Мода проходит, стиль остаётся: за что боролась и как меняла мир Коко Шанель

Про девушку в маленьком черном платье, аромат женской кожи и войну с мужчинами-модельерами

В истории моды женщинам чаще всего отведена скромная роль. Однако героиня этого материала SharesPro стала иконой стиля благодаря своей по-настоящему женской смелости и новаторским идеям.

Правило художников и одна шляпка

Хрупкая, но очень волевая Коко (Габриэль) Шанель родилась 19 августа 1883 года во Франции, в городе Сомюре. После смерти ее матери отец отдал Габриэль, ее братьев и сестер в монастырский приют. Именно там девочка научилась шить и полюбила это занятие. 

Уже в 18 лет она начала работать швеей в небольшом ателье, но ее знаменитый псевдоним у нее появился благодаря хобби. В свободное время Габриэль выступала в кабаре, где она часто пела песню «Кто видел собачку Коко» — с тех пор ее прозвали Коко, а имя Габриэль осталось в текстах биографий и в детских воспоминаниях.

В кабаре Коко познакомилась с французским аристократом Эьтеном Бальсаном, который предложил ей переехать в его квартиру, которая стала модным салоном для французской элиты. Так будущая кутюрье нашла первых покупателей для своих шляпок. Любопытно, что Коко была категорически против традиционного дизайна шляп, украшенных перьями и драгоценными камнями, поэтому она создала свои модели — полностью противоположные: с неширокими полями и минимальным декором.

Одним из посетителей салона Бальсана был английский промышленник и игрок в поло Артур Кэйпел. Потенциал Коко не остался для него незамеченным, и в 1910 году он приобрел для нее помещение со швейным ателье, и Габриэль Шанель открывает бутик дамских шляпок Chanel Modes в доме № 21 по улице Камбон в Париже. Как отмечается на сайте дома Chanel, головные уборы, созданные Коко Шанель, пользуются популярностью у самых знаменитых французских актрис того времени, что способствует становлению ее репутации.

В 1913 году Габриэль открывает бутики сразу в двух городах — курортных Довиле и Биаррице. Но и в этом случае она не стала мириться с модой местной аристократии и предложила свою линию одежды — простой, лишенной роскоши, но зато удобной и при этом элегантной.

Более того, Шанель одела элиту общества в джерси — ткань, которая была одной из самых дешевых, а потому ее использовали только в бедных кварталах. В военное время у кутюрье не было возможности покупать дорогие ткани, а джерси, легкая, приятная на ощупь и удобная для работы, как нельзя лучше подошла для создания одежды и обрела вторую жизнь.

«Морской стиль» тоже получил признание с легкой руки Коко Шанель. Вдохновившись формой французских моряков, Коко создала полосатую коллекцию одежды, напоминающую тельняшки, а пик ее популярности пришелся на 30-е.

К 1915 году бренд Chanel был известен во всей Франции. Дамы стали носить простые комплекты из платья и пальто, трикотажные свитеры, кардиганы и брюки от Шанель. Стоит отметить, что «маленькая» революция Шанель совпала с периодом в истории, когда женщины только получили избирательные и имущественные права и активно заменяли мужчин на производстве; одежда от Коко стала для них символом свободной и комфортной жизни.

Сама Шанель общалась в творческих кругах, ее друзьями были многие художники, поэты и актеры того периода. Кутюрье заявляла, что «она каким-то чудом работала в моде по правилам, которые, казалось бы, имеют значение только для художников, музыкантов, поэтов», ей были близки идеи о разрушении стереотипов и поиске новых способов самовыражения.

В 1915 и 1917 году журнал Harper’s Bazaar отметил, что имя Chanel было в шопинг-списке каждой представительницы прекрасного пола.

К началу 1920-х годов почти вся одежда, производимая домом Chanel, имела стеганую ткань и кожаную отделку. Стеганая конструкция использовалась для усиления ткани, дизайна и, в конечном итоге, отделки, создавая стильный предмет одежды, который сохранял свою форму и функциональность во время ношения.

Ненастоящий жемчуг, Голливуд и пять флаконов духов

Коко ввела в моду плиссированные юбки, двухцветные туфли, косынки, а также бижутерию. Вопреки общественному мнению кутюрье считала, что драгоценные камни может носить каждый, а вот выбор бижутерии требует тонкого вкуса — не случайно одним из символов ее дома и одновременно трендом модниц того времени стало многослойное ожерелье из искусственного жемчуга. Бижутерия наравне с духами стали частью коллекции дома Chanel в 1921 году. 

