«Главное в платье — это женщина, надевающая его»: гениальность и боль в истории дома Yves Saint Laurent

Про француза в Алжире, коллекцию Opium и трансформацию эпохи

Он считается основателем стиля унисекс. Он ввел в моду мужские предметы гардероба и был первым, кто пригласил темнокожих манекенщиц для участия в показах своих коллекций. Ему принадлежит рецепт женской красоты. Все это — легендарный французский модельер Ив Сен-Лоран и его стиль жизни — в этом материале SharesPro.

Как утверждает кандидат юридических наук и ведущий программы «Йога для мозгов» Александр Добровинский в материале выпуска о Иве Сен-Лоране, в октябре 1957 года кутюрье Кристиан Диор пригласил к себе на ужин Ива Сен-Лорана с его матерью. Молодому человеку на тот момент исполнился 21 год, что во Франции того времени считалось возрастом наступления совершеннолетия. Неожиданно для обоих гостей Диор предложил Иву Сен-Лорану стать его преемником в модном доме.

«Я никуда не собираюсь уходить, я просто очень скоро умру», — ответил на их удивленный вопрос Кристиан Диор. Его предсказание сбылось, и через несколько дней выдающегося модельера не стало.

Цвет вдали от хаоса войны

Ив Анри Донат Матье Сен-Лоран родился 1 августа 1936 года в портовом городе Оран в Алжире. Его отец, Чарльз Андре Матьё Сен-Лоран, работал страховым агентом, а мать, Люсьен Андре Матьё Сен-Лоран, была связана с юриспруденцией. Детство мальчика прошло на вилле у Средиземного моря, где он рос в любви и гармонии вместе с двумя младшими сестрами, Мишель и Брижит, вдали от хаоса Второй мировой войны.

Марокканская культура и уроки матери о красоте и искусстве стали первым ростком индивидуального стиля в сознании маленького модельера. Уже в зрелом возрасте, в одном из интервью он скажет, что в Марокко «открыл для себя цвет».

Ив учился в алжирской школе, а затем в колледже недалеко от родового поместья. В 8 лет мальчик увлекся рисованием вопреки ожиданиям своей семьи о его будущей профессии. В 11 лет его заинтересовал театр, а в 14 лет Ив устраивал домашние кукольные постановки и клеил костюмы для кукол-актрис. Его первыми зрителями стали сестры.

В 1953 году будущий кутюрье переезжает в Париж и поступает на курсы модельеров в школе Chambre Syndicale de la Haute Couture. Юноша отличался трудолюбием и креативностью; созданная им альтернатива маленькому черному платью Коко Шанель приносит Сен-Лорану первое место в конкурсе, организованном французским синдикатом шерсти. После успешной победы молодого дизайнера, который оставил далеко позади своих главных оппонентов — Фернандо Санчеса и Карла Лагерфельда, отмечают многие известныемодельеры, среди которых был и главный редактор парижского Vogue, Мишель де Брунхофф. Благодаря Мишелю де Брунхоффу происходит легендарное знакомство Ива Сен-Лорана и Кристиана Диора.

В этом же 1955 году Ив принес серию свежих набросков, и де Брунхофф необычайно удивился, увидев поразительное сходство с эскизами для коллекции его друга Кристиана Диора, хотя Диор еще ни разу не показывал ее широкой публике. Де Брунхофф позвонил великому кутюрье и убедил его встретиться с Сен-Лораном. Первый год в доме Dior Сен-Лоран занимался декором студии и разработкой аксессуаров.

После смерти Диора Сен-Лоран возглавил его модный дом, и уже через год представил миру свою первую коллекцию платьев. Это была коллекция «Трапеции», которая почти наверняка спасла компанию от финансового краха и принесла ему и дому Dior оглушительный успех. После презентации этой коллекции на страницах журналов появились строки о юном гении как о спасителе Франции.

Праздник смелости на левом берегу

Несколько позже кутюрье представляет на суд французской публики  соболиные пальто с трикотажными рукавами, кожаные ботфорты (дань увлечению историей Средневековья) и «байкерские» куртки из крокодильей кожи, что, по выражению Добровинского, «взрывало буржуазные устои того времени, колыхающиеся в болоте». Укороченная мотоциклетка вместе с прямыми брюками и черной водолазкой стали символом движения 60-х годов. И хотя современники того времени так и не восприняли куртку как модный тренд, она стала зачатком уличной моды и модного явления sport chic.

Смелый и в то же время сдержанный элегантный мужской костюм Le Smoking теперь вошел и в женский гардероб. Дизайнер предлагал стильные варианты женского смокинга Saint Laurent на голое тело или в сочетании с шифоновой блузкой. Революционное новшество сразу стало культовым предметом. Прозрачную блузку стали носить самые смелые модницы, а дизайнеры других марок стали создавать прозрачные наряды в своих интерпретациях.

Парадоксально, но сам Ив Сен-Лоран не был уверенным в себе человеком, скорее наоборот — стеснительным и беспокойным. Он не раз избавлялся от своих рисунков будущих коллекций, так и не позволив им увидеть свет.

Герои его коллекций подражали Марлону Брандо в фильме «Дикарь», а сам Сен-Лоран принес в моду Франции культуру почитателей Beatles и угадал «движение мысли и дыхание» своих современников. Состоятельным обитателям района Сен-Жермен его идеи понравились, так как они олицетворяли дух бунтарства и независимости от привычных образов аристократической моды.

Когда молодого человека призвали в армию, во время его отсутствия на его место взяли другого модельера. В результате Ив Сен-Лоран подает на владельца дома Диор, господина де Буссака, в суд и выигрывает процесс, получив солидную компенсацию и предложение о работе.

Тем не менее кутюрье отказывается от своей первой должности в качестве модельера, и в 1961 году, совместно с Пьером Берже и американским бизнесменом Джоном Маком Робинсоном, создает свой собственный модный дом под официальным брендом YSL — первые буквы его имени.

Свой первый магазин и мастерскую Сен-Лоран открывает на левом берегу Сены, недалеко от знаменитой церкви Сен-Сюльпис. Впоследствии женский парфюм, выпущенный домом Сен-Лорана назывался Rive Gauche, что переводится с французского как «левый берег».

Одним из первых знаковых показов молодого бренда стала коллекция по мотивам картин абстракциониста из Голландии Пита Мондриана. Наряды представляли собой платья А-силуэта, сшитые из разноцветных отрезов ткани, которые полностью передали эпоху 60-х годов. Впоследствии коллекцию назовут мондриановской, а созданные принтованные платья войдут в золотой фонд мирового модного искусства.

Служба в алжирской армии оставила свое впечатление в воспоминаниях Сен-Лорана, которое впоследствии воплотилось в стиле сафари. Натуральные ткани, лаконичный крой, практичные природные оттенки стали идеальным решением для путешественников не только по африканским сафари, но и в поездках по Европе или Америке.

Одной из его муз была французская певица и его первая покупательница Катрин Денёв, а также Лорен Бэколл, Джейн Фонда и Майя Плисецкая. Среди его моделей была Наоми Кэмпбелл. Именно в доме Сен-Лорана впервые на подиуме появились темнокожие модели.

Ив Сен-Лоран всегда стремился бороться со стереотипами. Начиная со стиля битников и завершая переносом одежды haute couture на городские улицы, дизайнеры Saint Laurent внесли свой вклад в создание ДНК легендарного модного дома.

Опиум моды

По выражению Пьера Берже, если Шанель дала женщинам свободу, то Ив Сен-Лоран спустя годы дал им силу и власть.

«Лучшей косметикой для женщин является любовь, только вот косметику купить легче», — это выражение принадлежит Иву Сен-Лорану.

В 1967 году кутюрье впервые создает брючный костюм для женщин, и через год такие костюмы получают широкое распространение, несмотря на то, что влияние патриархальной культуры во Франции все еще имело значительное влияние на общество: например, женщин в брючных костюмах не пускали в рестораны.

