«Весело работать и весело делиться»: почему харизма Сары Блэйкли стоит $1 млрд

Про рецепт идеальных колготок, спектакль для Опры Уинфри и многоразовый ва-банк

«Весело зарабатывать, весело тратить, весело делиться», ― это девиз Сары Блэйкли, одного из самых смелых и креативных миллиардеров США. Она призналась, что на этапе создания бренда начинала все с нуля, и все, чем она располагала, — «паршивая работа и безумная идея». Сегодня SharesPro расскажет, почему такой старт оказался самым удачным.

Неудачный экзамен и важное открытие

Сара Блэйкли родилась в 1971 году в небольшом городе Клируотер во Флориде в обеспеченной семье юриста и художницы. Изначально она планировала пойти по стопам отца и стать юристом, но дважды провалила экзамен в юридическую школу и в итоге устроилась промоутером в Диснейленд. Спустя три месяца она пришла в компанию Danka, чтобы устроиться продавцом факсов.

До этого у нее уже был маленький опыт бизнеса, когда Блэйкли работала в детском клубе при отеле Clearwater Beach Hilton. Она присматривала за детьми, пока родители отдыхали на пляже, и брала по $8 с ребенка за несколько часов.

Стоит отметить, что Сара воспитывала в себе силу духа и трудолюбие с того трудного времени, когда погибли ее близкие друзья, а родители развелись. Блэйкли два дня слушала кассеты Уэйна Дайера, выучив наизусть все десять уровней мотивационной серии «Как стать человеком, не имеющим ограничений».

Блэйкли очень быстро стала одним из лучших агентов в гигантской корпорации, оборот которой оценивался в $1 млрд, и в свои 27 лет уже обучала сотрудников Danka на всей территории Соединенных Штатов. Однако частые публичные выступления требовали безупречного имиджа. 

Сара Блэйкли вспомнила свой детский опыт, когда в 17 лет, собираясь на вечеринку, она решила надеть утягивающие колготы. Образ получился удачным, но само белье было неудобным и неэстетичным. Тогда Сара впервые задалась вопросом о том, как это можно изменить, почему это вообще происходит. Ответ оказался простым: белье создают мужчины.

Как отмечает Forbes, корректирующие колготки тестировали на манекенах, а не на живых моделях, и вместо полноценной обратной связи создатели получали в лучшем случае молчаливый укор. Во-вторых, эластичность разных областей колгот должна быть неравномерной, но этого никто не учитывал. В-третьих, чтобы минимизировать издержки, корректирующее белье для всех женщин выпускалось с эластичным поясом одного и того же размера. Все эти выводы привели Сару Блэйкли к идее запатентовать собственный бренд утягивающего белья для женщин.

Решением проблемы стали эластичные кружева, иголки и нитки, с помощью которых Сара фиксировала ткань, и колготы не съезжали. После изготовления первого прототипа Блэйкли начала искать инвесторов. Она обзвонила множество фабрик и лично объехала все, которые находились в пределах Южной Каролины, но везде получала отказ, пока однажды ей ни позвонил совладелец завода Highland Mills. Он рассказал об идее Сары своим дочерям, и они настояли, чтобы он изготовил для предпринимательницы пробную партию корректирующих колгот.

Две новые профессии

На тот момент все накопления Блэйкли за все время работы в Danka составляли $5 тыс. Они и стали ее стартовым капиталом в свое дело. Услуги юристов стоили дорого, поэтому Сара решила разобраться в тонкостях оформления патентных документов сама и сэкономила вчетверо. Еще $300 ушло на регистрацию торговой марки под названием Spanx (неологизм, созвучный со словами «шлепать» и «затягивать») и $150 — на то, чтобы открыть фирму.

Стоит отметить, что во всех вопросах, касающихся продвижения бренда, Сара шла ва-банк. Чтобы получить десятиминутную аудиенцию у менеджера по закупкам торговой сети Neiman Marcus, одного из лидеров американского ретейла luxury-одежды, предпринимателю пришлось на свой страх и риск лететь из Атланты, где она продолжала работать в Danka.

Кроме того, после подписания контракта и выпуска первой партии Сара попросила своих подруг специально ходить по магазинам и громко требовать белье марки Spanx и, если представится возможность, переставлять белье ближе к кассе, пока продавцы заняты своими делами.

