Вы не понимаете, это искусство: как русско-американский стартап Optic заработал $11 млн и спас NFT

Про вора-меломана, другую сторону монеты и коллекции-призраки

Optic ― уникальный стартап не только по результатам посевного раунда в апреле 2022 года, но и потому, что его основатели ― специалисты из России. В чем суть этого проекта, и как ему удалось изменить мир NFT ― в этом материале.

Спекуляции vs «чистое искусство»

В апреле этого года американский стартап русскими корням ― Optic ― привлек 11 млн долларов уже через месяц после официального запуска, о чем на своей странице в соцсетях рассказал один из основателей проекта, Роман Доронин.

Раунд возглавил Kleiner Perkins – газеты The New York Times и The Wall Street Journal назвали его одним из самых авторитетных и известных фондов в Кремниевой долине. В раунде также участвовали Lattice Capital, OpenSea, Circle, Polygon, CoinDCX, Neon DAO и Flamingo DAO. Любопытно, что, по словам научного сотрудника венчурной фирмы YellowRockets.vc Надежды Гавриловой, раунд, собранный компанией, примерно в пять раз крупнее того, что в среднем получают проекты на американском рынке во время посевного раунда. Как утверждают в Optic, команда намеренно старалась привлечь запас инвестиций в преддверии суровой криптозимы, которые позволили бы спокойной развивать инфраструктуру ещё два года.

Один из инвесторов Fort Ross Ventures, Денис Ефремов, считает, что особую ценность Optic представляет потому, что выгодно выделяется среди большинства NFT-маркетплейсов, которые по сути превратились «в биржи и обменники и монетизируются за счет спекуляций». Кроме того, проект возвращает эпоху расцвета NFT, как популярного искусства.

20 июня в Нью-Йорке Роман Доронин наравне с другими основателями проекта, СТО EORA DATA LAB Владиславом Виноградовым и экс-директором Google по продуктам Андреем Дороничевым, рассказали о проекте, цель которого ― контролировать авторские права в Web 3.0 и распознавать NFT-контент. Решение работает на технологиях искусственного интеллекта: оptic в процентах отражает, насколько токен соответствует существующим коллекциям NFT. Иными словами, программа ежедневно обрабатывает миллионы новых токенов и сравнивает их с существующими коллекциями. Она ищет визуальное сходство, в том числе в перевернутых изображениях, с изменёнными цветами или искажениями. После этого информирует торговые площадки, бренды или медиа о потенциальных нарушениях авторских прав.

Одним из первых клиентов Optic уже стал OpenSea.

По словам Доронина, привлеченные средства команда планирует направить на разработку инфраструктуры и привлечение новых кадров в стартап. В ближайшее время компания планирует разработать API для разработчиков и предложить новые инструменты для создателей и коллекционеров NFT.

Окей, не Google

Все началось в январе 2022 года, когда создатель приложения YouTube Mobile Андрей Дороничев совместно с партнерами начал разработку приложения Duplicat, способного выявлять подделки цифровых активов на блокчейне на основе ИИ. До этого, осенью 2021 года, Дороничев покинул Google, чтобы заняться своими, в том числе, музыкальными и инвестиционными проектами. Он стал инвестором, а также начал уделять особое внимание изучению технологии web3 (децентрализованной онлайн-экосистемы на основе блокчейна), как перспективного технологического тренда.

Его интересовали невзаимозаменяемые токены, или NFT. Как вспоминает Андрей Дороничев, в октябре 2021 года он записал песню, выложил ее на торговой площадке для NFT-токенов OpenSea и подарил другу с помощью специальной функции площадки. Спустя час тот прислал ему копию его песни, чтобы доказать, что в интернете все легко копируется.

Дороничев был удивлен, что нет никаких инструментов для автоматического определения плагиата. Этот факт позже ему подтвердил и основатель и директор по продукту NFT-маркетплейса OpenSea. Кроме того, этот факт ― одна из причин, почему многие художники отказываются связываться с индустрией NFT. Так, диджитал-художник Евгений Зубков отмечает, что «гарантом подлинности [конкретного] токена выступает сам художник и NFT-комьюнити», но в то же время любой может скопировать его продукт и сделать новый токен.

Так как автоматические алгоритмы защиты на площадках отсутствуют, маркетплейс банит авторов подделок только после обращения автора оригинальной работы.

Так Дороничев собрал команду и начал разработку проекта, который решил бы эту проблему. Партнеры договорились принять участие в тендере OpenSea, где как раз искали команду, которая разработала бы технологию распознавания подделок, чтобы затем интегрировать эту технологию к себе. В случае выигрыша, который предполагал контракт с OpenSea, они договорились основать компанию.

Капиталом стали их личные средства. Параллельно партнеры взяли в помощь двух сотрудников EORA и еще двух знакомых сторонних разработчиков — фронтендера и дизайнера пользовательского интерфейса.

В марте проект появился сразу в двух городах, Дубай и Нью-Йорк. Дороничев рассказывает об этом так:

«Дубай — место сосредоточения криптоталанта. Более того, туда достаточно просто нанимать людей из СНГ с визовой точки зрения. Сейчас в команде стартапа 15 человек, преимущественно из России, Белоруссии и Украины. Большинство базируется в дубайском офисе Optic».

Эксперт добавляет, что успех подобного проекта в сфере искусственного интеллекта определяется доступу к данным. И чем большим количеством данных вы оперируете, тем на больший успех можете рассчитывать. Так, благодаря сотрудничеству с OpenSea, y Optic есть возможность доступа к огромному количеству данных, что и определяет его уровень.

5 августа 2022 года Роман Доронин выступил в прямом эфире для RB.RU, где рассказал о преимуществах Дубая, как места для развития своего проекта.

По его мысли, в ОАЭ большое количество площадок для стартапов и фондов, которые готовы инвестировать.При этом, по мнению предпринимателя, привлечь инвестиции на стадии pre-seed будет легче, чем в России, и чек будет выше. Однако, по мнению эксперта, проекту будет лучше начать с продаж, так как это значительно повышает шанс получения финансирования.

25 июля прошла первая встреча предпринимателей в Дубае в рамках Founders’ Mondays. Роман рассказал, что планирует провести некоммерческий митап для проектов в сфере machine learning — соревновательный data science — и, возможно, организует воркшопы для advanced-специалистов.

Звездные войны

Основными источниками заработка должны стать B2B-контракты, кроме того, стартап уже запустил порядка 10 пилотов с различными криптомаркетплейсами. Доступ к Optic можно получить через интеграцию его API с системами клиентов.

Тем не менее, у проекта есть и подводные камни. Так, AI вряд ли поможет, если и обнаружит сходство, в случае, когда копируется концепция или стиль авторов, а не содержание их работ. Также, если мошенники скопируют работу, представленную в соцсетях, но ещё не представленную на NFT-маркетплейсе, это тоже может стать проблемой. Однако, Андрей Дороничев утверждает, что Optic позволяет отследить работы и в том, в другом пространстве, и все зависит от того, какие данные есть в базе системы.

В качестве одного из направлений развития команда Optic планирует сфокусироваться на сотрудничестве бренда с производителями одежды, обуви, фильмов и музыкальных альбомов. Дело в том, что иногда выпускаются NFT-коллекции с известными брендами, которые не имеют к ним никакого отношения, но не знают, как защитить свои права. В качестве примера бизнесмен приводит коллекцию якобы от Beyoncé в кроссовках Nike под музыку из Star Wars.

Комментарии
Читать также
Дети индиго: как два брата из ирландской деревни придумали стартап и победили Space X

Про темные века, семейные беседы и удивленного президента