9 тем прошедшей недели: Alden Global, Facebook и будущее новостной индустрии

Хедж-фонды давно привыкли к негативным оценкам в прессе. Тем не менее, довольно редко хедж-фонд притягивает столько ненависти, сколько притягивает Alden Global Capital, скаредность подхода которого к управлению газетными изданиями пользуется дурной славой среди как журналистов, так и политиков. Медийная империя Alden обширна, а список её критиков впечатляет. Хотя слово «впечатляет» может быть не вполне адекватно описывает ситуацию.

На прошлой неделе Alden прибавила к своему портфолио икону газетного дела, издание которому уже 173 года, что вызвало новый всплеск критики в адрес слишком высокого влияния фонда на индустрию, считающуюся одним из самых необходимых элементов для здоровой демократии. Тем временем на другом конце света две из наиболее крупных технологических компаний мира сражаются против австралийского правительства и итоги этой битвы могут иметь значительные последствия для будущего экономики новостных изданий.

Уже четверть века индустрия новостей безуспешно пытается приспособиться к веку Интернета и это одна из девяти тем прошедшей недели, о которых мы расскажем в этой статье:

1. Новости и газеты

Большую часть двадцатого века надежный поток печатной рекламы был источником жизни местных газет в США. Эта модель прекратила своё существование с приходом «Всемирной паутины», а в первом десятилетии двухтысячных наступила расплата.

Количество подписок резко упало. Рекламодатели ушли в Интернет. Редакции новостей были вынуждены сократить штаты и ограничить освещение событий. Так был запущен порочный круг: чем меньше покрытия новостных поводов, тем ещё меньше читателей, что в свою очередь вело к сокращению числа рекламодателей. Всё это порождало беспокойства в отношении перспектив выживания индустрии и того каким образом миллионы и миллионы американцев будут информированы о том, что происходит в их городах.

По мере роста экономических бедствий индустрии, ею заинтересовался новый тип инвесторов. В 2010 г. Alden Global взял под контроль Digital First Media, газетный конгломерат, в собственности которого находились Denver Post, Boston Herald, Orange County Register, а также другие видные газетные издания в США. Последовали увольнения. Была продана недвижимость. Бюджеты сокращались, а затем сокращались снова.

В 2018 г. в редакционной колонке Denver Post описали своих владельцев как «капиталистов-стервятников». Джошуа Бентон (Joshua Benton), директор Nieman Journalism Lab при Гарвардском университете, написал в Boston Globe, что «если не считать преднамеренного поджога, то быть купленным Digital First — это практически худший из возможных вариантов» для газеты.

Что подводит нас к событиям прошлой недели, когда Alden Global заключила сделку по приобретению Tribune Publishing за $630 млн. Издательство Tribune известно газетой Chicago Tribune, которая была главным новостным изданием в Чикаго с 1847 г. Кроме того, издательство владеет несколькими другими видными газетами, в том числе New York Daily News, Virginian-Pilot и Orlando Sentinel. Все эти издания скорей всего начнут жертвовать журналистикой в охоте за ростом прибыли.

Редактор Chicago Tribune Колин МакМахон (Colin McMahon) представил своим сотрудникам предварительное видение того, что произойдёт с газетой. Как сообщается, он сказал журналистам Tribune, что их страхи в отношении Alden Global «оправданы», что газете придётся умерить свои амбиции, и что Alden Global будет преследовать цель увеличить прибыльность компании с диапазона в 10%-13% до более 20%.

Зачем газете соглашаться на предложение такого покупателя? Суровая правда здесь заключается в том, что в большинстве случаев у неё нет других вариантов. Baltimore Sun, которая входит в Tribune, в данном случае составляет исключение: она договорилась о выходе и попробует выжить в одиночку под управлением некоммерческой организации, возглавляемой отельным магнатом Стюартом Байнумом младшим (Stewart Bainum Jr.). Для множества газет, которые десятилетиями были интегральной частью гражданской культуры, экономические перспективы остаются мрачными.

Положение больших газет, таких как New York Times, в последние годы было устойчивым, чему способствовали новые подписчики и новые цифровые программы. Другие, такие как Sun и Washington Post, подыскали для себя богатых покровителей. Но Jeff Bezos (Джефф Безос) не сможет выкупить все газеты. Даже наличие богатого покровителя не может быть навсегда: в пятницу Wall Street Journal сообщил, что миллиардер Патрик Сун-Сионг (Patrick Soon-Shiong), который купил Los Angeles Times у Tribune Publishing за $500 млн в 2018 г., подумывает о продаже издания. Сун-Сионг и представитель Times сообщили в Твиттере, что статья Wall Street Journal не была точна. Тем не менее, сама ситуация стала хорошим напоминанием о том, как быстро может измениться будущее газеты.

Причём для многих изданий — это самый оптимистичный сценарий развития событий. Абсолютное большинство же сражаются за выживание и стараются отыскать какую-то устойчивую бизнес-модель в условиях не такой уж и новой реальности, в которой поток рекламных долларов иссяк, а читатели в Интернете ожидают, что весь контент будет доступен бесплатно.

Так уж случилось, что чикагская покупка Alden совпала по времени с другой крупной историей из новостной индустрии за 14 500 км от Чикаго.

Вот уже некоторое время австралийское правительство встало в авангарде глобальных усилий по принуждению Google и Facebook платить новостным издательствам за контент, который технологические гиганты размещают у себя на платформах. На прошлой неделе каждая из компаний по-своему подошла к разрешению этих споров.

Google заключила сделку с News Corp Руперта Мёрдока (Rupert Murdoch) и будет платить за использование новостного освещения событий изданиями, входящими в этот медийный конгломерат. Компания Facebook, со своей стороны, запретила любое размещение сообщений новостных агентств на своей платформе в Австралии, предпочтя таким образом устранить подобный контент со своего сайте вообще, но не платить за него.

Обе стороны конфликта правы по-своему. Facebook утверждает, что для новостных агентств размещение на её платформе выгодно, так как повышает заметность, увеличивает трафик и привлекает новых читателей, которые в противном случае не узнали бы об агентстве. В этом есть доля истины, но не менее справедливо утверждение, что Facebook и Google — это не благотворительные организации и размещение новостей финансово выгодно для них. В идеале было бы неплохо, чтобы две из наиболее богатых компаний мира проявили немного больше готовности работать с индустрией, которая в современном мире выполняет важную функцию, совмещая в себе коммерческую и гражданскую сторону.

Ситуация производит впечатление головоломки, для которой не видно хорошего решения. И это же можно утверждать в отношении современной газетной индустрии в целом.

2. Космические новости

В четверг марсоход NASA «Персеверанс» высадился на Марсе — новейший шаг в предпринимаемых человечеством усилиях изучить нашего планетарного соседа. Успешная посадка состоялась вскоре после того, как SpaceX провела новый раунд финансирования, в котором, согласно данным CNBC, привлекла $850 млн при умопомрачительной оценке в $74 млрд. Кроме того, стартап из Хьюстона Axiom Space собрал $130 млн для финансирования своего проекта по созданию коммерческой космической станции на низкой околоземной орбите.

3. Влияние Amazon

На прошлой неделе компания Amazon приобрела Selz, австралийскую компанию, предоставляющую онлайн-коммерсантам сервисы в стиле Shopify. Прошлая неделя также была напряженной для компаний, которых без Amazon в качестве образца могло бы и не существовать. Компания Locus Robotics привлекла $150 млн на разработку автономных складских роботов. А компания Standard Cogn заручилась $150 млн от SoftBank и других инвесторов на создание магазинов без кассиров, работающих на технологии искусственного интеллекта сходным образом с моделью Amazon Go.

