Меню категорий
SharesPro
22.01.2020 18:06
0
Moody понизило кредитный рейтинг Гонконга и изменило прогноз по рейтингу

20 января рейтинговое агентство Moody понизило рейтинги правительства Гонконга по долгосрочным обязательствам и приоритетному необеспеченному долгу с Aa2 до Aa3 и изменила прогноз по рейтингу с «негативного» на «стабильный».

Как сообщается на сайте Moody (далее вся информация приводится с этого ресурса), в понижении кредитного рейтинга отразились представления рейтингового агентства о том, что эффективность гонконгских институтов и управления ниже, чем представлялось ранее. Отсутствие выполнимых планов по решению политических, экономических и социальных проблем гонконгского населения, ставших актуальными в последние девять месяцев, может отражать большую институциональную слабость, чем Moody ранее предполагало. Кроме того, это может также быть признаком более значительных ограничений автономии институтов специального административного округа, чем полагалось ранее.

«Стабильный» прогноз при кредитном рейтинге Aa3 отражает высокую финансовую устойчивость и макроэкономическую стабильность — факторы, которые, как ожидает Moody, продолжат оставаться в силе в период повышенной неопределенности в отношении развития политической и социальной ситуации, связанной со слабым либо отрицательным ростом ВВП. При этом, несмотря на некоторое ослабление эффективности гонконгских институтов и управления, они все еще остаются отчетливо более эффективными, чем китайские (рейтинг A1 «стабильный»).

Moody также понизил рейтинг трастовых сертификатов, выпущенных Hong Kong Sukuk 2015 Limited — компанией целевых инвестиций, созданной правительством Гонконга, с Aa2 до Aa3. Обязательства по платежам в отношении этих сертификатов являются прямыми обязательствами правительства и оцениваются во всех отношениях наравне с другими приоритетными необеспеченными долговыми обязательствами правительства.

Рейтинговый потолок долгосрочных облигаций, выраженных в иностранной валюте, а также облигаций, выраженных в местной валюте, остается на неизменным (Aaa), в то время как рейтинговый потолок по долгосрочным депозитам, выраженным в иностранной валюте, был понижен с Aa2 до Aa3. Рейтинговые потолки для гонконгских краткосрочных облигаций и банковских депозитов, выраженных в иностранной валюте, остались на прежнем уровне — P-1.

Обоснование понижения в рейтинге до Aa3

Отсутствие эффективных мер реагирования со стороны исполнительной и законодательной властей на проблемы, вызвавшие непрекращающиеся протесты, а также инертность, которая во все большей степени характеризует законодательную и исполнительные ветви власти, свидетельствует о меньшей эффективности институтов и управления, чем ранее оценивало рейтинговое агентство.

Факторы, обусловившие протестную активность, определенно являются глубоко укорененными и трудноразрешимыми. Тем не менее, реакция правительства в ответ как на политические требования части населения, так и для затрагивающих уровень жизни в округе, стоимость жилья и равенство экономических возможностей, характеризовалась отчетливой медлительностью, нерешительностью и недостаточностьюмс экономической и социальной точек зрения.

Хотя ряд наборов решений для финансового стимулирования были объявлены в конце августа, тем не менее Moody не рассчитывает, что меры, запланированные на данный момент, окажутся способны действительно улучшить ситуацию с доступностью жилья или удовлетворить требования более равного распределения доходов и богатства. Кроме того, отсутствует ясность в отношении того, какие выводы сделало правительство и какие меры оно предпримет в ответ на результаты выборов в окружной совет, состоявшиеся 24 ноября 2019 г., в которых подавляющее большинство проголосовало за оппозиционных кандидатов.

Отсутствие реакции и ясности в том, как правительство собирается решать политические или социальные и экономические проблемы может отчасти свидетельствовать о принципиально меньшей работоспособности институтов, чем рейтинговое агентство предполагало ранее. Кроме того, независимо от ограничивающий автономию гонконгских институтов особенностей политики «одна страна, две системы», указанное выше положение вещей может свидетельствовать о наличии более существенных ограничений, чем это полагалось ранее.

Давление на гонконгские институты напрямую подрывает их кредитоспособность. Дополнительно, действительные либо воспринимаемые в качестве таковых изменения в статусе автономии гонконгских институтов повышают угрозу того, что действия иностранных правительств отрицательно скажутся на конкурентоспособности и экономической эффективности, а также в еще большей степени затруднят принятие и реализацию политических решений. Наиболее примечательным в этом отношении событием недавнего прошлого было принятие американским Конгрессом закона о правах человека и демократии в Гонконге в США в 2019 г., в соответствии с которым Госдепартамент США и другие ведомства обязуются на ежегодной основе осуществлять обзор соответствия политического статуса гонконгского округа переменам в торговой политике США с Гонконгом.

