Сенат США утвердил инфраструктурный план Байдена на $1 трлн. Чего ожидать?

В среду Сенат США утвердил план развития инфраструктуры, предусматривающий расходы в размере $1,3 трлн, сообщает Reuters.

$1,3
трлн cоставят федеральные расходы в рамках первой, утвержденной, части инфраструктурного плана

План был согласован Белым домом и группой сенаторов из обеих партий, его поддержали 69 законодателей, 30 высказались против. Большинство проголосовавших за законопроект — демократы, но некоторые республиканцы также высказались в поддержку инициативы.

Законопроект предусматривает крупнейшие за последние десятилетия вложения федеральных средств в строительство дорог, мостов, аэропортов, модернизацию общественного транспорта, развитие инфраструктуры портов и воздушных гаваней.

В ближайшее время сенаторы должны рассмотреть оставшуюся, более масштабную, часть предложений на сумму в $3,5 триллиона. Согласно информации Reuters, многие представители демократической партии не готовы рассматривать принятие первого пакета мер в размере $1 млрд без второго масштабного пула расходов — именно он включает в себя основные приоритеты демократов.

Министр финансов США Джанет Йеллен высказалась в поддержку второй части инфраструктурного плана, заявив, что план стоимостью в $1 трлн должен иметь продолжение.

Демократы планируют продвинуть второй пакет в течение следующих нескольких месяцев, используя процесс, называемый «согласованием бюджета», который позволяет им принимать закон простым большинством голосов.

Республиканцы выступили против второй части пакета в размере $3,5 трлн, передает Reuters. Лидер республиканцев в сенате Митч МакКоннелл, проголосовавший за первую часть инфраструктурного законопроекта, назвал его продолжение «радикальным». По информации Forbes, республиканцы критикуют инфраструктурный план Байдена как за сумму расходов на его реализацию, так и за предложенное Байденом повышение ставки корпоративного налога для его финансирования.

Принятие инфраструктурного плана было главным приоритетом для президента США Джо Байдена, который стремился провести радикальные изменения в то время, когда возглавляемая им партия демократов имеет, хотя и незначительное, большинство в обеих палатах Конгресса.

Во вторник он похвалил 19 республиканцев, проголосовавших за инфраструктурную меру, передает Reuters.

«Этим законопроектом мы доказали, что мы все еще можем объединяться, чтобы делать большие дела — важные дела — для американского народа»

— заявил Байден

Теперь инициативу предстоит рассмотреть Палате представителей Конгресса.

13 июля представители демократической партии в Сенате конгресса США поздно вечером объявили, что они достигли соглашения по вопросам бюджетных расходов. Демократы договорились, что из бюджета должно быть выделено $3,5 трлн в течение ближайшего десятилетия. В эту цифру были заложены федеральные ресурсы на программы по изменению климата, здравоохранения и семейных услуг, реализовать которые стремится Байден.

Что это значит? Объясняет SharesPro:

Штаты давно нуждаются в масштабном обновлении инфраструктуры, но у этих замыслов в текущем виде могут быть долгосрочные последствия.

Принятие законопроекта является политической победой Байдена, который сопротивлялся давлению демократов с требованием отказаться от двухпартийных переговоров. Байден настаивал, как публично, так и в частном порядке перед сенаторами, что по крайней мере часть его более широкой инфраструктуры и программы занятости должны пользоваться поддержкой республиканцев. 

Сразу после голосования по инфраструктуре Сенат проголосовал 50 голосами против 49 за начало обсуждения резолюции о бюджете на $3,5 трлн в надежде принять более широкий пакет инвестиций, не пользующийся поддержкой республиканцев.

В своем обзоре последнего заседания ФРС SharesPro отмечал опасения экономистов Грегори Мэнкью (в прошлом прореспубликанского) и Роберта Барро (продемократического), что всё более масштабные пакеты помощи экономике, принимаемые администрацией Байдена, могут подорвать экономический рост и вытолкнуть фактический ВВП США за границы потенциального ВВП, что всегда влечет перегрев экономики. Кроме того, ФРС рискует потерять контроль над инфляционными ожиданиями: если укоренятся долгосрочные ожидания высокой инфляции, повышение краткосрочных ставок на инфляцию может и не повлиять. 

С тех пор опасения только усилились. В текущем состоянии в американской экономике превалируют (и значительно!) дезинфляционные тенденции. Однако Федеральный банк Нью-Йорка фиксирует долгосрочные инфляционные ожидания на рекордно высокой отметке в 3,71%.

Страхи по поводу повышения долгосрочной инфляции высказали Стивен Роуч, бывший экономист Morgan Stanley с 30-летним стажем, бывший старший экономист АБР Шанцинь Вэй, Джозеф Стиглиц, экономист ING Джеймс Найтли и многие другие. ФРС в своих словесных интервенциях пытается заякорить инфляционные ожидания, согласно совету Барро, но получается не очень.

В этих условиях — резкий рост правительственных трат, помноженный на высокие инфляционные ожидания — ФРС крайне важно держать руку на пульсе и максимально внимательно действовать, соблюдая тяжелейший баланс между риском прервать восстановление экономики и риском упустить гипотетический перегрев. Риторика членов ФРС от выступления к выступлению становится более «ястребиной» — это намекает на то, что QE может начать сворачиваться раньше, чем ожидалось, что приблизит и рост ключевой ставки, и рост стоимости заимствований. Инфраструктурный план Байдена может сыграть в этом не последнюю роль — хотя ожидается, что профинансирован он будет за счет налогов на богатые семьи и корпорации.

Комментарии
Читать также