4. Дот-комы

Стартап Public.com, который управляет приложением, совмещающую розничную торговлю акциями и социальную сеть, привлёк на прошлой неделе $220 млн при оценке в $1,2 млрд. Blockchain.com, разработчик криптовалютного кошелька и оператор криптовалютной биржи, собрал $120 млн. Между «пузырём» двадцатилетней давности и современным инвестиционным климатом множество различий и конкретно у этих двух компаний есть все шансы стать выдающимися. Тем не менее, если стартапы с буквальным дот-комом в названии продолжат успешно проводить огромные раунды… возможно, повода для беспокойства будет больше.

5. «Зелёные» бланковые компании

В последнее время наблюдается рост количества SPAC, стремящихся инвестировать в компании с «зелёной» повесткой. На прошлой неделе появилась пара новых примеров этого тренда. Стартап Li-Cycle, деятельность которого связана с переработкой литий-ионных батарей, договорился о выходе на фондовый рынок в рамках сделки стоимостью почти $1,7 млрд. Origin Materials, создатель материалов с отрицательным уровнем эмиссии углерода, предназначенных для замены нефтепродуктов, собирается выйти на биржу за счёт слияния стоимостью около $1,8 млрд.

6. Сутяжничество

На прошлой неделе крупные компании из сферы венчурного капитала и прямых инвестиций поучаствовали в судебных разбирательствах. Sixth Street подала иск на компанию Dyal Capital Partners, чтобы заблокировать запланированное инвестиционной фирмой слияние с Owl Rock Capital стоимостью в $12,5 млрд. Sixth Street заявляет, что эта сделка превратит объединенную компанию в конкурента при том, что Dyal владеет в компании-истце миноритарным пакетом акций. Dyal утверждает, что иск основан на неверном понимании контракта, заключённого фирмами. Bloomberg сообщает, что Golub Capital, еще одна компания, в которой у Dyal есть доля, также «выступил против руководителей» компании Dyal, чтобы выразить свое недовольство. Тем временем, в Европе компания Epic Games, поддерживаемая венчурным капиталом обратилась с антимонопольной жалобой на Apple, утверждая, что контроль последней над экосистемой iOS препятствует конкуренции.

7. Частные инвестфирмы и политики

Группа демократов в Конгрессе США представила на прошлой неделе новый законопроект, который должен устранить лазейку для частных инвестфирм, связанную с реализуемыми процентами. Это новейшая попытка законодателей уменьшить значительные налоговые выгоды, которые получают частные инвестфирмы. В рамках другой новости прошлой недели, в которой пересеклись Уолл-стрит и политический Вашингтон, сообщалось о том, как Apollo Global Management назначила бывшего председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам Джея Клейтона (Jay Clayton) главным независимым директором в своём совете директоров.

8. Ставки на ставки

Когда Sequoia, Henry Kravis, Y Combinator и Чарльз Шваб (Charles Schwab, – человек, а не компания) инвестируют $30 млн в стартап, то, наверное, это заслуживает отдельного внимания. Особенно, если этот стартап является столь же интригующим как Kalshi. Стартап планирует запустить федерально регулируемый маркетплейс, на котором пользователи смогут торговать «контрактами на события», по сути позволяя им делать ставки на исход будущих событий в формате «произойдёт» или «не произойдёт». Идея заключается в том, чтобы сделать возможным новый способ хеджирования от других инвестиций. Так, например, ставка на плохую погоду может скомпенсировать инвестиции в сельскохозяйственные культуры. Не так уж и сложно представить себе множество других сценариев использования.

9. Сделка без шуток

The Second City — популярный бренд в сфере скетчевой комедии. Эта чикагская труппа помогла запустить карьеру таким будущим звёздам, как Тина Фей, Эми Поэлер, Стивен Колберт, Стив Каррелл, Крис Фарли и многим другим. Теперь, она ведёт дела с частными инвестфирмами: ZMC, фирма во главе с ветераном медиа, Штраусом Зелником (Strauss Zelnick), приобрела на прошлой неделе The Second City в рамках сделки, которая по информации Financial стоила около $50 млн.

Комментарии