Обоснование «стабильного» прогноза по рейтингу

«Стабильный» прогноз при рейтинге Aa3 отражает представление рейтингового агентства о том, что разрыв в рейтингах между Гонконгом и Китаем скорей всего сохранится в обозримом будущем. В частности, Гонконгский рейтинг подкрепляется финансовой эффективностью, которая, как ожидает Moody, будет устойчивой в период низкого или отрицательного роста, а также очень высокой вероятностью сохранения макроэкономической стабильности. Кроме того, хотя оценка агентством эффективности гонконгских институтов и управления несколько снизилась, она все еще остается отчетливо более высокой, чем в отношении китайских, рейтинг которых составляет «baa1».

Минимальная долговая нагрузка правительства Гонконга и крупные финансовые резервы продолжают обеспечивать рейтинг финансовой эффективности «aaa». Хотя Moody ожидает умеренный рост правительственного долга ввиду политики фискального смягчения в контексте экономического замедления, он останется очень низким. Финансовые резервы в размере HKD1,2 трлн (около 40% ВВП) в финансовом 2019/2020 г. (год, завершившийся в марте 2020 г.) представляют собой важный ресурс для решения структурных проблем, в том числе проблему быстро стареющего населения, либо для погашения текущего или будущих периодов медленного или отрицательного роста.

Кроме того, обширные валютные запасы способствуют макроэкономической стабильности небольших, открытых экономик и крупных финансовых центров, а также поддерживают устойчивость и доверие к валютной привязке. В прошлом и во время текущей рецессии, а также во времена политической, социальной и экономической неопределенности, доверие к валютной привязке оставались высокими. Этот исторический опыт подкрепляет точку зрения Moody, в соответствии с которой центральный банк Гонконга должен справиться с задачей поддержания макроэкономической стабильности.

Со временем более тесные институциональные и экономические связи между Гонконгом и Китаем приведут к сближению двух рейтингов.

Экологические, социальные и административные факторы

Экологические факторы на данный момент не являются существенными для кредитного профиля Гонконга. Будучи небольшой островной экономикой Гонконг подвержен опасности повышения уровня моря, в то время как расположение самого региона делает актуальной проблему тропических штормов, которые в будущем скорей всего станут более разрушительными и будут происходить чаще по мере перемены климатических условий. Тем не менее, учитывая институциональные, технические и финансовые ресурсы, которыми обладает островная экономика, у Гонконга хороший потенциал для того, чтобы внедрить меры адаптации к климатическим изменениям.

Социальные факторы носят существенный характер для кредитного профиля Гонконга и сыграли существенную роль в изменении рейтинга. Например, неравенство в доходах и богатстве, а также стремительный и продолжающийся рост рынка жилья были важными элементами социальных неурядиц в Гонконге на протяжении существенного периода времени. Рейтинговое агентство пока наблюдает ограниченный эффект от правительственных мер по решению этих проблем. Гонконг также имеет дело с затруднениями демографического характера, связанными со стареющим населением, бремя которых, учитывая сравнительно узкую базу правительственных доходов, скорей всего ляжет на домохозяйства. Открытость Гонконга к иностранной рабочей силе в некоторой степени нейтрализует риски, связанные со старением населения.

Что может повысить рейтинг Гонконга

Moody будет расположено повысить рейтинг Гонконга, если продолжающиеся политические и социальные неурядицы будут разрешены таким способом, который продемонстрирует более высокую эффективность гонконгской экономики, институтов и управления, чем это следует из текущих оценок Moody. Также должы быть снижены среднесрочные и долгосрочные риски положению Гонконга как ключевого финансового и экономического центра в регионе.

Что может опустить рейтинг еще ниже

Moody скорей всего понизит рейтинг Гонконга, если поймет, что его экономическая эффективность и/или качество институтов ухудшились по сравнению с текущими оценками. Так, в частности, более тесная институциональная интеграция между Гонконгом и Китаем скорей всего ограничит автономию законодательных, судебных и/или исполнительных институтов в еще большей степени, тем самым приведя к понижению рейтинга. Понижение кредитного профиля Китая также негативно скажется на кредитном рейтинге Гонконга.

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию