SEC расследует пре…

Комиссия по ценным бум…

Соучредитель Airbn…

Торговая криптовалютна…

Китайская сеть рес…

Haidilao International…

NVIDIA (NVDA) - ре…

Компания NVIDIA (NASDA…

Мессенджер Line за…

Компания Line, предста…

Nuro и Kroger выво…

Стартап по предоставле…

Bitmain потерял 60…

Bitmain, крупнейший пр…

Constellation Bran…

Компания Constellation…

Гигант криптомайни…

Прибыль Bitmain, пекин…

Гарнитура смешанно…

После привлечения $2,3…

Berkshire Hathaway…

Известный инвестор Уор…

Фонд Джорджа Сорос…

Согласно нормативным д…

Финансовый директо…

Вопрос о дивидендах Fo…

Avalara TrustFile …

Компании, которые прод…

Alphabet инвестиру…

Alphabet, материнская …

Акции упали, потян…

У американских акций в…

«
»

03.08.2018 15:53

Основы экономики: конкуренция, монополия и олигополия

Предположим, что на рынке существует большое количество покупателей и продавцов для каждого товара или услуги. Это означает, что на рынке есть конкуренция, благодаря которой цены меняются вслед за изменениями в спросе и предложении. Для примера, если цена на товар достаточно велика и некоторые фирмы получают дополнительную прибыль в этом секторе, другие фирмы в рамках конкурентной борьбы могут быть вынуждены начать производить тот же товар, что увеличит предложение и приведет к уменьшению цены. Более того, так как почти для каждого продукта есть заменитель, потребитель может предпочесть его в случае, если основной продукт станет слишком дорогим. На рынке с большим количеством покупателей и продавцов, и у потребителя, и у поставщика равные возможности в конкуренции за цену.

В восемнадцатом веке Адам Смит, которого часто называют одним из основоположников современной экономической науки, писал, что конкуренция между производителями необходима для поддержания эффективности экономики. Смит рассмотрел этот принцип на примере модели примитивного общества, в котором есть только два типа продукции: бобры и олени. Охотник может добывать только один тип продукции и таким образом должен выбирать охотиться каждый день либо на бобров, либо на оленей. При условии равенства затрачиваемых усилий, охота на оленей оказывается прибыльней охоты на бобров в два раза. В результате на этом рынке предложение оленей выше, чем бобров, и так как спрос остается прежним, либо изменяется незначительно, то норма прибыли от охоты на оленей начинает падать, в то время как дефицит бобров приводит к ее повышению для тех, кто охотится на бобров. Смит полагал, что в конкурентной среде норма прибыли для любой отрасли будет стремиться к единообразному показателю, так как становится более выгодно производить определенные товары и новые компании будут появляться, чтобы использовать разницу в норме прибыли, тем самым оказывая давление на нее.

Предположение о конкуренции среди производителей экономисты называют «совершенной конкуренцией». Совершенная конкуренция характеризуется наличием множества покупателей и продавцов, множеством однородной продукции и их заменителей. Кроме того, совершенная конкуренция предполагает свободный выход на рынок, а цены должны определяться только отношением спроса и предложения. Тем самым, производители на рынке с совершенной конкуренцией следуют цене, установленной рынком и не имеют возможностей для влияния на нее. Например, если на рынке с совершенной конкуренцией одна фирма решит повысить свои отпускные цены, то потребители могут обратиться к ее ближайшему конкуренту в поисках лучшей цены, что для фирмы повысившей цены может обернуться потерей доли рынка и дохода. Рынок с совершенной конкуренцией – теоретическая модель, образец с которым сравнивают реальность, однако, в реальности его встретить нельзя. Впрочем, есть ряд реальных рынков, приближающихся к модели совершенной конкуренции, например, рынки зерновых культур и ценных бумаг.

Монополия и олигополия

Бывает, что в некоторых отраслях не представляется возможным найти хороший товар-заменитель, а уровень конкуренции низок. На рынке, на котором присутствуют только один или несколько поставщиков товара или услуги, производитель или производители могут контролировать цены. У потребителей выбор при этом, разумеется, крайне ограничен.

Монополия – это структура рынка, в которой присутствует только один производитель и продавец товара или услуги. Другими словами, одна единственная компания является единственным производителем на всю индустрию. Выход на такой рынок может быть затруднен ввиду высоких издержек или других препятствующих факторов, среди которых могут факторы экономического, социального или политического толка, цель существования которых заключается в том, чтобы держать потенциальных конкурентов подальше от рынка. Например, правительство может создать монополию в отрасли, которую стремится контролировать. Другой распространенной причиной возникновения барьеров на входе в монополистический рынок может оказаться наличие эксклюзивных прав у одного юридического лица на природный ресурс. Наглядным примером тому может послужить Саудовская Аравия, чье правительство является единоличным собственником компании, контролирующей все производство нефти в стране. Также монополия может сформироваться тогда, когда компания владеет патентом или авторскими правами, что создает препятствия для выхода других компаний на рынок. Например, крупнейшая американская биофармацевтическая компания Pfizer владела патентом на Виагру. Большинство экономистов полагают, что монополии не эффективны, так как ввиду отсутствия конкуренции они могут искусственно поддерживать цены на высоком уровне.

В случае олигопольной структуры рынка, на нем присутствуют только несколько фирм, которые и составляют собой всю отрасль. Эта группа компаний контролирует цены и, как при монопольной структуре рынка, создает высокие барьеры вхождения на рынок, чтобы избавиться от потенциальных конкурентов. Продукция фирм-олигополистов зачастую практически идентична и поэтому компании, конкурирующие за долю рынка, оказываются в состоянии взаимозависимости. В качестве примера допустим, что экономике требуется только 100 пачек стирального порошка. Компания А производит 50 пачек, ее конкурент Компания Б производит еще 50 пачек. Цена обоих брендов будет взаимозависимой и потому одинаковой. Если Компания А снизит цену на свою продукцию, то заполучит большую долю рынка, что принудит Компанию Б также снизить свою цену. В определенных случаях, некоторые типы олигополий, например, картели, могут быть запрещены законом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

+7 (495) 114-51-98

info@sharespro.ru

109028, Москва, Малый Ивановский переулок 7/9с1

ИНН: 7716851037 КПП: 771601001 ОГРН: 1177746245610

+7 (495) 114-51-98 info@sharespro.ru
109028, Москва, Малый Ивановский переулок 7/9с1
ИНН: 7716851037 КПП: 771601001 ОГРН: 1177746245610
или
пройдите регистрацию


Авторизация
*
*



Регистрация
*
*
*

Я согласен получать рассылку по электронной почте

Я даю разрешение на использование своих персональных данных


Генерация пароля