal Cannabis Company сократили сотни сотрудников за последнее время.

Исполнительный директор Tilray, производителя каннабиса, считает, что многие компании из этого сектора не переживут 2020 год, и признался, что сам перестал вкладывать средства в подобные проекты.

Таким образом, многие стартапы переживают худшие времена: сокращение финансирования, сотрудников и продаж, а те, кому особенно не повезло, сворачивают бизнесы и возвращают долги из собственного кармана. Теперь стартапы должны быть прибыльными изначально, прикладывать больше усилий, чтобы привлечь хорошие кадры, так как возрос уровень недоверия по поводу перспектив стартапов со стороны сотрудников. Времена изменились, и одной лишь инновационной идеи стало недостаточно.    

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию