Политика Apple ударит по доходам Facebook. Как бигтехи адаптируются к новой реальности?

Американская корпорация Facebook может столкнуться с существенным падением рекламной выручки из-за новой политики конфиденциальности Apple. Об этом сообщает Reuters.

Изменения в политике конфиденциальности новой операционной системы Apple, которые запрещают рекламодателям отслеживать активность пользователей iPhone без их согласия, ограничивают возможность технологических компаний и социальных сетей отображать персонализированную рекламу в своих приложениях. Как пишет издание, это вызвало опасения инвесторов цифровых рекламных компаний, что ограниченный доступ к данным перевернет рынок мобильной рекламы, стоимость которого оценивается почти в $100 миллиардов.

Аналитики Evercore ISI заявили, что доходы от рекламы Facebook, второй по величине цифровой рекламной платформы в мире после Alphabet Inc. (GOOGL.O) Google, скорее всего, пострадают сильнее, нежели аналогичные компании.

Основная часть рекламного бизнеса Facebook складывается за счет рекламы «прямого действия», то есть той, которая использует персонализированную информацию о пользователе: например, какие устройства использует потребитель и что он ищет в сети Интернет. Невозможность персонализировать пользователя и собирать информацию о нем приведет к потере рекламных доходов и снижению эффективности рекламы.

Что это значит? Объясняет SharesPro:

Кейс с падением выручки Facebook ставит перед учеными-экономистами, законодателями и аналитиками неожиданный вопрос: каким образом регулировать взаимоотношения между экосистемами и регулировать ли?

Антимонопольное законодательство в США устроено таким образом, что бизнес может проверяться на соответствие только в том случае, если рыночная власть, которая есть у бизнеса, может вредить потребителям напрямую. Самый известный кейс — это браузер Internet Explorer от Microsoft, из-за которого компанию чуть ли не разделили. Расследование установило, что Microsoft действительно целенаправленно стремился уничтожить другие браузеры, и лично Билл Гейтс открыто намеревался сделать так, чтобы они перестали существовать. Спасти Microsoft удалось, однако компания изменила в своем подходе к разработке продуктов очень многое.

Однако нынешняя глава FTC Лина Хан мыслит принципиально иначе и считает, что в случае с бигтех-корпорациями (в первую очередь Amazon) старый подход уже не работает. В частности, именно потребители сильнее всех довольны Amazon, ведь у них есть быстрая доставка и множество скидок, а вот продавцы и производители оказываются в дискриминируемом положении. Решение она видит в том, чтобы ограничить рыночную власть Amazon, усилить конкуренцию среди продавцов, но при этом дать им на этой площадке инструменты для усиления переговорных позиций с Amazon.

Каким образом это относится к ситуации Apple и Facebook? Ровно так же: Apple владеет экосистемой, которой пользуются сотни миллионов людей и доступ к которой предоставляется исключительно на ее условиях. К этим условиям относится в том числе передача данных пользователей Apple, изменение которых и ударило по выручке Facebook.

Вполне может статься, что в недалеком будущем владельцы компаний-экосистем уже не смогут столь драматично и в одностороннем порядке менять условия доступа к своим экосистемам. Это будет касаться и маркетплейсов, и онлайн-сторов, и, возможно, даже пользовательских соглашений между сервисами и конечными пользователями. И хотя те же Apple и Amazon будут категорических против, у новых подходов антимонопольного регулирования могут оказаться такие неожиданные союзники, как Facebook. Однако в любом случае для бигтех-корпораций это будет значить одно: усиление регулирования.

Комментарии
Читать также