Меню категорий
SharesPro
25.06.2018 14:35
0
Механизм участия в IPO

Когда компания хочет выйти на фондовый рынок, она предлагает свои акции или конвертируемые ценные бумаги инвесторам и это называется публичная эмиссия.

Когда такая публичная эмиссия осуществляется впервые, процедуру продажи акций на фондовой бирже называют первичным публичным предложением или размещением (Initial Public Offering - IPO). О компании осуществляющей IPO, могут говорить, что она «вышла на фондовый рынок», или что она «стала публичной», так как теперь ее акции торгуются на фондовом рынке и любой заинтересованный инвестор может поучаствовать в прибылях компании. Кроме того, IPO дает возможность ранним инвесторам компании получить высокую прибыль за счет продажи своих акций после увеличения их цены вследствие роста спроса в ходе IPO.

Обычно к IPO прибегают стартапы, которым нужен источник капитала, чтобы обеспечить рост. В проведении размещения компании помогают андеррайтеры – инвестиционные банки, которых нанимает компания-эмитент, чтобы они гарантировали, что IPO пройдет гладко. Для инвестора IPO в сравнении с торговлей акциями на бирже представляет более рискованную форму инвестирования, так как акции предлагаются на первичном рынке.

Кроме IPO существует также FPO (Follow-on Public Offering) – последующее публичное размещение акций компании на бирже. FPO отличается от IPO тем, что его проводит компания, акции которой уже размещены на бирже. FPO может быть разводняющим и не разводняющим акционерный капитал компании, производящей эмиссию.

Выпуск акций осуществляется двумя способами

По фиксированной цене – компания указывает определенную цену на свои акции в проспекте IPO, в котором описываются все его детали, в том числе цена и количество акций, планируемых к выпуску. В правилах биржи может присутствовать требование определения цена на основании консультации с торговым банком. В любом случае, инвесторы знают цену на акции еще до того, как компания выйдет на фондовый рынок и должны выплатить их полную стоимость, когда делают заявку на покупку.

Путем формирования книги заявок – в этом случае окончательная цена акций, размещаемых в ходе IPO определяется на основании ставок, которые делают инвесторы. Ценовой диапазон, в рамках которого инвестор может делать ставку, и количество размещаемых ценных бумаг указывается в предварительном проспекте эмиссии. Потенциальные инвесторы подают заявки, в которых указывается какое количество акций они хотят купить и по какой цене. За формирование книги заявок и определение оптимальной цены IPO отвечает андеррайтер.

Право покупки дополнительных акций по первоначальной цене (Green‐Shoe Option) – это механизм стабилизации цены, который предполагает, что производится дополнительный выпуск акций сверх предусмотренного в IPO. Существует неформальное соглашение между компанией-эмитентом и андеррайтерами, которое дает право последним продать инвесторам больше акций, чем это планировалось ранее. Механизм используется, чтобы стабилизировать цену после листинга, сгладить флуктуации цены – это осуществляется за счет увеличения предложения акций компании-эмитента.

Что происходит, когда IPO оказывается переподписанным

Ситуацию, когда количество акций, заявленных инвесторами к покупке, превышает общее количество акций, выпускаемых в ходе IPO, называют «переподпиской», а такое IPO переподписанным, соответственно. Андеррайтер может в такой ситуации откорректировать цену или предложить к продаже больше акций, чтобы сбалансировать спрос и предложение на акции компании-эмитента. Обычно считается, что переподписка IPO – это хороший признак, так как отражает повышенный интерес к компании со стороны инвесторов и может привести к хорошей динамике цены на ее акции.

