Всё, кроме выпечки: как You social удалось реализовать более ста проектов за пять лет

О бизнес-благотворительности и "кухне устойчивого развития"

You social ― молодое агентство с внушительным списком реализованных проектов и планов, большими амбициями и очень добрыми целями. В этом материале SharesPro ― история о том, как две студентки от университетской ярмарки пришли к своему бизнесу и у них не сгорел ни бизнес, ни пирожки.

От сердца к сердцу

Все началось с благотворительного фестиваля «От сердца к сердцу» в МИФИ в 2012 году, в котором две студентки, Кристина Багрова и Евгения Кузнецова, решили принять участие. Девушки планировали организовать ярмарку выпечки, но руководству университета эта идея не понравилась из-за возможных рисков:

«…пожалуйста, делайте все, кроме выпечки, — вспоминает один из организаторов Кристина Багрова. — Мы буквально это восприняли и сделали всё». Фестиваль объединил ярмарку хендмейд-вещей, йогу, кинопоказ, настольные игры и даже занятия альпинизмом. С 2013-го фестиваль «От сердца к сердцу» начал проходить в парке «Коломенское», а затем и в других городах, например в Санкт-Петербурге и Волгодонске. Собранные деньги перечисляли в благотворительные фонды, поддерживающие детей с тяжелыми заболеваниями. Фестиваль рос и развивался, а мы обрастали новыми задачами. Когда ты проводишь комплексное событие, у тебя есть абсолютно все направления подготовки: работа с сообществами, студентами, благотворительным фондом, партнерами. Это очень быстро выращивает разные компетенции и навыки. Постепенно связи с партнерами становились теснее, появлялось доверие, мы начали спрашивать их, чем мы можем помочь, и неожиданно для себя стали получать много ответов».

Впоследствии Кристина и Евгения организовали множество волонтерских проектов, которые позволили бизнес-компаниям принять в них участие.

Например, для «Росатома», студентки проводили акцию «Чудо-дерево»: сотрудники госкорпорации собирали подарки для детских учреждений. В 2016-м UC Rusal обратилась к ним с просьбой рассказать в московском волонтерском сообществе о грантовом конкурсе «Помогать просто» в городах присутствия алюминиевой корпорации. В первый год за счет связей с волонтерскими организациями девушкам удалось увеличить количество заявок в 8–10 раз и поддержать их качество на всех этапах, от написания до финального отчета.

Проекты принесли своим создательницам 137 000 ― эти деньги девушки вложили уже в свое собственное агентство You social. Летом 2017 года соосновательница агентства Женя Кузнецова вернулась с учебы в Китае в Москву, и You Social вступило в фазу активного развития. Привлекли вторую часть инвестиций — это был заём в 500 тысяч рублей у знакомого под расписку.

После окончания учебы Кристина какое-то время работала в самом университете, потом ушла в «РУСАЛ» на должность менеджера социальных проектов, где познакомилась с внутренней культурой и запросом на продукт. Именно работа в компании «РУСАЛ», по ее словам, помогла Кристине наладить взаимоотношения с заказчиками и дала возможность познакомиться с большим количеством людей из сектора:

«И мы выходили в рынок не с тем, что мы эксперты и сейчас вас всему научим. Нет, нас знали, мы были честны в своем подходе: что вам нужно, давайте попробуем подумать, что мы можем предложить? И это помогло сделать предложение первым клиентам».

Позднее Кристина стала координатором Совета по корпоративному волонтерству, встретилась со множеством клиентов и поняла, что работа, которая подразумевает выявление потребностей и их решение в разных компаниях, а не только внутри своей, ее очень захватывает. Девушка говорит об этом так:

«Есть два типа создателей бизнеса: один любит рассказывать про компанию, а другой — заниматься продуктом. Я отношусь ко второму типу: продукт меня вдохновляет, двигает, и когда для того чтобы повышать эффективность социальных программ и увеличивать команду, необходимо было создать юридическое лицо и заниматься бизнесом, я этим воспользовалась».

В изначальном варианте в компании было несколько самостоятельных направлений, поэтому вложения делились по ним между собой. Такая модель также позволяла сократить затраты на бэк-офис. Из пяти направлений, которые задумывались, такие как Young Group IT, Young Group Events, осталось только Young Group Social — характеристика социальной направленности работы. В 2020 году название сократили до You Social, так как это и по сей день остается спецификой деятельности агентства.

 

Расти и растить

Первые проекты агентство запустило в четырех городах присутствия «Металлоинвеста» — Железногорске, Старом Осколе, Губкине и Новотроицке. Это были программы поддержки волонтеров и благотворительные и социальные проекты.

«В компании уже много всего делалось с точки зрения социальных и волонтерских программ, основная задача — объединить инициативы компании и сотрудников в решении значимых социальных проблем и выстроить системную работу по поддержке волонтерства в компании», — объясняет Евгения Кузнецова.

Если агентство начиналось с разовых акций — экологических квестов, лекций, образовательных мероприятий в сфере IT и искусства для корпораций, — то в 2018–2019 годах у агентства произошел скачок в развитии — компания выросла в десять раз. Команда взяла первые большие проекты с корпорациями, такими как «Металлоинвест» и «Полюс». За 2019 год портфель компаний увеличился с шести до тридцати. Были разработаны первый грантовый конкурс и проекты для корпоративных волонтерских движений, фандрайзинговые программы, проведены первые исследования.

