Mobileye: как Intel перепридумавает себя и проводит первое успешное IPO года

Если прошлый год побил мировой рекорд по количеству IPO – более 600 по всему миру, – то 2022 год знаменовал собой затишье на рынке. Затишье, которое было прервано старомодной и внетрендовой Intel, выведшей на публичный рынок свою «дочку» из мира автопилотов.
В среду на старте торгов бумаги MBLY выросли более чем на 37%, и в четверг, несмотря на коррекцию, все еще торговались выше цены размещения: $27,4 против $21.
SharesPro попытался разобраться, что представляет из себя Mobileye, почему они нужны Intel и что стало основой успеха первого громкого IPO 2022 года.
От израильского стартапа до «дочки»
На самом деле, Mobileye — не совсем стартап, если не считать таковым любую непубличную компанию. Mobileye основана аж в 1999 году в Израиле. Изначально компания в сотрудничестве с Audi, BMW, Volkswagen, GM и Ford разрабатывала технологии передовых функций вождения, или интеллектуальных систем помощи водителю (ADAS), основанных на функции компьютерного зрения. Например, к числу таких технологий относится технология удержания автомобиля в полосе движения, широко распространенная сначала в премиум-автомобилях, а потом перекинувшаяся на широкий сегмент. Как утверждал CEOкомпании Амнон Шашуа, всего технологии Mobileye используют 50 компаний для 800 различных моделей автомобилей. Совсем неплохо для стартапа.
Нетрудно догадаться, что где технологии компьютерного зрения — там и автопилот. Однако была загвоздка. По состоянию на 2019 год всего 4 страны имели правовые режимы для тестирования беспилотных автомобилей — США, КНР, Россия и Израиль. Но именно израильская правовая база была самой сырой, несовершенной и тормозила тесты. Mobileye пришлось обращаться к израильскому правительству с просьбой облегчить регуляторное бремя и даже угрожать продаться в другую юрисдикцию.
Что и было сделано.
Зачем производителю процессоров компания-автопилот?
Intel купила Mobileye в 2017 году за $15,3 миллиарда. С учетом цены размещения по $21 за акцию, Mobileyeстоила $17 миллиардов. Так что чисто технически, Intel уже заработала.
IPO прошло хорошо и привлекло $861 миллион. Тем не менее, раньше компания ожидала получить от IPOоценку стартапа хотя бы в $20 млрд, а еще лучше — $50. Однако в условиях растущих процентных ставок, когда рынок более требователен к прибылям компании, такая оценка стартапа — это хорошо.
Но разве дело только в желании Intel заработать еще пару миллиардов за счет удачного экзита? Конечно же нет. Все дело в том, что Intel выглядит не слишком хорошо на своих основных рынках и ищет новые.
Компании, несмотря на ряд попыток, так и не удалось полноценно выйти на рынок мобильных смартфонов. После ряда тестовых девайсов на архитектуре x86 и операционной системе Android все попытки вывода на рынок смартфонов успехом не увенчались. Главный конкурент в лице AMD все больше отъедает рыночную долю за счет инновационных технологий в своих процессорах, вдобавок его бизнес за счет видеокарт ATIболее диверсифицирован. Более того, многолетний партнер компании в лице Apple решился-таки на то, чтобы дизайнить чипы самостоятельно, не прибегая к помощи третьих подрядчиков. А на популярном рынке решений для ЦОД конкуренция высока как никогда.
Иными словами, бизнес Intel не диверсифицирован должным образом и теряет долю рынка в своих основных нишах. Но почему компании могут быть интересны автомобили, и именно Mobileye? По целому ряду причин.
Во-первых, компания верит, что за автономными автомобилями будущее. Но если Tesla, Waymo (дочка Google) и другим конкурентам придется искать партнеров для строительства своих беспилотных автомобилей, то у Mobileye уже есть внушительная партнерская база в лице «старых» автопроизводителей. Которым и можно продавать технологии.
Во-вторых — и в самых главных — технологии Mobileye базируются на использовании… чипов, которые производит компания. Естественно, на базе решений Intel. И в целом прототип беспилотника от Mobileye — это их совместное детище. Как ранее говорил сам Шашуа, у большинства конкурентов нет своих радаров и лидаров — они пользуются камерами. У решений от Mobileye «железо» будет своим.
Таким образом, потенциально Intel и Mobileye могут, опережая статусных конкурентов в лице Tesla или Google, и/или создать свой беспилотник, или продавать сторонним автопроизводителям «коробочное» решение: железо, выпущенное при поддержке Intel, и «беспилотный» софт от Mobileye. Как утверждал Шашуа, общая стоимость решения компании (без учета авто) составит $8 тысяч.
Это — значительный и, что еще важнее, потенциально высокомаржинальный рынок сбыта. В одном только 2021 году в мире было произведено свыше 78 млн автомобилей. И Intel в рамках диверсификации своего бизнеса, видимо, хочет претендовать на немаленькую часть этого пирога.