Еще одним нововведением Сен-Лорана становится сафари-жакет и пальто, напоминающее бушлат и комбинезон. При этом его одежда не лишала женщин чувственности — она подчеркивала индивидуальные достоинства каждой покупательницы. Похожие вещи Сен-Лоран создавал и для мужчин.

Показ 1971 года La collection du scandale вызвала настоящий шок у современной модной публики. Наряды передавали стиль 40-х годов с ярким контрастным принтом в виде губ, квадратные плечи, платья-бюстье, шубы и жилетки, а в дополнение — яркий макияж. Однако хотя о коллекции говорили неохотно в печатных изданиях, Ив Сен-Лоран обретает популярность скандального и талантливого дизайнера.

В 1972 году Берже и Сен-Лоран за 1,1 миллиона долларов выкупили свою линию одежды у компании Squibb, которая стала владельцем группы Lanvin-Charles of the Ritz и сохранила за собой парфюмерный бренд YSL. К дому присоединилась муза Ива Сен-Лорана Лулу де ла Фалез, которая более трех десятилетий создавала для YSL ювелирные изделия и головные уборы.

C 1973 года модный дом начал использовать новый годовой цикл показов: два для от-кутюр (в январе и июле) и два для прет-а-порте (в апреле и октябре). С целью увеличения оборотов Берже распространяет лицензии Yves Saint Laurent практически на всё, что только можно, — от солнцезащитных очков до пляжных полотенец и ручек.

В 1977 году выходит в свет женский аромат с противоречивым названием Opium. Слоган нового парфюма: «Опиум — для тех, кто пристрастился к Yves Saint Laurent». Хотя отдел маркетинга пытался переубедить кутюрье изменить «Опиум» на что-то более консервативное, Сен-Лоран настоял на своем. В результате Opium моментально стал хитом парфюмерного рынка и до сих пор является одним из самых продаваемых ароматов во Франции.

Он дважды приезжал в Москву, и его модели позировали на Красной площади. После каждой поездки они шутили, что уезжают из России с пустыми чемоданами, потому что Ив Сен-Лоран подарил все предметы своей коллекции московским модницам, и это было правдой. Взамен французский модельер просил только вдохновение — у него было несколько российских коллекций.

Например, на коллекцию одежды Russian Ballet and Opera 1976 года Ив Сен-Лорана вдохновил русский этнический стиль. Многие французские дизайнеры той эпохи черпали вдохновения в русском прикладном искусстве и балете, но именно на показах модного дома Saint Laurent впервые стали происходить настоящие представления. Зрителям дизайнер демонстрировал не только модные творения, но и полноценное театральное шоу, показывая практическое применение нарядов люксового сегмента.

«С годами ко мне пришло осознание, что самое главное в платье — это женщина, надевающая его», — утверждал Ив Сен-Лоран.

Увлечение искусством проходило ярким лейтмотивом всех коллекций модного дома Saint Laurent. В 1979 году Ив Сен-Лоран представляет коллекцию одежды под названием «Оммаж Пикассо и Дягилеву» со схожим пышным русским стилем. Наряды представляли собой модное искусство яркой цветовой палитры, с цветочными принтами, пышными юбками. Дизайнер активно использовал бархат и парчу, украшенные камнями, аппликацией, вышивкой и отделкой из натурального меха. Модные критики называют коллекцию одной из самых важных и одновременно завершающей в творчестве дизайнера.

В 1986 году Yves Saint Laurent выкупил компанию Charles of the Ritz, которой принадлежал парфюмерный бизнес дома, за 630 миллионов долларов. Через год YSL продал ряд популярных ароматов Charles of the Ritz компании Revlon за 150 миллионов долларов. В 1989 году дом разместил акции на парижском фондовом рынке и был оценен в 500 миллионов долларов.

После 80-х годов начинается медленный закат модного дома Saint Laurent. В 1987 году выходит злосчастная линия прет-а-порте, где жакеты в стиле casual были украшены бриллиантами стоимостью 100 тысяч американских долларов. Показ был проведен всего лишь спустя несколько дней после краха фондовой биржи — события, впоследствии получившего название «Черный понедельник». Показ, состоявшийся в Нью-Йорке, оказался провальным и неуместным.