В этом же году вышел знаменитый парфюм Chanel N°5. До сих пор эти духи настолько популярны, что каждые 30 секунд в мире продается один флакон. Аромат появился из-за идеи Коко создать аромат женщины, и справиться с этой задачей смог парфюмер Эрнест Бо, с которым ее познакомил русский князь Дмитрий Павлович Романов. Из пяти пробников, представленных Эрнестом Бо, Коко выбрала последний, пятый. В состав парфюма входит более восьмидесяти ингредиентов, и среди них бергамот, нероли, лимон, ландыш, жасмин с полей Грасса, мускус, иланг-иланг с Коморских островов и другие. Согласно легенде, при создании аромата Бо нечаянно превысил в одном из пробников дозу альдегидов, но именно поэтому запах так понравился Шанель.

По задумке Шанель, он должен был воспроизводить и олицетворять запах женской кожи. Шанель подарила несколько флаконов подругам, и те повсюду рассказывали о стойких духах с удивительно прекрасным запахом. В результате к моменту первых продаж за духами стояла большая очередь. В коллекции Шанель этого времени появляются не только духи, но еще пудра и помада.

Совместно с Эрнестом Бо Габриэль Шанель создает аромат Gardénia. Белоснежным цветом гардения напоминает камелию — культовый цветок Chanel, не источающий запаха, — но сама обладает четко выраженным, узнаваемым ароматом. Парфюмерная вода была перевыпущена в 1983 году и с 2007 года входит в коллекцию Les Exclusifs.

Несмотря на то, что Коко была основательницей Parfums Chanel, контрольным пакетом акций владел предприниматель Пьер Вертхаймер.

В сентябре 1928 года Габриэль Шанель покупает участок в Рокбрюн-Кап-Мартен, между Ментоной и Монако, где строит виллу La Pausa. В провансальском доме она устраивает вечера со своими друзьями, в списке которых герцог Вестминстерский, Жан Кокто, Пьер Реверди, семья Гюго, а также Гала и Сальвадор Дали.

Неповторимый стиль Шанель нашел свое место и в истории мирового кинематографа. В феврале 1931 года по личному приглашению американского продюсера Сэмюэла Голдвина Габриэль Шанель отправляется в Голливуд. Здесь она работает над образами актрис киностудии United Artists и создает костюмы для фильмов «Сегодня ночью или никогда» (1931) и «У греков есть слово для них» (1932).

Маленькая эпитафия и большая опасность

Маленькое черное платье — визитная карточка Шанель — было создано в память об Артуре Кэйпеле, который был опорой Коко больше десяти лет. Так как она не была его женой, то не могла носить траур. Но Коко не была бы собой, если бы не нашла изящное решение и в этом случае. В повседневном гардеробе от Chanel появилось платье, напоминающее форму прямоугольника, которое подходило для любого типа фигуры благодаря свободному крою и заниженной талии с напуском.

Любопытно, что эскиз был опубликован в журнале Vogue, где его сравнили с автомобилем Ford, а в наше время это платье стало холстом для любого образа в коллекциях известных брендов или магазинов массмаркета.

С началом Второй мировой войны дом Шанель закрылся, оставив четыре тысячи работниц на улице, а сама Коко переехала в отель Ritz. Посетителей продолжает принимать только бутик в доме №31, где продаются духи и аксессуары.

В то время там останавливались генералы Третьего рейха, поэтому вскоре Шанель стала официальным немецким разведчиком. Впоследствии ее арестовали, но тюрьма была заменена высылкой из Франции, потому что за кутюрье заступился Уинстон Черчилль, с которым Шанель поддерживала дружеские отношения. 

Коко уехала в Швейцарию и в то же время пыталась отсудить у Вертхаймера права на парфюмерную линию. В конце концов воюющие стороны пришли к компромиссу, и Шанель получила значительные отступные, а также 2% от всех мировых продаж, а это примерно 25 млн современных долларов в год. Но это условие было не единственным — Вертхаймер обязался оплачивать все траты Габриэль до конца ее жизни, от иголок до отдыха на курортах.

Вторая жизнь Chanel: новаторство как классика

Интересно вспомнить о коллаборации бренда Шанель с голливудской актрисой Мэрилин Монро. 7 апреля 1952 года в журнале Life появляется серия фотографий Монро с духами Chanel N°5 и небольшим интервью. На вопрос «Что вы надеваете, когда ложитесь спать?» актриса ответила: «Только несколько капель Chanel N°5».

Тем не менее кутюрье пробыла за границей четырнадцать лет, и за это время дом Chanel пришел в упадок и получил второе рождение только в 1953 году, когда 70-летняя Коко Шанель вернулась во Францию.

В этот период законодателями моды стали бренды Christian Dior, Cristobal Balenciaga и Robert Piguet, но история повторилась, и Коко Шанель, не одобряющая неудобную и сковывающую движения одежду от модельеров-мужчин, создала новый тренд — костюмы-двойки из обшитого тесьмой жакета и юбки. В качестве материала Шанель использовала твид, которым вдохновилась после поездок в Шотландию. До этого времени твид считали слишком грубой тканью для женской одежды.