В 2000 году Сара отправила образец своей продукции в редакцию Опры Уинфри, и телеведущая в прямом эфире назвала эти колготы самым революционным товаром года. Но после шоу Опра захотела своими глазами увидеть корпорацию, которая занимается изготовлением такого белья.

К счастью, Сара, в распоряжении которой была только квартира и две подруги, смогла выйти из положения и в этом случае. Она попросила соседей сыграть роль сотрудников компании, пока съемная комната в Атланте экстренно переделывалась под офис. Впоследствии во многом благодаря рекомендациям Уинфри бизнес Сары начал быстро развиваться и получил признание. В 2005 году Блэйкли поблагодарила Опру Уинфри, пожертвовав $1 млн в Oprah Winfrey Foundation.

Брэйкли выбрала уникальную и спорную модель для маркетинга — настойчивые прямые продажи. Она сама работает моделью для своих товаров, много выступает, принимает участие в благотворительных ужинах и при любом удобном случае напоминает о своих изделиях: «Кстати, мы тут запустили бюстгальтеры Bra-llelujah, и вам обязательно стоит их купить, дамы и господа».

Сара Блэйкли рассказывает о своем товаре любыми способами, даже если они граничат с эпатажем. Например, на упаковке белья использованы рисунки с изображением карикатурной блондинки Санни — девушки в стиле Cosmo, а для названия бренда Блэйкли выбрала неологизм, а не узнаваемое слово, потому что взгляд чаще цепляется за незнакомые и необычные вещи, чем за что-то гармоничное и более привычное. По рассказу ее мужа, однажды, находясь в пути на церемонию Screen Actors Guild Awards, Сара поняла, что забыла надеть украшения.

Однако она не попросила водителя вернуть ее домой, а вместо этого машина остановилась около кондитерского магазина, и немного позже Блэйкли прибыла на церемонию с бусами и браслетами из конфеток, нанизанных на тонкую тянущуюся резинку.

Члены семьи и друзья Сары не просто поддержали ее проект, но и стали членами ее бизнес-команды, причем вне зависимости от опыта и образования. Ее мама делала чертежи для патента, бабушка стала моделью и критиком, а две безработные подруги — пиар-менеджерами Spanx: они могли часами рассказывать о товаре, что привлекало больше клиентов, чем профессиональный маркетинг. Сама основательница Spanx готова на любые жертвы, чтобы добиться успеха.

Ей приходится преодолевать аэрофобию: «Ладони потеют, накатывают приступы паники, сердце колотится». Поэтому Сара никогда не поднимается в самолет без своего iPаd с песней Марка Нопфлера What It Is, которую слушает каждый раз, когда самолет взлетает.

Выручка Spanx выросла с $400 тысяч в 2001 году до $250 млн в 2011 году. Ежегодная прибыль компании составляет $250 млн —это 20% от всего объема продаж. Блэйкли владеет 100% компании, не имеет долгов, никогда не привлекала внешние инвестиции и не потратила ни копейки на рекламу.

Дважды миллиардер 

В минувшую среду CEO Spanx объявила о продаже большей части компании. 

«Гигант прямых инвестиций Blackstone сообщил, что согласился выкупить контрольный пакет акций пионера корректирующего белья в рамках сделки, которая оценивает компанию в $1,2 млрд.

По словам Блэкстоуна, Блэйкли сохранит «значительную долю в капитале» компании, которую она организовала. Благодаря этим инвестициям ее чистая стоимость снова превысила порог $1 млрд после того, как пандемия розничной торговли и обострение конкуренции препятствовали росту Spanx…» — отмечает Forbeswoman в инстаграме.

Далеко не всегда импульсивность и эмоции — эффективный инструмент ведения бизнеса, однако в случае Сары Блэйкли именно это стало ключом к успеху. Ее история в который раз доказывает, что внутренний ресурс любого человека заключается не столько в общеизвестных правилах, сколько в уникальности отдельной личности, потому что в этом случае можно стать миллиардером «с нуля» даже вопреки пандемии коронавируса. 

Комментарии
Читать также
Если делаете что-то по-настоящему важное, вас не будут понимать: как глава Robinhood не дал себя сломить
40 миллиардов до 40 лет: в чём успех основательницы Canva
«Я не планировал менять мир»: как простой альпинист стал миллионером и национальным героем

О любви к людям, борьбе со злом и вере в себя