Особенности распределения акций среди инвесторов в ситуации переподписки

Принципы распределения акций компании, чье IPO было переподписано, различаются в зависимости от законов страны, в которой располагается биржа, где осуществляется размещение, а также от правил самой биржи. Так, в США, например, андеррайтер распределяет отведенный ему пакет акций среди своих инвесторов в тех пропорциях, в которых сочтет нужным. Ни регулятор (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), ни биржа не вмешиваются в процесс принятия решения. Базовое отношение между распределяемым объемом акций между институциональными или розничными инвесторами определяется андеррайтерами в ходе консультаций с компанией-эмитентом и закладывается в текст проспекта IPO. Обычно это отношение составляет 90 к 10 в пользу институциональных инвесторов.

Несколько иная ситуация в случае, например, переподписанного IPO на индийских биржах, где в таких случаях начинают действовать нормы регулятора (Совет по ценным бумагам и биржам Индии). Андеррайтер IPO обязан распределить акции между институциональными инвесторами пропорционально в соответствии с размером заявки инвестора. Так если IPO оказалось переподписано в четыре раза, а инвестор сделал заявку на 10 тыс. акций, то он получит в итоге 2,5 тыс. акций. В отношении распределения в пользу розничных инвесторов действует иное правило.

Несмотря на отличия, тем не менее можно привести ряд универсальных советов, ориентируясь на которые розничный инвестор может оценить шансы на успешное распределение акций в ходе переподписанного IPO в свою пользу:

  • Стоит обратить внимание на то насколько хорошо освещено интересующее IPO в СМИ. Чем больше внимания со стороны СМИ, тем больше заявок поступит от инвесторов. IPO находящееся в центре общественного внимания может оказаться переподписано в десятки раз. В таком случае вероятность получить акции сокращается;
  • От типа компании, которая выходит на IPO иногда зависит будет ли оно ориентировано в большей степени на институциональных инвесторов или розничных. В последнем случае, шанс розничных инвесторов получить долю акцию повышается;
  • Полезно будет уточнить (есть в проспекте IPO) планируется ли в ходе IPO реализация программ прямого размещения акций. Компания может напрямую разместить достаточно крупную долю своих акций среди «своих». Если такие программы имеют место, то, как правило, доля акций, распределяемых среди розничных инвесторов сокращается.

Компании, которые выходят на IPO могут разными. Например, одни могут быть достаточно молодыми, другие в статусе частных могут успешно работать более 10 лет. Инвестиции в IPO молодой компании может иметь свои особенности:

  • Если компания новая, необходимо подробнейшим образом исследовать недавнюю результативность ее андеррайтеров. Если компании с их помощью успешно вышли на фондовый рынок, привлекли крупный капитал и их котировки их акций после IPO не покатились вниз, то велик шанс, что и с этой компанией все пройдет благополучно;
  • Прежде чем инвестировать в компанию, обратите внимание на ее репутацию и положение на рынке, насколько широк спектр ее партнеров, есть ли среди них видные иностранные компании, так как наличие партнерских связей с респектабельными международными компаниями – зачастую хороший признак для инвестора;
  • Убедитесь, что инвестируете в компанию, которой есть что предложить рынку и желательно, чтобы это было чем-то новым. Будь это продукт или промышленный процесс, который, компания разработала и теперь предлагает потребителям и бизнесам, либо технологически усовершенствованный или более качественный продукт;
  • Инвестируйте в компании, который работают в секторах экономики с высоким ростом, так как вероятность провала в таком случае ниже.

Как инвестор может заработать на IPO

Акции в ходе первичного публичного размещения предлагаются по сравнительно низким ценам. Молодая компания обычно принимает заявки на свои акции по номинальной цене, а устоявшиеся компании могут определять диапазон цен на дополнительный выпуск своих акций на 20%-30% ниже их текущей рыночной стоимости.

Акции, размещенные по номинальной цене молодыми компаниями, могут торговаться с более высокой премией вскоре после листинга на бирже. Это одна из главных причин почему открытые размещения столь популярны среди инвесторов. Они представляют собой возможность быстро заработать во время «бычьей» фазы на рынке. Даже в случае переподписки, если повезет заполучить небольшое количество акций перспективной компании, выгода может быть приличной.

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию