«“Удобный” ― худшее слово в мире!»: как Кристиан Лубутен покрасил туфли в красный цвет

Про предупреждение в музее, суд за красный цвет и лица-лодочки

В этом году исполняется 30 лет со дня основания бренда Christian Louboutin. Среди его клиентов Виктория Бэкхем, Анджелина Джоли, Блейк Лайвли, Наоми Кэмпбелл и Ким Кардашьян. Он выиграл суд, который длился шесть лет, для получения эксклюзивного права на «красную подошву», ставшую одним из самых узнаваемых символов в мире, а всего его бренд насчитывает около сотни магазинов на пяти континентах. Сегодня герой нашего материала ― Кристиан Лубутен, вдохновение для творчества Дженнифер Лопес и группы «Ленинград» и модельер, который ненавидит удобную обувь.

Перечеркнутая туфля и райские птицы

История Кристиана Лубутена, которого мы знаем сегодня, началась с Музея Искусства стран Африки и Океании, а точнее ― с мозаики этого музея.

Когда мальчику было 12 лет, он поехал на экскурсию в этот музей, где пол был выложен старинной мозаикой, из-за чего вход на каблуках был воспрещен. Об этом свидетельствовал знак с перечеркнутой туфлей, который настолько впечатлил маленького Лубутена, что с тех пор его тетрадки и дневники наполнились чертежами и дизайнерскими рисунками туфель.

Это было связано с модными трендами: в те времена в моде была массивная обувь на плоской подошве, поэтому женщины на каблуках встречались нечасто, а вот Кристиан Лубутен буквально влюбился в эту изящную модель.

«На самом деле я не умею рисовать и хорошо рисую только обувь. Даже когда у меня не было работы, я делал это каждый день — с утра и до обеда. Заказов у меня было мало, и я часто воображал, что придумываю обувь для какого-нибудь Дома моды, например, Versace. В 1980-е у них появилась вакансия, и я подумал, что их могли бы заинтересовать мои рисунки: изрисовал альбом скетчами, но так и не решился позвонить со словами: «У меня есть обувь для вас», ― признавался он в одном из интервью.

В юношестве Кристиан устроился стажёром в легендарное парижское кабаре Les Folies Bergères, где работал в должности костюмера для танцовщиц перед их выходом на сцену. Вероятно, именно этот период оказал влияние на мышление будущего дизайнера, чьи изделия отличаются несколько провокационным и экстравагантным стилем.

«Когда мне было 17, я работал в кабаре Les Folies Bergère в Париже. Танцовщицы напоминали мне экзотических райских птиц из-за своих потрясающих костюмов с перьями, но единственная деталь, которая была в них несовершенна, — обувь. Мне захотелось создать туфли для этих птиц, и я полностью отдался этой работе», ― вспоминал Лубутен.

Кроме того, с 1976 года Лубутен увлекается искусством Востока и стран Африки. Особенно, что интересно, его впечатляли картины босых женщин.

В 1982 году Лубутен стал подмастерьем известного французского модельера Шарля Журдана, что привело его к «обувному Фаберже» Роже Вивье.

Энди Уорхол vs лак для ногтей

В конце 1991 года, в 28 лет, дизайнер открыл свой первый магазин на улице Жан-Жака Руссо в Париже, в котором был единственным сотрудником. Через несколько месяцев он начал выпускать туфли с лакированной красной подошвой, которые и стали его визитной карточкой. По легенде Лубутен работал над моделью Pensée, на которую его вдохновили «Цветы» Энди Уорхола. Однако, несмотря на то что незабудка на ремешке точно копировала рисунок американского художника, туфли не производили такого же сильного впечатления, как первоисточник.

Кристиан Лубутен думал о том, как оживить свои туфли, и именно в этот момент его ассистентка красила ногти красным лаком. Он взял лак и покрыл им подошву туфель, результат ему понравился, а в мире появился новый бренд. Эта деталь не только позволила завершить изделие, но и помогла в первый год работы магазина продать 200 пар. Сам дизайнер называл эту особенность «follow me», характеризуя свою обувь как ту, что ведет за собой.

Стоит отметить, что такая подошва ― не единственная уникальная разработка модельера. Так, еще одной революцией является коллекция от #NudesForAll. Это нюдовые лодочки с палитрой из семи цветов, которые бы подошли любой женщине: от обладательниц мраморно-белой кожи до девушек с кожей шоколадных оттенков.

«Лодочки — как лицо. Вы смотрите на женщину — она прекрасна. Добавляете макияж — и она может сразить наповал. Так вот с лодочками та же история — это лицо без макияжа. Если умеешь делать лодочки, сможешь со­здать любую пару обуви», ― утверждал модельер.

Он признавался, что его любимым хобби является ландшафтный дизайн. С 1989-го по 1991 год Лубутен отошел от моды и полностью посвятил себя оформлению парков и террас.

В 1992 году бренд Chrisrian Louboutin был официально зарегистрировал в Париже. К тому моменту имя дизайнера уже было на слуху, так как в течение нескольких лет он работал в подмастерьях в Модном доме Roger Vivier, а также являлся внештатным дизайнером Yves Saint Laurent и Chanel.

В то же время, если творческая муза неотступно находилась рядом с дизайнером, то вот о бизнес-музе такого нельзя было сказать. Из-за недостаточного внимания к срокам производства и доставки вторая коллекция пришла в магазин на несколько недель позже, сезон был потерян. Магазин начал работать в убыток.

Лубутену удалось спасти ситуацию, благодаря активному участию в показах Azzaro, Chloé, Diane Von Furstenberg, Givenchy, Jean-Paul Gaultier и Lanvin. В 1997 году монобрендовый бутик Christian Louboutin появился в Лондоне, в 1999-м — в Нью-Йорке, в 2003-м — в Москве.

Однако до 2006 года главным конкурентом, в тени которого приходилось оставаться Christian Louboutin, был Manolo Blahnik. Чтобы одержать победу в этом противостоянии, Кристиан создает новую коллекцию: Very Privé: туфли на высоком каблуке с открытым мыском и скрытой платформой (совсем скоро эта модель станет одной из самых популярных за всю историю бренда). Тогда же Louboutin запустил первую линию аксессуаров.

Патент на красный цвет подошвы модельер оформил только в 2007 году. «Блестящий красный цвет подошв не имеет другой функции, кроме указания на то, что они мои, — писал дизайнер в ходатайстве к американскому суду. — Я выбрал этот цвет потому, что он яркий, кокетливый, запоминающийся, а ещё это цвет страсти».

Сказки и быль

В 2009-2010 годах в коллекциях Лубутена появляются сказочные и исторические образы. В 2009-м магазин бренда был открыт в Майами. Дизайн бутика в 2400 квадратных метров, разработал Эрик Клаф. Стены магазина украсили орхидеи, иероглифы и символы в стиле шрифта Брайля, а фасад был декорирован кораллами. В этом же году бренд представил коллекцию обуви из шелка, бисера и текстиля «Marie Antoinette» с имитацией высокой прически королевы Франции при участии вышивальщика Жан-Франсуа Лесаж. Стоимость одной пары составила 3,975 фунтов стерлингов.

В 2009 году мультфильму «Волшебник изумрудного города» исполнилось 70 лет. Наравне с другими брендами Лубутен выпускает версию знаменитых красных туфелек, которые носила главная героиня Дороти.

Вот несколько причин, по которым в 2009 году бренд Christian Louboutin занял первое место в списке «самых востребованных брендов класса люкс» по версии нью-йоркской организации Luxury Institute.

Тем не менее, достаточно быстро в мире начали появляться как подражатели, так и подделки красной подошвы. Например, 15-летняя ирландка Тара Хотон в качестве школьного проекта создала компанию Rosso Solini, предлагавшую накладки для подошв из красного пластика, а в 2011 году компания Christian Louboutin подала иск к модному дому Yves Saint Laurent из-за коллекции обуви с красной подошвой.

