Инвестиция в себя: как в Россию пришла культура спортивных бизнес-кружков

Про магию яхт, непатриотичный сквош и здоровых предпринимателей

Не секрет, что российские бизнесмены часто инвестируют в спорт (а в последние годы и в киберспорт), не только потому, что это выгодная ниша, но и благодаря личным хобби и увлечениям. Однако, в настоящее время существуют множество спортивных закрытых клубов, где предприниматели не только тренируются вместе, но и укрепляют деловые связи и заводят новые рабочие знакомства. О том, что это за клубы, и как они устроены ― в этом материале.

Свобода и равенство

Спорт-клубы для бизнесменов обладают особой атмосферой, в которой рамки иерархии стираются, иными словами ― это своего рода социальный лифт. Члены клубы сближаются, что приводит к началу плодотворного сотрудничества, возможность которого сводится к минимальной при других обстоятельствах.

В то же время стоит отметить, что культура спортивных бизнес-клубов в России находится в стадии формирования и получает финансирование как от государственных органов, так и с частных счетов и членских взносов (например, это более релевантно для гольф-клубов и яхтенных сообществ), что говорит о том, что спрос на подобные клубы растет.

Один из самых популярных видов спота у российских бизнесменов ― это яхтинг, который активно функционирует в России на уровне бизнес-комьюнити с 2000-х годов. Как правило, эти клубы относятся к элитным жилым комплексам и дают членство только местным резидентам. Самый известный из них — яхт-клуб «Алые паруса», который находится неподалеку от шлюзов канала имени Москвы. Однако, именно яхтинг позволил создать несколько весьма продуктивных бизнес-сообществ. Например, именно так появился CEO портал «Право.ru» Бориса Болтянского.

Предприниматель основал сообщество для любителей парусного спорта, объединив множество бизнесменов со схожими интересами. Постепенно хобби переросло в эффективное сотрудничество. Сегодня в «Деловом яхт-клубе», по заверению основателя, состоят люди, которых объединяет не только любовь к яхтам, но и общие интересы в других областях.

Вообще парусный спорт позволяет построить почти идеальную структуру общества, где каждый выполняет свою роль ради одной общей цели. В таком микромире как никогда важны честность и коллективная ответственность. Партнеры по судну объединяются ради общей цели, а позднее продолжают поддерживать отношения уже на личном и, как следствие, деловом уровне.

Среди инвесторов, увлекающихся яхтингом ― Глеб Фетисов, который в 2010 году  стал кандидатом в мастера спорта, Геннадий Тимченко, Михаил Прохоров, Сергей Колесников и Игорь Рыбаков. Кроме того, бизнесмены активно поддерживают национальные федерации и детский спорт. Например, фонд Геннадия Тимченко в 2018 году поддержал развитие детской школы в Кандалакше.

В сфере хоккея функционирует Ночная хоккейная лига. Это любительский турнир, в котором могут участвовать спортсмены любого уровня в свободное от работы время. У многих компаний есть свои собственные команды, и особенно в этом контексте выделяется банковская сфера. Так, среди участников турнира команды Россельхозбанка и Промсвязьбанка. За некоторые команды играют российские топ-менеджеры: например, в составе «Мира» играет председатель правления Национальной системы платежных карт Владимир Комлев.

Среди основных инвесторов этого мероприятия ― Министерство спорта РФ, а также «Норильский никель» и «Сибантрацит». По данным РБК в 2020 году, от компании Владимира Потанина лига получала ежегодный грант в размере 300 миллионов рублей.

Ажиотаж вокруг именно этого вида спорта вызван ещё и тем, что это одно из любимых увлечений президента РФ, Владимира Путина, что логично передается и его подчиненным на руководящих должностях. Сам президент регулярно принимает участие в выставочных галла-матчах Ночной лиги.

Европейские и российские традиции

А вот сквош, исторический любимый вид спорта у бизнесменов по всему миру, в России полноценно не прижился. Тем не менее, сотрудники крупных компаний регулярно устраивают корпоративные тренировки в существующих клубах.

Что касается гольфа, то в Европе и США подобные сообщества существуют уже несколько столетий. В Россию такая культура пришла в конце ХХ века, когда при поддержке Михаила Горбачева шведский хоккеист Свен Тумба-Юханссон открыл в Москве первый в СССР гольф-клуб. Сегодня в России можно найти более двадцати гольф-клубов, стоимость членства в которых порой измеряется в сотнях тысяч долларов. В 2008 году  владельцы группы ЧТПЗ Андрей Комаров и Александр Федоров инвестировали $600 млн в строительство гольф-полей по всей России. Несколько позже Олег Дерипаска и Роман Абрамович финансируют клубы «Целеево» и «Сколково» соответственно, причем в период основания «Целеево» клуб получил грант в размере 30 млн долларов.

Тем не менее, гольф ― направление, которое требует большого терпения и долго окупается, вот почему это не самая предпочтительная инвестиция у российских предпринимателей при значительной популярности самой игры. По мнению спортивного журналиста и редактора GQ  Патрика-Филиппа Ясиньски, это объясняет специфика самой игры, которая позволяет профессионалам играть вместе с новичками практически на равных из-за того, что, на основе их опыта, рассчитывается гандикап. И это повышает степень азарта во время партии даже у тех, кто впервые взял клюшку в руки.

Бизнес-фитнес

Любопытным примером фитнес бизнес-сообщества может стать клуб Игоря Кондрашова. На данный момент в организации 153 участника из числа российских предпринимателей. Клуб охватывает несколько регионов, включая Ростов, Краснодарский край, Крым, республика Коми и Ямало-ненецкий округ, а также уже успел реализовать несколько успешных крупных проектов, например, «Fitness Model Cup».

Среди основных целей клуба ― пропаганда занятий фитнесом путем проведения совместных мероприятий, рекламных акций и др.; повышение ценности фитнеса - как борьба с демпингом; совместные закупки оборудования, спорт. питания и товаров; покупка/продажа б/у оборудования и фитнес-бизнеса; обмен опытом; составление общих показателей деятельности; обсуждение проблем отрасли и пути их решения; обучение руководителей и сотрудников.

Ещё одна успешная спортивная инициатива для бизнесменов ― клуб «Спортивные предприниматели», который позиционирует себя как первый в России бизнес-клуб, целью которого является объединение предпринимателей для совместных спортивных тренировок и обмена опытом.

«Спорт неотъемлем для предпринимателя, он повышает выносливость и силу духа, учит преодолевать трудности и неудачи. Совместные тренировки расширяют круг деловых связей, помогают найти партнёров и единомышленников», ― отмечается на официальном сайте организации.

Комментарии