Меню категорий
SharesPro
18.06.2018 17:24
0
Пять фундаментальных идей в экономике, о которых нужно знать потребителю

Понимание экономической теории зачастую не воспринимается в качестве чего-то необходимого для жизни, в отличие от, например, умения подвести баланс семейного бюджета.

Однако, экономика, как область знания, прочно связана с нашей жизнью, так как по существу – это исследование тех решений, которые мы принимаем и того почему и зачем мы их принимаем. Не обязательно углубляться в теоретические дебри экономиста, чтобы извлечь пользу для своей жизни, но есть пять экономических концепций, которые лежат в основании любой экономической теории и о которых нужно знать любому.

Принцип ограниченности ресурсов

Это самая базовая идея экономики и она совершенно не абстрактная. В мире существует ограниченное количество ресурсов, с помощью которых необходимо удовлетворить неограниченное количество потребностей и, таким образом, всегда приходится осуществлять выбор – на удовлетворение каких потребностей направить ограниченные ресурсы.

Приведем простой пример. За год можно вырастить ограниченное количество пшеницы. Потребность в продуктах из пшеницы у разных людей разная: некоторым нужен хлеб, некоторые любят макароны, некоторые не отказались бы от пшеничного пива и т.д. Однако только ограниченное количество каждого продукта можно сделать из ограниченного количества пшеницы, имеющегося в наличии. Как определить сколько зерна пшеницы должно уйти на помолку в муку, чтобы выпекать хлеб? А сколько нужно для макарон? Или на пиво? Одним из ответов является рыночная система.

Закон спроса и предложения

Рынок управляется механизмом спроса и предложения. Продолжим наш пример с пивом. Допустим люди хотят больше пива, это значит, что спрос на пиво высокий. Высокий спрос означает, что цену на пиво можно повысить, и это ведет к тому, что в сравнении с переработкой пшеницы в муку, выгода от употребления ее в производстве пива повышается. Все больше людей начинает производить пиво и через некоторое время на рынке оказывается столько пива, что цены на него обрушиваются. Тем временем росли цены на муку, так как ее предложение сокращалось, и производители реагируют на это повышением закупок пшеницы для производства муки – и т.д. и т.п.

Это предельно упрощенный пример, тем не менее он дает наглядное представление, как работает рыночный механизм балансирования спроса и предложения. В действительности рынок обычно гораздо более отзывчивый и настоящие кризисы предложения (в которых резко сокращается или повышается предложение товара или услуги) достаточно редки. Базового понимания работы рыночного механизма спроса и предложения достаточно, чтобы понимать, почему сверхпопулярный в прошлом году товар в следующем году продается в половину цены.

Издержки, выгода и отношение между ними

Эти понятия являются фундаментальными для существенной доли экономического знания, связанного с рациональным прогнозированием и рациональным выбором. Люди склонны делать выбор в любой ситуации в пользу варианта, которым им наиболее выгоден и влечет за собой наименьшие издержки.

Вернемся к нашему примеру с пивом. Если спрос высок, пивоварни начнут нанимать дополнительных работников, чтобы производить больше пива, только если цена пива и объем продаж оправдывают дополнительные издержки на зарплату и материалы, необходимые для увеличения производства. В случае с потребителем ситуация схожая – он купит самое лучшее пиво, которое может себе позволить, но не самое вкусное пиво в магазине.

Это правило работает не только в отношении финансовых транзакций. Если речь идет о выборе из каких-то имеющихся в наличии вариантов, то мы стараемся всегда выбрать наиболее оптимальный с точки зрения соотношения издержек и выгоды. Конечно, понимание того, что для нас является выгодой, а что запишем в издержки, зачастую вещь субъективная.

Хотя обычно люди ведут себя достаточно рационально, есть огромное множество факторов, которые могут отключить нашего внутреннего «бухгалтера». Одним из таких факторов является реклама. Она воздействует на наши эмоции и применяет другие хитрые уловки, чтобы заставить нас переоценить выгоды от приобретения товара. Образы и послания, которые стремятся сформировать у нас в сознании при помощи этих техник, подавляют рациональное начало в нашем уме.

