Целый чемодан смысла: как маленькая мастерская Луи Виттона покорила королеву, а потом весь мир

Про путешествие пешком в Париж, "печать неповторимости" и сумки для шампанского

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения легендарного основателя Louis Vuitton — Луи Виттона, а 28 ноября не стало креативного директора компании Вирджила Абло, о чем сообщается на его странице в инстаграме. В память о нем и об основателе бренда Луи Виттоне SharesPro рассказывает историю лучшего чемоданщика Франции и его большой семьи.

LV давно стали символом класса люкс в самом широком смысле. В честь юбилея бренд выпустил специальную виртуальную игру Louis: The Game, а также пригласил 200 визионеров интерпретировать главное изобретение Луи Виттона — чемодан — в арт-объектах, которые украсили витрины бутиков по всему миру.

 

С чемоданом на край света

Компания Louis Vuitton была основана в Париже в 1854 году. Об основателе Луи Виттоне до сих пор рассказывают легенды, напоминающие биографии персонажей из романов Александра Дюма.

Он родился 4 августа 1821 года в провинциальном французском городке Франш-Конте. Его отец был обычным столяром, и Луи с детства научился пользоваться инструментами, которые заменяли ему игрушки. Он мог бы стать достойным преемником отца и прожить спокойную и никому не известную жизнь, но в 14 лет будущий модельер решил по-другому и пешком отправился в Париж. Он прошел примерно 500 км, подрабатывая в придорожных лавках.

В 1837 году Луи поступил учеником к мастеру по изготовлению сундуков, господину Марешалю, и довольно быстро освоил новое ремесло. Эта эпоха стала веком путешествий аристократии по всему миру, а сундук был единственным другом путешественника. Дорожную сумку и чемодан еще не изобрели, поэтому умение изготавливать сундуки в первой половине XIX века могло обеспечить безбедную жизнь в любом европейском городе. К тому же у юного Луи не было влиятельных покровителей или рекомендаций, которые могли открыть ему более простой способ к успеху.

В 1854 году он открыл собственную мастерскую, которая вскоре получила крупный заказ — изготовить большую партию сундуков для перевозки цирковых пони цирка «Ранси».

«Надежно упаковывает самые хрупкие предметы. Специализируется на упаковке мод», — гласила надпись на двери в ателье на улице Капуцинов.

К слову, именно Луи Виттон первым предложил путешествующим вместо тяжелого сундука воспользоваться чемоданом — это было открытие. В отличие от сундука, для которого на каждой остановке приходилось нанимать носильщиков, чемодан можно было нести самостоятельно; вещи в нем в пути не так перемешиваются. Кроме того, чемодан можно поставить себе под ноги или закрепить на крыше дилижанса. Так чемоданные преимущества перед сундуками стало очевидными еще до того, как были построены железные дороги и взлетели в небо первые пассажирские самолеты.

Первые плоские чемоданы Луи Виттона вышли под маркой Trianon Trunk — так называлась непромокаемая ткань, которой обтягивали чемоданы. Еще одним конкурентным преимуществом чемодана LV перед другими были плоские верх и низ: скругленные крышки всех предшествующих моделей не позволяли ставить один чемодан на другой, что вызывало трудности при транспортировке.

Традиционные кожаные чемоданы приходилось постоянно смазывать, чтобы избежать промокания и неприятного запаха свиной шкуры. Виттон первым начал использовать для обивки водонепроницаемый холст.

1858 год положил начало еще одной характерной черте марки Louis Vuitton — появлению огромного количества подделок. Плоские чемоданы стали изготавливать другие производители багажа. Тогда Луи придумал «печать неповторимости» бренда — полосатую красно-бежевую расцветку.

В 1859 году было принято решение расширить производство, и Louis Vuitton перебирается в деревню Аньер, «семейное гнездо и колыбель компании», как отмечают на сайте бренда. После франко-прусской войны от Аньера остались только руины, и мастерская была разграблена. Виттон принял решение открыть мастерскую в центре уже нового Парижа на улице Scribe. Значимость сотрудничества с иностранными клиентами мастер понимал уже тогда, на рекламных карточках перед открытием новой мастерской было написано: «Говорим по-английски».

Когда настала эпоха промышленной революции, компания Louis Vuitton предложила новые уникальные разработки. Например, дизайнеры представили французской публике специальную круглую шоферскую сумку, которую можно было размещать в отверстии запасного колеса машины, чтобы не занимать место в багажнике. Это произошло в начале XX века, когда у всего высшего общества появилась новая обсессия — автомобили. Louis Vuitton сразу разглядели в этом изобретении свободную нишу, которую поспешили мгновенно заполнить. Для транспорта потребовались и новые виды багажа.

Кроме нетонущего чемодана на воздушной подушке, с которым пассажиры спокойнее отправлялись в путешествия по рекам и морям, компания предложила кофр-секретер, который можно было использовать как письменный стол, кровать-багажник, чемодан-гардероб, пружинный замок и ту самую бежево-коричневую клеенчатую ткань дамье с узнаваемым шахматным принтом.

Девиз дома Louis Vuitton — «Каждый чемодан должен сочетать в себе высокую мобильность и легкость» — породил стандартное представление о том, что любой производитель такого товара должен равняться именно на французскую компанию.

О вызове фокуснику, жене Наполеона и искусстве

Быстрое развитие и успехи маленькой компании привлекли внимание жены императора Наполеона III — Евгении. Она стала покровительствовать Луи Виттону. В 1854 году в Париже на Елисейских Полях открывается торговый дом Louis Vuitton. Кстати, следы первой вывески можно до сих пор увидеть на сохранившемся здании, где теперь вместо штаб-квартиры располагается магазин.

В 1869 году на торжественном открытии Суэцкого канала Исмаил-паша, хедив (вице-султан) Египта, возглавил список глав государств, размещающих специальные заказы для Louis Vuitton. Кроме того, Виттон создал кровать-багажник для легендарного исследователя Пьера Саворньяна де Бразза, который помог укрепить его репутацию как мастера дизайна багажа для путешествий в дальние страны.

В 1890 году Виттон представил замок-тумблер, который по существу превратил его творения в сейфы. Он разработал каждый замок с уникальным ключом и номером и даже публично бросил вызов знаменитому иллюзионисту Гудини, предложив выбраться из закрытого чемодана от LV. Гудини вызов не принял. Все модели замков хранились в мастерских, на случай если владельцу понадобится еще один ключ.

В 1912 году на Елисейских Полях в Париже появилось здание в стиле модерн, которое и стало постоянным приютом штаб-квартиры.  Сегодня дом считается одним из лучших образцов архитектуры в центре французской столицы. Такие же уникальные здания компания построила в Лондоне и Нью-Йорке. Таким образом, модный бренд оставил свой след и в мировой архитектуре.

Цветы, Шанель и Хепбёрн

В 1982 году сын легендарного мастера Жорж Виттон возглавил компанию. Именно он, как утверждают историки, разработал фирменную монограмму Louis Vuitton в виде цветка с четырьмя лепестками, помещенного в круг и ромб с четырехконечной звездой. Жорж Виттон прославился изобретением первой дорожной сумки Steamer, фактически совершив еще одну революцию в сфере перевоза ручной клади. Изначально такой товар был предназначен для хранения грязного белья в чемодане, но когда путешественники обнаружили, что сумка из парусины еще удобнее и легче, чем уже привычный чемодан, они начали использовать ее для перевоза всего багажа.

После смерти отца Жорж в первую очередь решил увековечить память о нем и заодно защитить бизнес от многочисленных подделок. Обе эти задачи как раз и должен был решить логотип, появившийся в 1896 году: скрещенные инициалы основателя LV и три цветочных мотива.

В 1934 году свою роль в судьбе LV сыграла Коко Шанель, но не как дизайнер, а как клиент: она обратилась в мастерскую Виттонов с просьбой создать для нее сумку. Так появилась модель Squire, которая в 1955-м превратилась в сумку Champs-Élysées, а в 1992-м — в классическую модель Alma. Alma — это слово, взятое из названия известной площади Place De l'Alma, расположенной в самом сердце Парижа, около Сены.

В 1936 году компанию возглавил следующий наследник династии мастеров — Гастон Луи Виттон. Благодаря ему успешная французская компания вышла на международный рынок и получила мировую известность. Вскоре появилась и уменьшенная версия Keepall, Speedy. Казалось, меньше уже не может быть, но тут с просьбой сделать Speedy еще более компактной обратилась актриса Одри Хепбёрн. Актриса хотела купить сумку, которую было бы удобно носить с собой при любых обстоятельствах. Ответом на ее запрос стала Speedy 25.