В 2012 году апелляционный суд Нью-Йорка закрепил за Christian Louboutin эксклюзивное право на красные подошвы. Единственное исключение делается для красных туфель с красной подошвой, которые YSL выпускает с 70-х годов.

С 2010 года модельер выпускает и мужскую обувь с красной подошвой:

«Когда я работаю над женской парой, я понимаю, что она должна быть утонченной и соблазнительной. Формы мужской обуви у меня более грубые, угловатые», ― отмечал Лубутен, добавляя, что суть его работы с женскими моделями в том, чтобы  сделать приятное не женщине, а мужчине.

Эти модели представляли собой сникеры из текстиля, лакированные и кожаные оксфорды, а некоторые модели были украшены металлизированными шипами.

Все началось с одной просьбы. В 2009 году британский певец Мика обратился к Лубутену с просьбой сделать обувь для его концертного тура, такую, чтобы она подходила к штанам. Так и появилась знаменитая первая мужская коллекция, в которой обуви было намного больше, чем требовалось, потому что во время работы модельер несколько увлекся. Кристиан Лубутен запомнил этот заказ так:

«Однажды мне позвонил певец Мика и попросил сделать обувь для его шоу. Я запомнил его слова: «Когда мои подруги надевают ваши туфли, они становятся счастливее. Я тоже хочу быть счастливым на сцене!» Я подумал, что это хороший аргумент, и с тех пор начал делать обувь для мужчин».

Оставшиеся модели Лубутен выставил в своих бутиках, и их немедленно раскупили. После этого дизайнер занялся обувью для мужчин и летом 2011 года открыл первый мужской бутик в Париже. В 2012 году бутик мужской обуви Christian Louboutin открылся и в Нью-Йорке, продав за первые три часа почти 200 пар.

Однако, Лубутен неоднократно подчеркивал, что ни в коем случае не пытался монополизировать красный цвет на подошве вообще. Например, в интервью французской газете Libération он говорил об этом так:

«Речь идет о красном в определенном контексте: существует красный цвет Ferrari и оранжевый Hermès. Даже в пищевой промышленности Cadbury выиграла суд против Nestlé на использование фиолетовой упаковки. Все это доказывает, что цвет играет важную роль в идентичности бренда. Я не говорю, что красный полностью принадлежит мне – речь идет об определенном красном, используемом в определенном месте <…> Блестящие красные подошвы не несут другой функции: они просто говорят о том, что эти туфли – мои».

В 2011 модельер выпускает коллекцию, вдохновленную балетом. Туфли на экстремально высоких каблуках ― 20 см ― появились, как имитация положения стопы на пуантах у артистов балета. Средства от продажи модели с аукциона The Summer Party Silent Auction были перечислены на благотворительность.

Через год в честь выхода мультфильма Cinderella Diamond Edition на Blu-Ray бренд представил версию кружевных туфель для Золушки на 12-сантиметровом каблуке. Таких пар в лимитированной коллекции, украшенных стразами Swarovski и аппликациями в виде бабочек из текстиля, насчитывается всего 20 во всем мире.

В этом же, 2012 году, бренд отметил свой двадцатилетний юбилей, и по этому поводу Кристиан Лубутен представил поклонникам уникальные модели, среди которых можно было найти босоножки с прозрачными каблуками, внутри которых находились лепестки роз, туфли-лодочки с ремешком в виде цветка, закрытые атласные туфли с круглым носом, декорированные бантом и рюшами, босоножки со страусовыми перьями и многое другое.

Ненависть и любовь к клиентам

В то же время, на Лубутена сыпались обвинения в том, что у его обуви неудобная колодка, и их сложно носить. В ответ дизайнер только отшучивался и признавался в ненависти к любому, кто убежден, что его обувь должна быть комфортной:

«Я бы возненавидел того, кто, глядя на мои туфли, сказал бы: «О Боже! Они выглядят такими удобными!<…> ”Удобный” — это одно из худших в мире слов! Я сразу представляю себе нездоровую женщину, с большой бутылкой алкоголя, очень пухлую. Это ужасно, но ей нравится её жизнь, потому что у нее удобные сабо».