Итак, не всегда нашим сознанием управляет реалистическое понимание своих выгод и издержек и отношения между ними, но значимость этих понятий чрезвычайно велика. Адам Смит, которого зачастую называют отцом современной экономики, выводил многие положения своей теории из анализа издержек и выгод.

Все есть стимул

Стимулы – важная часть прогнозирования издержек и выгоды, но их значимость настолько существенная, что заслуживает отдельного рассмотрения. Именно стимулы заставляют мир крутиться (иногда не в ту сторону). Если вы родитель, начальник, учитель или занимаете любую другую должность, связанную с управлением деятельностью других людей и дела идут из рук вон плохо, то с большой долей вероятности причиной тому были неверно подобранные стимулы – не соответствующие целям, которых нужно достичь.

В качестве примера снова вспомним пивоварню. Эта пивоварня разливает продукцию в бутылки двух объемов – 500 мл и 1 л. Хозяин пивоварни хочет увеличить производство и предлагает премию любой смене, которая произведет большее количество бутылок в день. Через несколько дней он отмечает, что производство подскочило с 10 тыс. бутылок в день до 15 тыс. Однако, довольно скоро ему начинают названивать поставщики, они интересуются, когда начнут поступать заказы на литровые бутылки. Проблема, конечно, заключалась в том, что стимул, который он использовал, неправильно ориентировал работников. Вместо объема выпущенного пива поощрялось количество выпущенных бутылок и для соревнующихся смен это создало ситуацию, когда им оказалось выгодно использовать в производстве только маленькие бутылки.

Тем не менее, когда стимулы хорошо соотносятся с целями организации, можно достичь существенной выгоды. Некоторые меры стимулирования доказали свою эффективность на протяжении истории и стали обычной практикой для многих фирм. Среди таких мер можно вспомнить участие работников в прибыли предприятия, надбавки за производительность и распределение акций предприятия среди работников. Однако, даже эти проверенные временем меры стимулирования могут привести к катастрофическим результатам в случае, если условия вознаграждения расходятся с изначальными целями стимулирования. Например, плохо структурированные надбавки за производительность привели к тому, что генеральные директора некоторых компаний использовали сомнительные решения, чтобы улучшить финансовую отчетность в целях получения бонуса. В долгосрочной перспективе эти меры часто наносили ущерб компании.

Необходимость в соединении понятий

Ограниченность ресурсов – ведущая тема всей экономической науки. У этого понятия негативный оттенок и это одна из причин, почему экономику называют «мрачной наукой», но на самом деле это всего лишь значит, что процесс выбора есть неотъемлемая часть хозяйственной деятельности. Выбор осуществляется на основании соотнесения издержек и выгоды, получаемых от одного или другого вложения сил и ресурсов. В результате мы получаем динамическую рыночную систему – сложную, переплетенную систему, в которой наш выбор отражается в осях координат спроса и предложения.

На личном уровне, ограниченность ресурсов означает, что нам придется осуществлять выбор, основываясь на имеющихся стимулах и понимании соотношения индивидуальных издержек и выгоды различных действий. Все рассмотренные понятия являются фундаментальными для других, таких как «сравнительное преимущество», «дух предпринимательства», «предельная выгода» и многих других. Мир полон альтернативами, из которых мы можем (или даже должны) выбирать, столь же полное теориями, законами и понятиями предметное поле экономической науки, занимающейся исследованием этих альтернатив и принципов осуществления выбора между ними.

Подводя итог

Рассмотренные понятия не являются всемогущими законами, которые насильно вталкивают поведение людей в заранее установленные схемы. Скорей они говорят нам о некоторых повторяющихся схемах поведения, которые спонтанно рождаются в результате деятельности людей, обусловленной их личным выбором на основании имеющейся у них информации. И хотя знание этих понятий, принципов и правил не позволит вам фундаментально изменить мир, но они помогут вам его понять.

Войдите, чтобы оставлять комментарии.

Получить консультацию