В США готовят очередной антимонопольный законопроект. Кому стоит насторожиться?

Двухпартийная группа сенаторов во главе с демократом Эми Клобучар и республиканцем Чаком Грассли планирует вынести на рассмотрение законопроект, который запретит бигтех корпорациям, таким как Amazon, Alphabet и Google, использовать свое преимущество перед небольшими компаниями. Об этом сообщает Reuters.

Законопроект запретит технологическим гигантам требовать от компаний, работающих на их платформах, приобретать товары и услуги исключительно собственного производства, а также ограничит их право смещать результаты поиска в пользу платформы.

Законопроект, направленный на то, чтобы помочь малому бизнесу добиться успеха на рынке цифровых технологий, будет представлен в начале следующей недели, согласно информации источников издания.

Что это значит? Объясняет SharesPro:

Законопроект Клобучар и Грассли имеет высокие шансы на принятие благодаря тому, что разработан членами обеих партий Конгресса США и лежит в русле идей нынешней главы Федеральной торговой комиссии (FTC).

В целом этот законопроект — прекрасный повод восстановить всю картину противостояния между властью и бигтех-корпорациями. Чтобы понять контекст этой инициативы, следует вспомнить все основные законопроекты по бигтеху, которые находятся прямо сейчас в Конгрессе США.

На момент середины июля таких законопроектов было пять. Сразу два законопроекта нацелены на разрешение конфликтов между платформами и их пользователями. Вы часто могли слышать, что, например, тот же Amazon предоставляет бизнесу доступ к своему маркетплейсу, а затем конкурирует с их продукцией. Данные законопроекты сделают незаконными действия маркетплейсов по продвижению своей продукции на собственной платформе под предлогом несправедливой конкуренции. Ожидается, что потенциальный штраф для таких компаний составит сразу до 30% от выручки, полученной в США. 

Второй законопроект заодно и потребует, чтобы платформы (и в первую очередь, конечно, тот же Amazon) продавали любой бизнес, если владение им создает стимул для платформы использовать свою продукцию для продвижения на собственном маркетплейсе. 

Третий законопроект потребует, чтобы платформа воздерживалась от любого слияния, только если она не может показать, что приобретенная компания не конкурирует с каким-либо продуктом или услугой, представленным на маркетплейсе.

Как видно из описания, сразу три законопроекта касаются в первую очередь Amazon. Но им дело не ограничивается.

Четвертый законопроект потребует от платформ расширения свобод пользователя в отношении управления им своими данными. Согласно нему, пользователи должны иметь возможность полноценно управлять своими данными, в том числе, если они того пожелают, передавать их конкурирующему бизнесу.

И наконец, пятый законопроект предусматривает, что Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия (FTC) получат возможность оценивать деятельность крупнейших компаний на предмет законности и соответствия законодательству США.

Добавьте к этому тот факт, что Федеральную торговую комиссию США (FTC) возглавляет 32-летняя Лина Хан — сторонница разделения крупнейших технологических корпораций, научная деятельность которой была связана с исследованиями проблем конкуренции маркетплейсов с их собственными продавцами (ее статью Amazon Antitrust Paradox можно прочесть здесь). Facebook уже получил повторный иск о разделе корпорации, по слухам, та же участь может ожидать и Google, от которого могут потребовать отделить Chrome.

Еще один сюжет — это незавершенное судебное противостояние Apple и Epic Games, по результатам которого Apple уже потеряла монополию на платежи внутри приложений в AppStore; следует ожидать дальнейших исков и/или регуляторных инициатив, которые могут обязать Apple допустить к своей экосистеме альтернативные магазины приложений.

Наконец, еще одни дебаты, которые продолжаются в Конгрессе США, — знаменитая «секция 230», согласно которой «ни один поставщик или пользователь интерактивной компьютерной услуги не должен рассматриваться как издатель или докладчик какой-либо информации, предоставленной другим поставщиком информационного контента». Эта секция освобождает сайты и сервисы, в том числе соцсети, от ответственности практически за весь публикуемый пользователями контент и делает невозможными судебные претензии. Именно эта норма в свое время де-факто и создала правовую возможность для самого создания соцсетей. Сейчас ее существование в нынешнем виде оказалось под угрозой. В Конгрессе и правительстве есть как те, кто хочет отменить «секцию 230» и привлекать соцсети к ответственности за поведение пользователей, так и те, кто считает, что само наличие алгоритмов рекомендаций контента делает соцсети издателями, а значит, «секция 230» должна быть отредактирована.

И это лишь основная часть картины противостояния технологических корпораций и американских властей. Новые инициативы по ограничению бигтех-корпораций возникают чуть ли не еженедельно только в Штатах, а ведь законодатели в других юрисдикциях (в частности, в России) тоже не собираются отставать. Точные итоги этого противостояния предсказать трудно, но можно быть уверенными в том, что регуляторная нагрузка на крупнейшие интернет-корпорации мира вырастет кратно.

Комментарии
Читать также
Подразделение SoftBank распродает акции бигтеха. Что произошло?
Google оспорит в суде штраф от ЕК за нарушение конкуренции
Amazon продолжает демонстрировать бум электронной коммерции

⠀​