Колесо фортуны: что будет с авторынком в России

Про ажиотаж на «вторичку», запасы на складе и черно-белые перспективы

С 24 февраля подавляющее большинство зарубежных автопроизводителей сообщили о своем решении выйти с российского рынка в связи с санкциями на фоне обострения российско-украинского конфликта. В этом материале о том, какие именно бренды приостановят поставки в Россию, про ситуацию на отечественном рынке сейчас и прогнозы экспертов на ближайшее будущее.

Валютная ценность

Спрос на автомобили повысился на треть, а цены в среднем — на 13% из-за обвала рубля, вызванного санкциями. Это результат относительной стабилизации после скачка до 30%. Об этом пишет «Прайм» со ссылкой на экспертов авторынка.

С 24 февраля с заявлением о приостановке автомобильных поставок в Россию выступили ряд британских и европейских производителей. Первыми стали Land Rover и Jaguar, затем к ним присоединились Chevrolet и Opel, вслед за ними Peugeot, Citroёn. Все это были нишевые, немассовые бренды. Однако и более популярные в России производители не заставили себя ждать. Среди них оказался Renault, а затем Mercedes, BMW и Audi. На следующий день о полном прекращении поставок в Россию сообщили Volkswagen, Škoda и Porsche.

«Мы ожидаем, когда зафиксируется валюта, чтобы цены на автомобили были адекватны текущему курсу. Также есть полная уверенность, что, помимо Jaguar Land Rover, так поступят другие автокомпании. Новые партии машин будут уже по новой цене», ― сообщили в одном из крупнейших диллерских холдингов Jaguar Land Rover в России.

Директор по развитию автомобильного холдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова прокомментировала текущую ситуацию так:

«Изменение ситуации и, как следствие, резкий скачок курса валют вынудили ряд производителей и дилеров принять меры по оптимизации рисков».

«Автомобиль — валютная ценность. Вслед за ростом курса доллара вырастут и цены на автомобили. Если он вырастет на 20%, то и автомобили подорожают на 20%, но с некоторым лагом по времени. Если смотреть на предыдущую ситуацию, это может занять от месяца до года, все по-разному будут реагировать <…> Для того чтобы всё не распродавать, автокомпании могут придерживать машины, как это уже было в конце прошлого года. Для тех, кто собирается купить автомобиль, лучше сделать это как можно быстрее. Банки пока продолжают кредитование, в кредит купить машину пока выгодно — ставки по кредитам не очень высоки, особенно в банках, работающих при автопроизводителях», — отмечает гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Пока на российском рынке остаются азиатские бренды, например Hyundai и Toyota. Однако Япония одной из первых заявила о поддержке мировых санкций, а корейские СМИ уже прокомментировали, что поставки Hyundai в Россию под большим вопросом. Пока причиной называется отказ от поставок электронных компонентов из Тайваня.

Вот почему возможно, что исчезновение с российского рынка автомобильной техники марок Toyota, Lexus, Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Mazda, Suzuki и Subaru ― это вопрос времени.

Запаса машин у нас на складе хватило бы на 1,5 месяца продаж «в обычной ситуации». Так как спрос с четверга ощутимо вырос (в среднем в 1,5 раза), при невозобновлении поставок машины закончатся за четыре недели. Но очевидно, что это очень грубый и усредненный прогноз. Некоторых моделей нет уже и сегодня, ― утверждает Михаил Жуков, исполнительный директор ГК «Максимум». — Факторы, которые больше всего сейчас влияют на то, как быстро тают остатки машин: выдача банками автокредитов, курс валюты и ажиотажный спрос».

Кроме того, как отмечает РБК, шведский производитель грузовиков Scania и телекоммуникационная компания Ericsson объявили о прекращении поставок в Россию как автомобилей, так и оборудования.

Daimler Truck приостановил все взаимодействия с КамАЗом, сообщил в понедельник Handelsblatt:

«После почти 12 лет сотрудничества Daimler Truck приостанавливает всё сотрудничество с российским производителем автомобилей КамАЗ. В результате военной операции на Украине в совместном предприятии Daimler Kamaz Rus не будет построено ни одного грузовика и не будут поставляться комплектующие для КамАЗа»,— сообщили в немецкой компании.

Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин в своем утреннем обращении, опубликованном компанией, рассказал, что отечественный концерн разработал план действий в условиях санкций, согласованный с правительством РФ, завод продолжает работу в обычном режиме.

В рамках грузового сегмента о временной приостановке производства и продаж также объявили в Volvo в этот понедельник. Параллельно Volvo Cars (принадлежит китайской Geely) объявил о приостановке поставок в РФ, «учитывая потенциальные риски и санкции».

В то же время в Chery сообщили, что дистрибьютор автомобилей марок Chery и Exeed продолжает работать в штатном режиме.

«Пересмотра цен на данный момент не было, мы вместе со всем миром наблюдаем за развитием ситуации. Логистические партнеры работают в штатном режиме, но закупки дилерами временно остановлены — до уточнения закупочных цен. При этом автомобили есть в наличии у дилеров», — рассказали в компании.

28 февраля Volkswagen объявил о приостановке отгрузки дилерам автомобилей, которые уже находятся в РФ. Вполне вероятно, что вскоре о схожих решениях объявят и другие автопроизводители.

Ледниковый период

Роман Слуцкий, совладелец группы компаний «Аларм-Моторс», также упоминает о коррекции цен на автомобили, добавляя, что стоимость автокредитов вырастет за 20% годовых:

«В таких условиях покупательская способность сократится в лучшем случае на 25%. Если попытаться собрать картину в целом, то предложение и спрос должны встретиться по итогу года на уровне около 1,1 млн автомобилей. На сегодняшний день можно только предположить, каким образом изменится рельеф рынка.<…> Интуитивно представляется, что общий кризис на рынке может стать временем больших возможностей для ведущих китайских брендов, имеющих производство на территории СНГ. Такие бренды, как Haval и Geely, вполне могут продолжить активный рост объемов продаж».

В целом пока можно говорить о том, что рынок «замер». Именно так характеризует ситуацию президент Федерации автовладельцев России Максим Едрышов:

«Все взяли паузу. Некоторые дилеры сегодня просто не стали открываться, сославшись на технические причины. С такой неопределенной ситуацией на фондовом рынке, ситуацией с курсом, пока никто ничего не продает. Первичный рынок замер <…> Со стопроцентной уверенностью, к сожалению, можно сказать только одно: цены на автомобили вырастут. И вырастут они значительно. Не в два-три раза, конечно. Но речь идет не о двух, пяти, семи процентах, а о десятках процентов».

Эксперт добавляет, что повышение цен коснется и отечественного автопрома. Содержимое автомобилей самого массового российского автопроизводителя «АвтоВАЗ» все еще частично остается импортным. Российских деталей в «Ладах», по данным Едрышова, около 80%.

Что касается «автомобилей с пробегом», то здесь специалисты говорят об исчезновении предложения.

«Вторичка растет, растет жутко. "Солярис" 2013 года стоил 450 тыс. рублей, сейчас ему цена — 800 тыс. рублей. Вообще вторички практически нет: люди боятся что-то продавать, потому что боятся, что деньги обесценятся. Хотят хоть с чем-то остаться. Многие отменяют сделки, говорят, что лучше на старой машине ездить, потому что нового себе все равно ничего не купить. Соответственно, цены [на то, что есть] — космические», — рассказал екатеринбургский специалист по автоподбору Антон Зубарев.

Таким образом, на данный момент долгосрочные перспективы у авторынка не самые радужные. Однако ситуация меняется ежедневно, поэтому наиболее разумным решением может быть понимание положения дел в целом и выработка стратегии в рамках индивидуальных планов и целей и аналитических прогнозов экспертов.

Комментарии
Читать также
Дом на колесах: как автомобильные бренды создают квартиры будущего
Reuters: Немецкие автогиганты делают ставку на водородные автомобили
США разрешили Huawei покупать автомобильные чипы