Как правило, для изготовления и оформления своих изделий экзотические виды кожи, стразы Swarovski, кружево ручной работы. Работы Лубутена используются в коллекциях Жан-Поля Готье, Balmain, Джереми Скотта, Chloé, Givenchy, Дианы фон Фюрстенберг и других мастеров от-кутюр и прет-а-порте.

«Его туфли – самые красивые из тех, что представлены на рынке. Я специально скрещиваю ноги, когда сижу, чтобы люди могли видеть красивые алые подошвы», ― признавалась Элизабет Тейлор.

В свою очередь Кристиан Лубутен характеризует свою обувь больше через впечатление нежели внешнюю роскошь:

«Главный критерий хорошей обуви — когда она выглядит превосходно даже на обнаженной женщине. Вы не сразу поймете, что дело в туфлях, это нечто почти неуловимое».

Кристиан Лубутен говорит, что у его бренда нет бизнес-модели, он просто делает свою работу. Его публичный образ одержимого туфлями художника как будто существует параллельно с его многомиллионным состоянием (в 2013 году объём продаж компании оценивался больше чем в $300 млн). Любопытно и его отношение к найму сотрудников. По его словам, более приоритетными для него, как для CEO компании, являются личные качества и лояльность к бренду, чем профессиональный опыт в сфере моды. Так, однажды он нанял стюардессу из комнаты отдыха авиакомпании Air France, а в другой раз взял на работу посыльного, который прислуживал ему в отеле в Дубае.

Тем не менее, модельер не оставляет работу мастера во всех смыслах этого слова. Так, с индивидуальными заказами частных клиентов он почти всегда работает сам в своем ателье на улице Жан-Жака Руссо. Их запросы могут быть самыми разными: от дополнительной подбивки и нестандартного размера до пинеток с красной подошвой для новорождённых. Базовая цена для сделанных на заказ лабутенов составляет $4000, а если при их изготовлении используется готовый фасон, к стоимости стандартной модели прибавляется 30%.

Стоит добавить, что уже после первого выхода в свет лакированная подошва начинает стаптываться, поэтому, чтобы избежать непрезентабельного вида, туфли стоит регулярно обновлять (реставрировать).

Christian Louboutin не рекламирует свою обувь и не дарит её знаменитостям (возможны только скидки). При стремительном расширении географии торговых точек Лубутен стабильно продаёт около 700 000 пар ежегодно, а сам основатель бренда не собирается наращивать производство, так как это может отрицательно сказаться на качестве.

Интересно, что клиенты бренда Louboutin могут стать соавторами дизайнера и побывать в его творческой мастерской. Так, с 2013 года Кристиан Лубутен запустил услугу «Tattoos to Measure», которая позволяет самостоятельно создавать дизайн понравившейся модели обуви: выбирать стиль, цвет, фактуру и принт. Узор наносится на пару подобно татуировкам на кожу человека.

Существуют и детские «лубутены». В 2017 году Кристиан Лубутен в сотрудничестве с актрисой Гвинет Пэлтроу запустили в производство детские лабутены. Первые модели - крошечные балетки розового, а также голубого и золотистого цвета для девочек, имели фирменную красную подошву.

«Я помню нашу первую беседу, которая привела нас с коллаборации. Для меня нет ничего лучше хорошего тет - а - тета, и Гвинет для него лучший партнер. Когда дружба встречается с работой, получаются забавные результаты», ― прокомментировал коллекцию Кристиан Лубутен.

На вопрос журналистов о том, что для него самое главное в жизни, Кристиан Лубутен отвечает следующее:

«У отца была жизненная теория: у каждого дерева свое строение волокон. «Ты должен ему следовать, не идти против, иначе потечет смола, а это непозволительно для скульптора». Это единственная вещь, которую передал мне отец, но она фундаментальна».


Комментарии
Читать также
В тихой гавани деньги водятся: в чем секрет первоклассного инвестора
Мода проходит, стиль остаётся: за что боролась и как меняла мир Коко Шанель

Про девушку в маленьком черном платье, аромат женской кожи и войну с мужчинами-модельерами