 

Секрет шампанского

Однако главным символом бренда Louis Vuitton и праздника роскоши стала сумка Noe, появившаяся в 1932 году. Она задумывалась как мешок для шампанского, но, как и многие другие изобретения LV, получила более широкое применение. И до сих пор она может вмещать эти пять бутылок.

В 1966 году появилась еще одна культовая модель марки: мини-сумка цилиндрической формы Papillon, которая стала фаворитом иконы 1960-х Твигги, а вслед за ней — и всего мира.

1970-е годы были периодом повторного запуска и быстрого развития для Louis Vuitton. Дом вырос в начале 70-х годов от двух эксклюзивных магазинов и 11 млн евро дохода от продаж до 125 магазинов, дающих 600 миллионов евро к 1989 году. В 1978-го с Louis Vuitton стал сотрудничать известный фотограф Жан Ларивьер. В течение более 30 лет Ларивьер путешествовал по всему миру, создавая рекламные кампании для бренда.

С 1970 года, после смерти Гастона-Луи, управление компанией взял на себя его зять Анри Ракамье. Он не совершил революции в плане дизайна, зато значительно расширил международное присутствие бренда, открыв магазины во всех мировых столицах. В 1984 году он вывел компанию на биржу, а еще через два года заложил еще один кирпичик в фундамент репутации — в рамках диверсификации бизнеса в 1986-м Louis Vuitton приобрели четвертого крупнейшего производителя шампанского Veuve Clicquot.

Современный вид компания Louis Vuitton стала обретать в последние десятилетия прошлого века. В 1987 году брендом Louis Vuitton владела компания Louis Vuitton Malletier, которая до этого времени была филиалом холдинга Louis Vuitton SA. Он, в свою очередь, включал в себя такие известные в мире моды торговые дома, как «Вдова Клико Понсардэн».

Во второй половине XX века акции Louis Vuitton торговались на Парижской фондовой бирже. В том же 1987 году Louis Vuitton становится собственностью крупного производителя вина и спиртных напитков Moët Hennessy, и так появился LVMH — один из двух самых влиятельных модных конгломератов в мире.

Спустя три года после слияния, впервые за 136-летнюю историю бренда, Louis Vuitton возглавил человек, никак не связанный с семьей основателей. Пост генерального директора занял Ив Карсель. В 1993 году он выпустил первую коллекцию мужских аксессуаров Taiga, посвященную русской культуре.

Театр — институт — эксперимент

С 1998 года Louis Vuitton начинает расширять сферу своей деятельности, и художественным директором становится Марк Джейкобс: на рынке появляются одежда, обувь и аксессуары от Louis Vuitton. Для бренда это был момент перерождения — как минимум потому, что с приходом Джейкобса он стал не просто модным брендом аксессуаров, но и модным брендом одежды. Дебютная коллекция Марка Джейкобса для Louis Vuitton стала и дебютом LV в прет-а-порте. Ив Карсель оставался в совете директоров LVMH до 2012 года, а после стал председателем Fondation Louis Vuitton.

На вопрос журналистов о том, почему бренд начал разработку и выпуск одежды и парфюма так поздно, в компании ответили, что Louis Vuitton никогда не торопится:

«Мы никогда не бываем в спешке — у нас вечность впереди. Являясь одним из самых влиятельных брендов в мире, мы понимаем, что должны в какой-то степени быть институтом», — утверждал Ив Карсель в интервью.

Последними событиями в XX веке были  выпуск линии сумок с мини-монограммой в 1999 году и аукцион на Международном кинофестивале в Венеции (Италия), на котором кейс AmFAR, дизайн которого был разработан Шэрон Стоун, был продан за 45 тысяч долларов, а вырученные деньги пошли в Фонд исследований СПИДа.

В коллекции Louis Vuitton весна-лето 2000 года Джейкобс предложил простые прямые брюки со стрелками из легкой шерсти, декорированные множеством карманов с вышивкой бисером. Его «волшебные» кружевные принты в стиле 1960-х стали настоящим трендом — они превращали сдержанную офисную одежду в чувственные наряды.

