Reuters: Немецкие автогиганты делают ставку на водородные автомобили

Аккумуляторные батареи уже сейчас являются очень популярными в автомобильной промышленности, поэтому велика вероятность, что эта технология сохранит пальму первенства. Однако эксперты считают, что не стоит сбрасывать со счетов водород. Подробности — в переводе материала Reuters на Sharespro.


Этого мнения придерживаются некоторые крупные автопроизводители, в том числе BMW (BMWG.DE) и Audi (VOWG_p.DE), которые разрабатывают прототипы легковых автомобилей на водородных топливных элементах параллельно с парком аккумуляторных автомобилей. Такая диверсификация производства полностью соответствует глобальному отказу от использования ископаемого топлива.

Производители автомобилей хеджируют свои риски, не забывая, что изменение политических настроений может легко сместить баланс в отрасли в сторону водорода. Тренд на электрические автомобили сформировала и успешно поддерживает компания-первопроходец в этом направлении Tesla (TSLA.O), которая первой стала использовать аккумуляторные батареи вместо традиционных двигателей внутреннего сгорания.

Сейчас внимание рыночных экспертов приковано к Германии, которая является глобальным автомобильным центром. В стране уже намечен переход на водородное топливо в таких секторах, как сталелитейная и химическая промышленность. Это необходимо для сокращения выбросов углеводорода в атмосферу. Представители Зеленых (одна из партий в Германии) могут войти в коалиционное правительство после выборов в этом месяце, и, естественно, продолжат продвигать «чистые» технологии.

BMW - самый большой сторонник водорода среди немецких автопроизводителей. Компания собирается представить на рынке массовую модель автомобиля на водородном двигателе примерно к 2030 году. Автопроизводитель внимательно следит за изменением водородной политики в Европе и Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке.

Компания разработала прототип водородного автомобиля на базе внедорожника X5 в рамках проекта, который частично финансируется правительством Германии.

Юрген Гульднер, вице-президент BMW, возглавляющий программу производства автомобилей на водородных топливных элементах, сказал, что в 2022 году автопроизводитель создаст тестовый парк из почти 100 автомобилей.

«Независимо от того, что будет поддерживать эту технологию (спрос или государственная политика), мы будем готовы предложить такой продукт на рынке»

— сказал Юрген Гульднер, добавив, что его команда уже работает над автомобилями следующего поколения.

Подразделение Audi (премиальные автомобили концерна  VW) сформировало команду из более чем 100 механиков и инженеров, которые исследовали водородные топливные элементы и собрали несколько прототипов автомобилей.

Водород слишком дорого стоит

Крупнейшие производители грузовиков, такие как Daimler AG (DAIGn.DE), Daimler Truck, Volvo Trucks (VOLVb.ST) и Hyundai (005380.KS), считают водород беспроигрышным вариантом для коммерческого транспорта, потому что аккумуляторные батареи слишком тяжелые для дальних поездок.

Не стоит забывать, что на текущий момент технология производства топливных элементов, при которой водород проходит через катализатор, генерируя электричество, пока слишком дорога для производства массовых автомобилей. Ячейки имеют сложную структуру и содержат дорогие материалы. Несмотря на то, что заправлять водородные автомобили получается быстрее, чем аккумуляторные,  инфраструктура для этого практически отсутствует.

В настоящее время водород очень отстает в гонке за доступный массовый рынок. Поэтому даже лидеры по разработке и внедрению технологий, основанных на водородном топливе, такие как Зеленые (партия Германии), отдают предпочтение легковым автомобилям с батарейным питанием. Аккумуляторные автомобили - это самый быстрый способ достичь своей главной цели - декарбонизации транспорта.

Зеленые поддерживают использование водородного топлива для кораблей и самолетов. Они  инвестируют значительные средства в «чистый» водород, производимый исключительно из возобновляемых источников.

«Водород будет играть очень важную роль в транспортной отрасли»

— заявил Стефан Гельбхаар, официальный представитель партии Зеленые по вопросам транспортной политики.

Однако тенденции сложно предугадать со стопроцентной точностью. Так, например, дизельное топливо превратилось из «святого» в «грешника» после скандала вокруг Volkswagen, когда в 2015 году стало известно о том, что программное обеспечение, установленное в дизельных автомобилях, занижало уровень выбросов углекислого газа в атмосферу. Некоторые автопроизводители рассматривают водородные технологии в качестве страховки, поскольку ЕС хочет запретить автомобили, работающие на ископаемом топливе, начиная с 2035 года.