В 1998 году на пост креативного директора приглашают Альбера Эльбаза, который взялся за создание коллекции Ready-to-Wear. Право на кутюрный показ все еще оставалось за Ивом Сен-Лораном, которому из-за преклонного возраста уже было непросто исполнять обязанности руководителя модного дома. Новый дизайнер привнес легкости и романтизма, работая с шифоном, атласом и струящимся шелком.

Затем несколько лет подряд YSL работала в убыток, причем потери компании продолжали расти: с $700 тыс. в 1999 году до $70 млн в 2001-м. Истинный масштаб проблем YSL стал очевиден только после того, как в 1999 году французский миллиардер Франсуа Пино купил контрольный пакет акций за $1 млрд. Еще $70 млн было уплачено Берже и Сен-Лорану за право использовать бренд YSL в линии pret-a-porter.  

На восстановление умирающего дома моды Пино пригласил уникальный и эффективный тандем — итальянского бизнесмена Доменико де Соле и американского дизайнера Тома Форда. Всего несколько лет назад эта пара прославилась тем, что сумела не только возродить из пепла другую легендарную компанию — Gucci, но и вырастить из нее достойного конкурента холдингу LVMH, принадлежащего заклятому врагу Пино — Бернару Арно.

Конец прекрасной эпохи

В 2002 году маэстро представил свою последнюю коллекцию и закрыл линию от кутюр. Его прощальным показом стало ретроспективное дефиле в Центре Помпиду. Шоу собрало более двух тысяч зрителей и транслировалось в режиме онлайн на экранах, установленных на улице. На подиуме появлялись модели и музы дизайнера, демонстрирующие лучшие наряды, созданные за несколько десятков лет его карьеры. Заключительным аккордом дефиле был выход на подиум давней музы кутюрье Катрин Денёв, исполнившей для него песню.

«Ведь это я создал костюм современной женщины и таким образом участвовал в трансформации своей эпохи. Простите мне мое тщеславие, но я всегда был убежден, что мода должна не только украшать женщину, но и ободрять ее и помогать принять себя. Я шел бок о бок с высекателями огня, как говорил Рембо, и все же моя самая главная встреча — это встреча с самим собой», — так модельер скажет о себе на пресс-конференции 44 года спустя после своей последней коллекции.

С очередной сменой главного дизайнера в 2012 году начинается полная реорганизация модного дома. На пост креативного директора приглашают Эди Слимана. Сокращается название бренда до Saint Laurent, штаб-квартиру переносят в Лос-Анджелес, а элегантность меняется на стиль гранж.

В 2016 году Энтони Ваккарелло, новый креативный директор модного дома, получает наставления от партнера основателя Пьера Берже: «Не копируй Ива Сен-Лорана», что позволило вернуть бренду популярность в модных кругах. Энтони Ваккарелло старается передать образ напористой и раскрепощенной девушки, придуманную самим Ивом Сен-Лораном, но в современной интерпретации. Новый арт-директор вводит в коллекции латекс, которому в прямом смысле дарит новую благородную жизнь.

А сам основатель модного дома Ив Сен-Лоран после выхода на пенсию начал вести отшельническую жизнь, уединившись в своих домах в Нормандии и Марокко. Единственным его компаньоном оказался французский бульдог по имени Муджик, четвертый по счету, который был рядом с кутюрье на протяжении всей его жизни.

К настоящему моменту франчайзинговые бутики бренда разбросаны по всей Европе: от Барселоны, Мюнхена, Берлина, Варшавы и Киева до Болоньи, Рима, Москвы, Монте-Карло и Канн, на Ближнем Востоке и в Африке. Бренд широко представлен в Японии, есть бутики в Киото, Токио и Осаке, а также торговые точки по всей стране. В Китае автономные бутики находятся в Ухане, Шанхае, Пекине и Чунцине.


Комментарии
Читать также
«Планировать для меня — то же самое, что идти в тюрьму»: как Dolce & Gabbana вышли из моды и стали классикой

О гармоничных противоречиях, "итальянских королях" и любви к Мадонне