Именно с Марка Джейкобса началась эпоха коллабораций с художниками. Первым стало сотрудничество с художником и дизайнером Стивеном Спраузом в 2001 году. Скептически настроенному руководству Марк и Стивен показали коллекцию классических сумок и чемоданов, расписанных граффити кислотных цветов. Риск был оправдан — за предметами из коллаборации выстраивались очереди. Женская коллекция Louis Vuitton осень-зима 2001/02 была «явным усовершенствованием», как написала об этом Дана Томас на одном из модных порталов. Эта коллекция напоминала о Жаклин Кеннеди и ее неповторимом стиле. Джейкобс выбрал такие материалы, как хлопок, твид, шелк и пряжа. Завершающими штрихами, шокировавшими публику, стали норковая отделка, металлические заклепки и кожаные шнурованные ботинки.

Следующей стала совместная коллекция с Такаси Мураками в 2003-м. Разноцветная монограмма, наивные принты в виде вишен и розовых цветов настолько влюбили в себя модное сообщество, что линейка Murakami оставалась в продаже 13 лет.

Для совместного творчества Джейкобс всегда выбирал самых ярких героев и антигероев мира искусства. В 2012-м Louis Vuitton представил коллекцию с японской художницей Яеи Кусамой, которая раскрасила сумки, одежду и аксессуары фирменным психоделическим принтом в крупный горох. Также Джейкобс успел поработать с фотографом Синди Шерман, режиссером Софией Копполой, художниками Джеффом Кунсом и Ричардом Принсом — с последним они сделали один из самых запоминающихся показов в истории дома. Что касается сумок, то они продолжили создаваться по такой же технологии, что и более ста лет назад: корпус выполняется из тополя, обшивка — из ткани Monogram, есть защита уголков и уникальный замок.

Марк Джейкобс превращал каждое шоу в театральное представление: модели то спускались по эскалатору, то катались на детских каруселях, то блуждали в декорациях старого вокзала, то выходили из отельных номеров. Рекламные кампании LV при Джейкобсе тоже были зрелищными, особенно в том, что касалось героев. Однажды дизайнер пригласил в рекламную съемку Михаила Горбачева. В итоге у фотографа Энни Лейбовиц вышел иконический кадр, на котором бывший глава СССР сидит в машине около Берлинской стены с сумкой Keepall, из нее выглядывает журнал с заголовками о нераскрытых убийствах российского журналиста Анны Политковской и экс-офицера ФСБ РФ Александра Литвиненко.

Сейчас официальные представительства компании открыты уже в 53 странах мира.

Значительный вклад сделала компания Louis Vuitton и в развитие спорта. Одним из наиболее престижных состязаний является Кубок Луи Виттона — парусная регата, которую проводят как отборочный тур для Кубка Америки. Louis Vuitton спонсировал эти соревнования с 1983 по 2007 год.

В сфере парижского и мирового искусства след Louis Vuitton тоже легко можно проследить. В 2006 году глава LVMH Бернар Арно открыл на Елисейских Полях выставочное пространство Espace Culturel Louis Vuitton. В определенный момент коллекция арт-объектов стала больше, чем само пространство, и ей потребовалось новое место — Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу, открытый в 2014 году. Здание представляет собой футуристичный архитектурный объект, построенный архитектором деконструктивизма Фрэнком Гери. В постоянной экспозиции Фонда — работы Герхарда Рихтера, Элсворта Келли, Томаса Шютте, Пьера Гюйге, Бертрана Лавье, Кристиана Болтански и других современных художников.

В 2018 году креативным директором LV становится молодой специалист Вирджил Абло. Как отмечает Forbes, так стремительно карьеру в истории моды не строил еще ни один дизайнер:

«Всего лишь за десять лет из стажера Fendi он превратился в одного из самых успешных и влиятельных творцов, несмотря на то, что критики обвиняли его в убийстве элегантности и красоты».

Сегодня в Louis Vuitton не только продолжают хранить традиции, заложенные еще основателем компании, но открывают и новые сферы для развития бренда: сотрудничество с геймерами — с League of Legends, а также со спортивным брендом NBA. При этом Louis Vuitton все еще о высоком — LVMH заботится о культуре и наследии, спонсируя реставрацию исторических зданий и инициируя международные арт-проекты для молодых художников и деятелей искусства.

Комментарии
Читать также
Всё, кроме выпечки: как You social удалось реализовать более ста проектов за пять лет
Мода проходит, стиль остаётся: за что боролась и как меняла мир Коко Шанель

Про девушку в маленьком черном платье, аромат женской кожи и войну с мужчинами-модельерами