«Партнерство с You Social помогает нам привлечь в проекты опытных специалистов и развивать новые, современные форматы корпоративного волонтерства, опираясь на запросы сотрудников и задачи компании», — комментируют в «Металлоинвесте».

Наряду с компанией «Полюс» партнеры You social отмечают в руководстве компании стремление сохранить доброе имя и репутацию. Кристине свойственна глубина проработки темы, желание сделать проект с учетом индивидуальных особенностей заказчика и внимание к обратной связи. А Евгения обладает тысячей и одним способом донести до собеседника нужную информацию и влюбить его в проект.

По мнению Кристины, You Social в своей работе прошло через те же этапы, что и корпорации внутри себя. Первый — адресная благотворительность и филантропия со стороны учредителя, топ-менеджеров и затем сотрудников, второй — программы донорства и волонтерства. Дальше — корпоративная социальная ответственность в разных ее проявлениях, включая обучение, грантовые конкурсы, взаимодействие с городами присутствия. Сегодня же на смену CSR — Corporate Social Responsibility (Корпоративная социальная ответственность) приходит концепция CSV — Сreating Shared Value (Создание общих ценностей).

Не так давно в агентстве появилось экологическое направление. Например, для МТС агентство сделало несколько проектов по внедрению принципов экономики замкнутого цикла, «Росатому» подготовило рекомендации по развитию «зеленого» офиса.

Наряду с такой деятельностью You Social занимается управленческим консалтингом в ESG — разрабатывает стратегии, создает нефинансовую отчетность, регуляторную базу, исследует эффективность корпоративных программ, а также разрабатывает отечественный бренд.

Кухня устойчивого развития

Под крупные проекты создаются команды из внутренних и внешних экспертов. Например, для Leroy Merlin агентство делало исследование в сфере Diversity & Inclusion. По мысли Евгении, под разные стороны проектов создаются разные команды. Если одна команда исследовала физическое пространство магазинов, насколько они комфортны, удобны для родителей с детьми, людей пожилых или с инвалидностью, то вторая команда занималась цифровой частью: например, что делать глухонемым людям, если заказ подтверждается только с помощью звонка, или как сделать онлайн-магазин удобнее для людей с проблемами со зрением.

Еще одно направление — товарное предложение, расширение его за счет удобства людей из определенных сегментов: изменение расположения ручек на окнах, чтобы человек в коляске мог дотянуться.

Как отмечает Forbes, за пять лет агентство реализовало 123 проекта для 61 компании. Почти 13% клиентов — из FMCG, по 9% приходится на металлургию и добычу, фармацевтику, IT и образование. Агентство называет себя первым в России консалтинг-интегратором в области ESG (Environmental, Social, Governance).

Если бы до пандемии агентство не накопило хороший запас, который позволил обеспечивать зарплату ключевой команды на протяжении почти пяти месяцев, справиться с кризисом было бы сложнее. В то же время You Social запустило новые продукты в онлайн-формате, развивая направление консалтинга: на сайте появился спецпроект «Кухня устойчивого развития», в котором подготовили для партнеров несколько полезных «рецептов» по устойчивости во время неопределенности.

Еще одним ключевым направлением в 2021 году является развитие городов присутствия компаний: социально-инфраструктурный подход. Он включает в себя четыре направления: создание активного сообщества, экологию, урбанистику и построение диалога между разными заинтересованными сторонами.

«Наша основная задача — чтобы устойчивое развитие не воспринималось как отдельный элемент, а интегрировалось во все направления компании и на разные уровни управления. Такой подход позволяет быстрее менять бизнес-процессы, перестраиваться на “зеленую” экономику, транслировать повестку компании местным жителям. Это в конечном счете позволит оказать положительное влияние на жизнь каждого жителя города, региона и даже всей страны», — комментируют основатели You social.

Однако значительное внимание в You social уделяют не только внешней, но и внутренней культуре внутри компании. Об этом можно прочитать на сайте агентства:

«Устойчивое развитие формирует образ мышления каждого отдельного человека, принимающего решения в рамках своей работы в компании. Оказывая влияние на сотрудников, мы преображаем и сам бизнес. В свою очередь, измененные бизнес-процессы и подходы меняют общественные парадигмы и институты. Своей миссией мы видим создание пространства выбора и возможностей для формирования ответственной и активной позиции в процессе изменений. Культура ответственности, системности и долгосрочного планирования вдохновляет нас на преобразования в партнерских проектах с нашими клиентами — крупными компаниями страны».

Так энтузиазм и желание развиваться в любимой сфере, далекой от коммерции, привело Кристину Багрову и Евгению Кузнецову к успешному стартапу, который не только стабильно и профессионально развивается сразу в нескольких направлениях, но и меняет культуру бизнеса в целом.

 

 

Комментарии
Читать также
«Делайте добро»: как Джон Пол Деджория прошел путь от бездомного до миллиардера
«Сделать Zag и взломать экономику»: эксперты о брендинге
Из грязи в князи: 5 предпринимателей, которые начинали c нуля, и 3 урока, которые можно усвоить

Об упертости, идее и оптимизме