Традиционное IPO против SPAC

⠀​⠀​

Для людей, торгующих на фондовой бирже любимыми словами были «бычий», «очень успешный» и «SPAC». Первые два слова были частью словаря долгое время — и останутся там, SPAC — сравнительно новое явление. В последнее время SPAC, или компании по приобретению специального назначения, стали настолько популярными, что за первые три месяца этого года они уже собрали больше $83,4 млрд, привлеченных в 2020 году.

Поэтому стоит разобраться в этом понятии: как работают SPAC, чем они отличаются от традиционных IPO и почему так много компаний используют их для выхода на биржу в настоящий момент.

SPAC можно рассматривать как «бланковую компанию», которая предлагает альтернативный способ выхода компаний на биржу. SPAC собирает деньги в процессе традиционного IPO, а затем сливается с частной компанией и делает ее публичной.

Зачем компания вообще хочет стать публичной?

Чтобы собрать средства и открыть больше каналов для будущих финансовых потоков.

Ликвидность. Все первые сотрудники компании с собственным капиталом могут продавать свои акции и покупать яхты.

Чтобы устроить большую вечеринку и дать всем понять серьезность своих намерений. Публичность и престиж играют огромную роль в деятельности публичной компании. Публичным компаниям больше везет со слияниями, поглощениями или наймом высшего руководства.

Традиционное IPO против IPO SPAC

В это трудно поверить, но формально первое IPO датируется 1602 годом. И с тех пор компании пытаются найти более простые и быстрые способы пройти через этот процесс.

Испытанный путь. Если компания выберет традиционный процесс IPO, она начнет 6-12-месячный путь работы с инвестиционными банками и андеррайтерами, оценщиками рисков, чтобы привлечь будущих инвесторов. Планируется множество встреч, вечерние группы по составлению заявлений по форме S-1 и «роуд-шоу IPO», во время которого команда менеджеров встречается с потенциальными инвесторами и продвигает компанию.

Новый путь: когда-то малоизвестный, теперь бешено популярный. SPAC создается еще до того, как узнает, на чем будет специализироваться. Это компания без операционной деятельности, которая собирает деньги до тех пор, пока не увидит крупную цель, на которую она хочет их потратить. В первом квартале 2021 года слияния со SPAC составили примерно 28% сделок в США. Они становятся все более популярными, потому что помогают компаниям намного быстрее (от нескольких недель до месяцев) выйти на биржу. Меньше времени = меньшие сборы. SPAC должна приобрести целевую компанию в течение двух лет, прежде чем она должна будет ликвидироваться и вернуть все деньги инвесторам.

SPAC могут показаться новым увлечением, но это отнюдь не новая история. SPAC — это всегда обратное слияние, но обратное слияние не всегда SPAC. Обратное слияние — это когда частная компания сливается с какой-либо публичной компанией (необязательно, чтобы это была бланковая компания) и в процессе становится публичной. Обратные слияния были популярны в 80-х годах почти по той же причине, по которой SPAC популярны прямо сейчас, но в 2011 году Комиссия по ценным бумагам и биржам приняла жесткие меры, выпустив предупреждение о мошенничестве об обратных слияниях и приостановив торговлю для более чем 800 компаний.

Итак… какой вариант лучше? Зависит от ряда факторов. Для такой популярной компании, как WeWork, которая привыкла к всеобщему вниманию, слияние с SPAC имеет смысл точно так же, как утяжеленное одеяло — лучшая покупка для взрослых прямо сейчас. Но, чтобы компания стала публичной благодаря слиянию со SPAC, SPAC должен захотеть сделать эту компанию публичной. Таким образом, для менее известных компаний или даже для тех, которые просто более разборчивы, найти свою компанию сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но с более чем 400 SPAC, прогуливающимся с «коробкой пончиков» и умоляющих молодые компании присоединиться к ним, у компаний есть много возможностей выйти на публичный рынок.

Прямой листинг. Частная компания становится публичной без каких-либо андеррайтинговых шумих. При прямом листинге компания становится публичной, минуя инвестиционные банки, которые скупают много первоначальных акций и определяют их начальную цену. Без этой гарантии стабильности прямые листинги могут привести к более нестабильному открытию, но для некоторых компаний, таких как Slack, стоит не пускать свои с трудом заработанные деньги в руки банкиров.

В среду криптобиржа Coinbase воспользовалась прямым листингом. «Этот способ в точности соответствует духу криптовалюты», — сказал президент Coinbase и главный операционный директор Эмиль Чой (Emile Choi), имея ввиду, что в криптовалютах не используется подход, традиционно применяемый в финансах.

Голландские аукционы. Этот процесс с причудливым названием привлек много внимания, когда Google использовал его для публичного размещения в 2004 году. На голландском аукционе компания определяет количество акций, а не их стоимость. Стоимость определяют участники торгов. Голландские аукционы так и не стали популярными после Google, но их гибриды время от времени возвращаются (см. Airbnb и DoorDash в прошлом году).

Ничто не длится вечно

В конце марта SEC разослала письма в банки Уолл-стрит с вопросами о некоторых сделках с SPAC. Регулирующий орган также создал новое руководство, касающееся правил бухгалтерского учета и их применения к бланковым компаниям.

Если SEC решит начать расследование в отношении соблюдения SPAC правил бухгалтерского учета и начнет выдавать больше правил и регламентов, это может потушить пожар SPAC.

Но не стоит бояться: кто-то где-то обязательно придумает что-то новенькое.

Комментарии