«Растим продажи в сыром куске»: основатель Prime Foods и Primebeef bar Андрей Ниценко о бизнесе в 2022 году и вкусной пицце

Про темную кухню, подводные камни и компании в плюсе

О том, как продукция российской фирмы стала лучше аргентинской говядины, и о том, как правильно накормить инвестора, мы уже писали в предыдущих материалах. Сегодня Андрей Ниценко снова в гостях у SharesPro вместе с рекомендациями того, как не потерять дорогу к успеху в сложные времена и сохранить аппетит к жизни и качественным продуктам.

В нашем предыдущем разговоре вы озвучивали планы выйти за рамки работы с говядиной — в частности, упоминали о желании инвестировать. Какие проекты с тех пор реализовались, каким планам суждено было сбыться, какие из них скорректировались?

В прошлом году в планах была пицца, на ней был больший акцент, и сейчас она заняла свою позицию. Мы тщательно проанализировали рынок, построили свое производство, которое может работать на крутых мощностях, за счет того, что оно компактное и с максимальной автоматизацией процесса. Без преувеличения – это самое мощное производство по подобному продукту в России. При всем этом у нас ручная формовка и выкладка топпингов.

Мы думали немного расширить производство наших сосисок и колбасок из мраморной говядины, но пока все же остались в нишевом формате, бутиковым продуктом. Хотя спрос есть.

Формат ready-to-eat: есть запрос на 3 постоянных SKU во Вкусвилле – растим продажи, изучаем, но это не секрет, что рынок просел в покупательской способности. Предварительный старт дан, поэтому если будет успешным – будем активно развивать эту линейку. 

Была еще хорошая задумка с бульонами, топпингами, топленым говяжьим жиром – пока подбираемся все ближе, но продаж еще не было. Пока кардинально изменилась в ситуации только пицца.

Как обстоят дела с развитием суперпремиального направления бизнеса?

Растим продажи в сыром куске, но, повторюсь, рынок просел в покупательской способности.

Как в сейчас чувствует себя ваш бизнес с точки зрения технологического развития на фоне санкций (в какой мере они вас коснулись)?

Мы столкнулись с санкциями на финальном этапе строительства пиццевого производства, начались ограничения по поставкам в Росcию вообще всего. И для нас такой проблемой стал ввоз топового технологического оборудования, и это сейчас вопрос для многих, в том числе для наших партнеров. Оборудование либо не могут ввезти вообще, либо логистика и расходы увеличилась в разы – и по стоимости, и по срокам.

Что касается другой стороны – IT, мы работаем на российском продукте – 1С, Битрикс, поэтому тут никаких сложностей не возникло.

А как обстоит дело с восприятием клиентами и партнёрами в том числе и ваших новых направлений?

Все наши клиенты очень лояльны, они хорошо и с интересом воспринимают наши новые продукты и направления. Вопрос сегодня у многих именно в покупательской способности. За прошлый год наши покупатели, если не снизили объемы закупок, то тщательно пересмотрели ассортиментную матрицу в плане оптимизации костов, заменили более дорогие позиции дешевыми, нашли универсальные позиции для себя.

Очень хорошая ситуация сейчас по пицце, по сути аналогов ей сейчас нет, иностранные конкуренты ушли, даже те, кто считался субпремиальным. Поэтому мы сейчас встанем на полку – и это будет востребовано, так как целевая аудитория, те, кто покупал импортные аналоги, ждут замены, и она будет ещё более качественной. Сейчас самое время, тот самый момент, чтобы выйти на рынок пиццы, это должно дать хороший прирост.

И это не только в ритейле. Основное направление для продаж B2B – готовая замороженная основа для пиццы, с соусом, которые шефы в самих ресторанах могут сами накрывать своими топпингами, допекать и получать пиццу быстрого приготовления. И плюс ― полностью готовая пицца, конечно. Уже целиком собранная. 

Как вы взаимодействуете с российскими и иностранными партнёрами?

Иностранных партнеров у нас по факту нет, они есть у нашего завода. Сейчас в принципе у любой компании эти взаимоотношения по большей части зависят от курса валют. Доллар упал, рубль усилился. Когда доллар 100+ , это круто с точки зрения экспорта, это выгодно. За какое-то количество валюты получаешь достаточно большое количество рублей. То, что происходит сейчас, не очень выгодно российским покупателям.

