«В нём куча потрясающих функций»: как PicsArt превратился в конкурента Adobe Photoshop

Бесплатный редактор PicsArt становится заменой Adobe Photoshop для поколения подростков, которые выбирают TikTok вместо Instagram

Выросший в Советской Армении в начале 1980-х годов Ованнес Авоян мечтал учиться в художественной школе. Чтобы поступить, кандидаты должны были представить натюрморт с изображением вазы, но набросок Авояна не произвел впечатления. Отвергнутый, он выбрал другой творческий путь — информатику, сосредоточившись на первом поколении искусственного интеллекта и машинного обучения.

Этот шаг окупился сторицей — в течение следующих тридцати лет Авоян создал и продал три программных стартапа. Он разбогател и стал одним из лидеров на развивающейся технологической арене Армении.

Авоян сохранил любовь к искусству и стал прививать ее своим детям. Однажды в 2011 году его 11-летняя дочь Зара пришла к нему расстроенная — она опубликовала рисунок в социальных сетях и столкнулась с негативными комментариями. «Критика поколебала ее уверенность. Она уже собиралась сдаться, — говорит 56-летний Авоян. — Это напомнило мне о моей ситуации, когда я бросил искусство ради другой карьеры, потому что не получил должной поддержки».

Именно поэтому Авоян решил создать мобильное приложение, которое помогло бы его дочери редактировать свои фотографии и рисунки: «Моей целью было создать для нее благоприятную обстановку и предоставить ей ресурсы для развития ее творческого таланта». 

Десять лет спустя родительский подарок Авояна превратился в PicsArt, одно из самых популярных приложений в мире. Приложение для разработки и редактирования фото было загружено более 1 миллиарда раз в 180 странах. Изначально написанное на английском языке, приложение Авояна теперь доступно на 28 языках. Каждый месяц более 150 миллионов клиентов — в основном в возрасте до 35 лет — используют его для внесения более 1 миллиарда изменений в фотографии и видео, предназначенных для социальных сетей, коммерческих сайтов и цифровой рекламы.

Построенный на бизнес-модели freemium, PicsArt предлагает базовые инструменты бесплатно и более мощную версию за $4,66 в месяц. В PicsArt есть ненавязчивая реклама, но приложение не собирает данные. В 2021 году выручка PiscArt превысила $100 млн, и с каждым днем становится только больше. 

Недавно Авоян объявил, что его стартап из 800 человек привлек $130 млн серии C — к Softbank, который возглавляет стартап, присоединились Sequoia, G Squared, Tribe Capital, Graph Ventures и Siguler Guff & Company. Источники, близкие к сделке, говорят, что постденежная оценка составляет примерно $1,5 млрд. Авоян не раскрывает свою долю, но остается крупнейшим акционером компании.

«PicsArt имеет много общего с WhatsApp. Это глобальный актив и универсальная платформа, используемая людьми во всем мире, — говорит Майк Вернал, партнер Sequoia и бывший вице-президент Facebook по продуктам и инжинирингу. — И они оба были феноменом во всем мире, прежде чем стали популярными». 

PicsArt присоединился к двум наиболее влиятельным тенденциям в области технологий — социальным сетям и цифровой коммерции. Поскольку социальные платформы и смартфоны превращают каждого в издателя, сотни миллионов людей теперь относятся к PicsArt как к своему личному дизайн-помощнику. Мобильный и простой в использовании, PicsArt разработал инструменты на основе искусственного интеллекта и Java, позволяющие любому пользователю редактировать и улучшать фотографии и видео так же легко, как добавлять фильтр в Instagram.

«В нем есть куча действительно потрясающих функций, объединенных в одно целое, что не так часто встретишь, — говорит Ларри Ашебрук из G Squared. — Молодое поколение было очень вовлечено в редактирование и дизайн, и сейчас это распространено среди профессий». 

Художники и любители используют PicsArt для подкраски и стилизации постов для TikTok, Instagram, SnapChat, YouTube и Facebook. С помощью нескольких щелчков пользователи могут изменить освещение и добавить всплески цвета, удобные наклейки и анимацию. Приложение также позволяет удалить морщины, красные глаза, прыщи и цифровым способом срезать несколько дюймов с талии.

Однако теперь PicsArt предназначен не только для редактирования селфи. Поскольку миллионы независимых предприятий, ресторанов и местных магазинов выходят в интернет на фоне Covid-19, предприниматели отдают предпочтение приложению, чтобы придать своим продуктам глянцевый, каталогизированный вид на таких важных рынках, как Shopify, Etsy, eBay, Depop и Doordash. То же самое касается контента, опубликованного на веб-сайтах, в блогах, в маркетинге по электронной почте и рекламе в социальных сетях.

