Как спасать авиационную отрасль: каждая страна решает по-своему, но спасать надо

Международные авиаперевозчики пострадали от эпидемии коронавируса, наверное, так, как не пострадала ни одна другая отрасль. Но если для баров ресторанов или, скажем, тематических парков Диснея свет в конце тоннеля все же просматривается — после снятия карантина им придётся ещё долгое время поддерживать нормы социального дистанцирования, снижая удельную прибыль на квадратный метр из-за увеличения расстояние между посетителями — то какое может быть решение этого вопроса в случае с авиаперевозками? В интернете есть планы переконструирования салонов авиалайнеров, сводящиеся к расположению кресел в шашечном порядке, причём, между пассажирами устанавливаются барьеры из плексигласа, а направление их лиц чередуется.

Но даже эти небольшие дизайнерские приёмы потребуют весьма долгого времени для восстановления прежнего трафика лётных магистралей. Понятно, что люди не могут жить без авиасообщения хотя бы по той причине, что поезда по воде не ходят. Значит, авиационную отрасль всем странам суждено сообща спасать. Но пока спасения всем миром на горизонте не просматривается, а вместо него это происходит у всех стран в одиночку с присутствием изрядного экспромта. Однако, допустимо ли такое спасение за счёт самих пассажиров в случае, если государство не имеет конкретного плана действий?

В США на помощь авиакомпаниям было выделено $25 млрд прямых госсубсидий. Правда, при этом авиакомпании, принявшие эту помощь, будут не вправе увольнять персонал и выкупать собственные акции с целью повышения их рыночной стоимости. Инвестпрограммы теперь также должны будут согласовываться с государством.

Европейские правительства привлекли свои пресловутые монетарные механизмы для оказания финансовой поддержки крупным авиакомпаниям. Так, испанское правительство изучает вопрос о том, как предоставить прямые госсубсидии для Iberia. Власти ждали указаний из Брюсселя о предоставлении госпомощи стратегическим компаниям, которая до сих пор была весьма ограниченной из-за опасения нарушения ими в таком случае принципов свободной конкуренции. Но в связи с тем, что другие страны, такие как Франция и Германия, уже пришли на помощь своим титульным компаниям, Испания также решила действовать.

Французы и голландцы решили спасти совместную авиакомпанию Air France KLM с помощью до €4 млрд в виде гарантированных государством банковских кредитов и дополнительных €3 млрд в виде исключительных кредитов от государства как акционера, так как оно владеет 14% акций авиакомпании. Голландское участие составит от €2 до €4 млрд. Сама компания признала, что ежедневно теряет порядка €25 млн и не ожидает возвращения к нормальной жизни до 2022 года. 

Lufthansa также признала, что ей понадобится помощь, так что и Германия, и Швейцария, и Австрия, и Бельгия объявили о готовности внести до €10 млрд в виде надувного спасательного жилета. 

Норвежский лоукостер авиакомпания Norwegian хочет конвертировать до 85% долга своим кредиторам в акции и провести допэмиссию ценных бумаг, чтобы получить доступ к государственной помощи. Парламент Норвегии одобрил цель Norwegian конвертировать до €1,1 млрд долговых обязательств в ценные бумаги.

Наверное, если бы «Аэрофлот» захотел провести допэмиссию своих акций, то, скорее всего, акционерам это не очень понравилось бы. Отметим, к слову, что контрольная доля аэрофлота (51,2%) находится в руках государства. Поэтому, среди прочих планов действий, родилась идея помочь российским авиакомпаниям за счёт пассажиров. Поистине соломоново решение, учитывая степень развития отечественного фондового рынка и рынков капитала!

Вообще-то в середине апреля Кремль и Правительство обсуждали возможность выделения ₽23 млрд российской авиаотрасли. Вопрос этот, судя по всему, пока решается, а тем временем авиакомпании возвращают авиапассажирам сгоревшие авиабилеты ваучерами на мили и будущие полёты. В чём тут основной казус. Россия не признала вспышку коронавируса федеральной чрезвычайной ситуацией, что не только обычным людям, но и бизнесам могло бы облегчить жизнь или хотя бы получить чуть больше определённости в нынешнем море хаоса.

Раз так, то пункт о форс-мажоре в договорах между пассажирами и перевозчиками не действует. То есть, получается крайне двусмысленная ситуация: авиакомпании по понятным причинам не могут исполнять свои обязательства, но отсутствие специальных контрактных условий на текущее время как будто бы говорит о том, что могли бы! Если бы эпидемия COVID-19 была признана в России ЧС, то пассажиры с самыми дешёвыми билетами без права переноса даты и времени вылета, действительно, скорее всего, потеряли бы их без права апелляции в суде (которая в отсутствии ЧС для них остаётся открытой). Но пассажиры с билетами с правом варьирования условий рейса могли бы претендовать на изменение даты вылета на любой день после отмены карантина и ограничений международного авиасообщения.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: https://t.me/sharespro
Instagram: https://www.instagram.com/sharespro/

Комментарии