В прошлом году Daimler заявил, что свернет производство Mercedes-Benz GLC F-CELL. Это внедорожник компании, работающий на водородных топливных элементах. Однако, со слов источника, проект может быть легко возобновлен, если Европейская комиссия или правительство Германии поддержат Зеленых и их политику в области водородных автомобилей.

«В первую очередь мы фокусируемся на электрических авто, но мы тесно сотрудничаем со специалистами по водородным грузовикам»

— сказал Йорг Бурцер, глава производства Daimler.

«Технология всегда доступна»

В течение многих лет японские автопроизводители Toyota (7203.T), Nissan (7201.T) и Honda (7267.T) и южнокорейская Hyundai были единственными, кто занимался разработкой и продвижением автомобилей на водородных топливных элементах. Сейчас у них появились конкуренты.

 Китай расширяет инфраструктуру заправки водородным топливом. Несколько китайских автопроизводителей уже работают над водородными автомобилями. Среди них Great Wall Motor (601633.SS), которая планирует разработать внедорожники с водородным двигателем.

ЕС хочет построить больше водородных заправочных станций для коммерческого транспорта. Автомобильный аналитик Fitch Solutions Джошуа Кобб считает, что ЕС, скорее всего, начнет продвигать водородные пассажирские автомобили только через два-три года. Европа до сих пор не понимает, как  добиться достаточного количества «чистого» водорода из возобновляемых источников.

По его мнению, если Зеленые придут к власти в Германии, они смогут ускорить процесс принятия правил, благоприятствующих производству автомобилей на водородных топливных элементах.

Гулднер из BMW признал, что сегодня водородная технология слишком дорога, чтобы быть жизнеспособной для потребительского рынка. Однако затраты должны снизятся, поскольку автотранспортные компании активно инвестируют в технологию, чтобы вывести на рынок автомобили на водородных топливных элементах в больших масштабах.

BMW рассматривает автомобили на водородных топливных элементах как «дополнение» к своему будущему модельному ряду электрокаров. Это хорошая альтернатива для клиентов, которые не могут заряжать свое авто дома, хотят путешествовать далеко и быстро заправляться. Двигатель у водородного X5 такой же, как у полностью электрического BMW iX.

«Будущее за нулевыми выбросами углерода в атмосферу. В таких условиях два инструмента реализации этой стратегии лучше, чем один»

— добавил Гулднер.

Длинная извилистая дорога

Тем не менее, пройдут годы, прежде чем автомобили с водородным двигателем, даже поддерживаемые в рамках государственных программ, смогут похвастаться значительными продажами.

Автомобильная консалтинговая компания LMC прогнозирует, что различные варианты использования водорода - в коммерческих транспортных средствах, авиации и хранении энергии - будут стимулировать его внедрение в легковых автомобилях, но в более долгосрочной перспективе.

По оценкам LMC, в 2030 году в Европе на автомобили с водородными топливными элементами будет приходиться всего 0,1% продаж, а рост продаж начнется только после 2035 года.

О перспективах масштабирования этой технологии в мировой автомобильной промышленности ведутся споры даже внутри  автомобильных групп.

Например, несмотря на то, что подразделение Audi VW   уже изучает водородные топливные элементы, генеральный директор Volkswagen Group Герберт Дисс негативно высказался по поводу автомобилей с водородным двигателем.

«Водородный автомобиль НЕ оказался решением проблемы изменения климата. Фальшивые дебаты - пустая трата времени»

— написал Герберт Дисс в своем твите.

Стефан Хербст, генеральный директор Toyota в Европе, придерживается другого мнения.

Выступая в качестве члена бизнес-группы Hydrogen Council, которая прогнозирует, что к 2050 году водород будет использоваться в двигателях более 400 млн. автомобилей, Хербст с уверенностью заявил, что раз уж правительства поставили амбициозные цели по сокращению выбросов углерода, они будут продвигать водород наравне с электрическими автомобилями.

«Речь не идет о выборе какой-то одной технологии. Нам нужны обе технологии»

— добавил Хербст.
Комментарии
Читать также