Как писали репортеры, Шанель объединила высокую моду и молодежные идеи. Сама кутюрье находила вдохновение в венецианском стиле и искусстве барокко.

Через два года Коко Шанель выпускает модель кожаной сумки с металлическими цепочками. Она была названа по дате основания — 2.55, и, как и твидовые костюмы, сразу стала ультрапопулярной во многом благодаря ремешку, который сделал руки женщин свободными.

В это же время выходит первый мужской аромат Chanel — Pour Monsieur. Также в этот период начали выпускаться бежевые туфли с черным мыском, визуально укорачивающие стопу. Эта модель была создана Шанель совместно с обувным мастером Раймоном Массаро.

Бежевый верх сливается с кожей и визуально удлиняет ногу, а контрастный черный мысок делает ступню более миниатюрной.

Клиентами дома Chanel становятся многие мировые знаменитости, такие как Элизабет Тейлор, Одри Хепбёрн, Жаклин Кеннеди, Джейн Фонда и Грейс Келли.

«Если вы отойдете от собственного стиля, вам придется начинать все сначала, снова и снова. Это невозможно, — говорила Коко Шанель в одном из интервью. — К сожалению, это как раз то, что сейчас происходит. Есть просто великолепные кутюрье, но они каждую неделю меняют моду, именно поэтому я создала свой собственный стиль. Этого бы не случилось, если бы мне нужно было придумывать что-то новенькое каждую неделю, а в итоге кончить тем, что создавать уродские вещи».

В 1965 году арт-директором Chanel по направлениям парфюмерии и косметики становится Жак Эллё. Под его началом были созданы самые запоминающиеся рекламные кампании. Он сумел привлечь к работе лучших фотографов и режиссеров, с которыми он вел постоянный диалог, никогда не ограничивая их в свободе самовыражения.

Следует отметить, что основательница бренда Шанель работала до конца своей жизни. В 86 лет она разработала форму для стюардесс элитной греческой авиакомпании Olympic Airways.

После Коко

Коко Шанель умерла в 1971 году, а с 1983 по 2019 год модным домом руководил Карл Лагерфельд, чей новаторский взгляд на моду был схож со стилем самой Шанель. Например, Лагерфельд превратил твидовые костюмы для женщин в возрасте в бомберы, ботфорты и сумки, которые привлекли внимание молодых покупателей.

Выпуск в 1984 году нового аромата Coco от Chanel, названного в честь основательницы модного дома, поддержал успех бренда на парфюмерном рынке. Маркетологи Chanel комментировали это событие так:

«Мы выпускаем новые ароматы раз в десять лет, а не в три минуты, как это делают другие производители. Мы не вводим покупателей в заблуждение и не путаем их, ставя перед выбором. Они знают, чего ожидать от Chanel. Именно поэтому они возвращаются к нам снова и снова, в любом возрасте».

В 90-х годах компания стала лидером в парфюмерной сфере. Огромные инвестиции позволили значительно увеличить доход. Прибыль семьи Пьера Вертхаймера насчитывала около 5 миллиардов долларов прибыли. 

В 2003 году Chanel выпускает часы из белой керамики и вводит в моду часового искусства белоснежный цвет. Реклама для продукции Шанель становится проектом признанных режиссеров и актеров, в числе которых Мартин Скорсезе, Николь Кидман и Кира Найтли.

В 2011 дом Chanel создает фонд памяти Коко Шанель, призванный сохранить наследие Габриэль Шанель путем поддержки проектов, направленных на улучшение условий жизни женщин в самых разных уголках планеты.

Коллекция Шанель оставалась верной классическому стилю, однако была расширена за счет мини-юбок, солнечных очков и косметики. У одежды появились новые детали: необработанный край, меха, шелковые рукава и манжеты из переплетенных нитей. Дизайнеры экспериментировали с длиной рукава и высотой каблука. Но одно оставалось неизменным, а именно легендарная формула Коко Шанель о простоте и элегантности «в одном флаконе».

Так, Лагерфельд «помирил» Шанель с современными модными тенденциями, а после смерти Лагерфельда пост креативного директора Chanel заняла его помощница Виржини Виар.

На сегодняшний день в мире работают около 310 фирменных бутиков марки Chanel: 94 из них находятся в Азии, 70 расположены в Европе, 10 — на Ближнем Востоке, 128 — в Северной Америке, 2 — в Южной Америке, 6 — в Океании. 

Коко Шанель была легендарным новатором, потому что главный парадокс заключался в ней самой — она превратила свою женственность в суперсилу. Шанель воплощала в ткани и парфюме свои эмоции и мысли, и во многом по этой причине ее «изобретения» находили отклик в любую эпоху мира моды и остаются актуальными до сих пор.

Комментарии
Читать также
Заводят не по-детски: экскурсия на производство Lamborghini
Камень с души: почему возникает желание покупать Van Cleef & Arpels

О самых известных новаторских решениях, говорящих часах и одном удачном браке