«Предпочтительным инструментом сегодняшних людей является телефон, — говорит Вернал. — Клиенты фотографируют товары и могут быстро удалить фон, подправить изображение и опубликовать отредактированное фото продукта на своем сайте».

Безупречная репутация и популярность PicsArt были целью Авояна с тех пор, как он создал первый инструмент в приложении для своей дочери в 2011 году. «Слишком многие люди приравнивают хорошую технику к творчеству, — говорит Авоян. — Наша технология совершенствует технику каждого и может стать двигателем визуального творчества». 

Ованесс Авоян родился в 1965 году в Ереване, в Армении, и рос с мамой, профессором медицины и ведущим патологом. Коммунистическая Армения была стабильной, предсказуемой и скучной. Лучший карьерный путь, помимо высшего поста в коммунистической партии, был в академических кругах. После того как ему не удалось поступить в художественную школу, Авоян последовал примеру мамы, намереваясь получить докторскую степень по информатике в Американском университете Армении.


Революция произошла в 1992 году. Советская стабильность исчезла. На ее место пришли война и хаос молодого капитализма, ученые стали предпринимателями. В 1996 году Авоян, которому тогда было 30 лет, бросил аспирантуру для запуска Cedit, компании по предоставлению программных услуг. Четыре года спустя Авоян продал эту компанию Lycos, ранней поисковой системе в интернете, за несколько миллионов. В 2005 году он основал компанию по разработке программного обеспечения под названием Sourcio. Затем появилась Monitis, служба мониторинга веб-сайтов, которую TeamViewer/GFI Software приобрела за $4 млн в 2011 году. В том же году он запустил PicsArt.

Несмотря на свой скачок в стартапах, Авоян все еще преподавал в Американском университете и привлек двух бывших студентов, Артавазда Меграбяна и Микаела Варданяна, чтобы превратить PicsArt в успешный бизнес. Поскольку айфоны были редкостью в Армении, а большинство инженеров программировали на Java, они запустили приложение на Android. Это был отчасти случайный выбор, однако рынок редактирования изображений был менее переполнен в операционной системе Android, что быстро дало им доступ к обширной международной базе пользователей.

Авоян и его команда использовали «хаки роста», такие как обновление приложения в полночь каждую пятницу, поэтому PicsArt оставался на лидирующих позициях в списке рекомендуемых приложений. Каждую неделю они выпускали новые инструменты и функции, чтобы дать клиентам то, чего они ждут с нетерпением, и повод регулярно проверять приложение.

По мере роста PicsArt Авоян использовал свои связи в академических кругах, чтобы ежегодно набирать 200 стажеров в области компьютерных наук. «Это самый экономичный способ найма. Они осваивают новые навыки. Это хорошо для всех», — отмечает Авоян. 

Авоян вложит свои $130 млн инвестиций в наем большего числа инженерных талантов, которым будет поручено разработать больше функций с помощью искусственного интеллекта. Это необходимо для того, чтобы идти в ногу с рынком, переполненным сотнями дизайнерских приложений — стартапами стоимостью в миллиарды долларов, такими как Canva и Adobe, объем продаж которых составляет $12,85 млрд. Авоян говорит, что хочет оставаться независимым и планирует провести IPO в ближайшие 12–18 месяцев.

На данный момент он планирует увеличить маркетинг и рекламу, чтобы ускорить рост приложения, которое масштабировалось в основном благодаря тому, что о нем говорят и его советуют. В будущем Авоян, скорее всего, создаст корпоративную команду продаж для расширения PicsArt от малого бизнеса до крупных корпораций с помощью инструментов для проектирования, публикации и совместной работы, аналогичных профессиональным продуктам, предлагаемым Dropbox и Airtable.

Авоян перенес штаб-квартиру PicsArt в Сан-Франциско после того, как Sequoia впервые инвестировала в приложение в 2015 году, однако большая часть его инженерной команды остается в Армении. Да, талант дешевле, но Авоян видит в культуре аутсайдеров своей страны мощный актив. «Они умны на улице и всегда бросают вызов существующему положению вещей. Стартап — это действительно изменение всех правил, — отмечает Авоян. — Мы все пережили революцию».

Комментарии
Читать также
40 миллиардов до 40 лет: в чём успех основательницы Canva
«Я не планировал менять мир»: как простой альпинист стал миллионером и национальным героем

О любви к людям, борьбе со злом и вере в себя