Как вы развиваете компанию с точки зрения фудтеха? Насколько сейчас это эффективно?

Будем откровенны, пока никаких технологических инноваций у нас нет. Мы скорректировали какую-то свою внутреннюю работу, но вот каких-то интересных интеграций пока не появилось. Это очень эффективно, любая автоматизация, цифровизация – хорошая тема для бизнеса, так как позволяет снизить косты на содержание логистики и почти всегда дает гарантированный результат.

Идея с Dark kitchen и доставкой в связи с нынешней ситуацией отошла на второй, а то и на третий план сейчас.

В связи с последними событиями в мире какие идеи по диверсификации бизнеса видятся вам наиболее разумными и актуальными? 

Как ни крути, на монопродукте мы менее стабильны, чем если расширим свою линейку новыми продуктами. Мы абсолютно точно не уйдем в эконом-сегмент и будем продолжать делать качественные премиальные продукты, но, возможно, еще дополним свою линейку новыми мясными деликатесами. 

И, конечно, все те наши проекты и направления, которые уже запущены ― производство пиццы, изготовление сосисок и колбасок, интернет-магазин ― все это значительно поддерживает друг друга.

Какие направления бизнеса развивать сейчас, на ваш взгляд, было бы недальновидно?

В нынешней ситуации на коне оказались все производители – те компании, у которых есть продуктовый ресурс. Остальные, по ощущениям, будут вытесняться из этой цепочки, так как бизнесы будут стремиться сократить свои расходы.

Нелогично открывать крупные дистрибьюторские компании, у которых нет какой-то основы, базы, какого-то производства. Невыгодно выстраивать собственную логистику – по крайней мере сейчас, тут вообще все грустно. Покупка собственного парка автомобилей, которые выросли в два раза, точно не вписывается в экономику компаний. Приобретение в лизинг приравнивается к стоимости внешних услуг.

А вот куда нужно и стоит вкладывать – так это в IT-структуры.

Изменилась ли культура потребления за последние шесть-восемь месяцев — стали ли люди тратить больше, либо же сейчас они экономят и ждут лучших времён?

Было затишье, конечно, после начала февральских событий было затишье. Ощутимо снизилось потребление. Люди начали активно выбирать альтернативные стейки и отруба. Спрос на премиальные позиции не падает, но растут продажи именно в альтернативе. 

Замена более дорогих позиций дешевыми – это самая явная тенденция за год в принципе.

В какой степени уход «Макдоналдса» отразился на вашем бизнесе?

Он нас никак не коснулся.

Существовал ли в целом антикризисный сценарий до введения санкций, есть ли он сейчас — и в какую сторону вы скорректировали бизнес за последние пару месяцев?

Такой сценарий был еще со времен пандемии, когда понимаешь, где нужно сгруппироваться, где отсечь лишнее, как и что распределить, реагировать почти моментально, чтобы выжить, чтобы не быть в убытке. Поэтому сейчас, конечно, ничего такого не было, но был уже определенный опыт. Мы продолжаем нанимать сотрудников и еще активнее развиваем продажи, так как наша целевая аудитория теперь сосредоточилась внутри страны. 

Как вы оцениваете перспективы каждого из направлений своего бизнеса?

Во всех наших направлениях есть потенциал, есть смысл инвестировать, иначе того или иного проекта попросту бы не было. Важен рост здесь и сейчас. В данный момент нет возможности долгосрочных вложений, в этом нет смысла. Нужно искать и заниматься тем, что позволит максимально быстро выйти на какой-то финансовый результат.

Какой вы себе ставите план до конца года — как личный, так и профессиональный?

Увеличить все в два раза к предыдущему году по основным метрикам – это, пожалуй, глобальный план.

Охарактеризуйте, пожалуйста, российский бизнес в 2022 году тремя словами. 

Рост, неопределенность, возможности.

Комментарии
Читать также
CEO Prime Foods: «Такого гастроформата, как наш, еще не было»
PrimeBeef и SharesPro: как накормить инвестора