Искать сокровище на дне: какие решения российским инвесторам стоит принять прямо сейчас
Про неуместный позитив, возможности кризиса и ключевые вопросы

В последние дни на российском фондовом рынке сложилась непростая обстановка. Поток санкций со стороны ряда европейских и азиатских стран, США и Великобритании спровоцировали беспрецедентные сложности как в сфере бизнеса, так и в сфере инвестиций. Однако, даже в кризисные времена остаются возможности и гарантии, которые можно использовать в качестве опоры. В этом материале ― прогнозы и рекомендации бизнесменов, инвесторов и аналитиков, которые могут быть полезными каждому предпринимателю в это сложное время.
Паника, оптимизм и нейтралитет
К настоящему моменту курс доллара к рублю и ключевая ставка ЦБ обновили исторический максимум, введены временные ограничения на операции с наличной валютой, а торги ценными бумагами на Московской бирже пока не проводятся.
Руководитель проектов ИК «Велес Капитал» Валентина Савенкова напомнила инвесторам, что паниковать в любом случае не стоит, однако, паника точно так же вредна, как и бездумный оптимизм. Кроме того, эксперт посоветовала разместить свободные деньги при их наличии, причем в рублях:
«Несмотря на исторические максимумы в долларах, размещать все же лучше в рублях. Кстати, может быть даже не «несмотря», а именно в связи с историческими максимумами. Будет ли выше? Скорее всего, да, но не факт, что долго. А сформировать валютный портфель на историческом максимуме валюты к рублю — так себе инвестиция для тех, кто живет в России.
Второй фактор в пользу рублевых размещений — высокая ключевая ставка. На открытии рынка даже короткие ОФЗ, скорее всего, дадут доходность к погашению выше 25% годовых (при условии, что рынок откроют раньше, чем снизят ключевую ставку).
Третий — в краткосрочной перспективе рублевые вложения более ликвидны. Уже сейчас действует временный порядок, ограничивающий операции с наличной валютой и устанавливающий дополнительные комиссии за операции с ней. Нет никаких гарантий, что с ужесточением санкций не будет ужесточения правил оборота иностранной валюты внутри страны».
Кроме того, Валентина Савенкова отмечает, что внутри страны санкционные банки работают с клиентами в обычном режиме, поэтому тем, у кого вклады и счета находятся в банках под санкциями, не стоит беспокоиться. Подобное касается и иностранных акций, купленных как долгосрочная инвестиция. Однако, если горизонт короткий или средний, лучше от них избавиться и сосредоточиться на российских активах.
«Единственный повод задуматься о расставании с санкционным банком — наличие на открытом в нем брокерском счете (или ИИС) иностранных акций. Тут могут быть самые разные риски: потери ликвидности, заморозки регулярных доходов. Если вы не планируете продавать иностранные акции, из санкционных банков их лучше вывести в несанкционные. Чтобы потом еще десять раз не переводить, лучше сразу выбрать небанковского брокера», ― добавляет эксперт.
Удачная девальвация и полезный кризис
Аналитик Иван Черненко также не спешит строить исключительно мрачные прогнозы. Он утверждает, что тем, кто владеет иностранными акциями или долларами, стоит ждать определенной выгоды:
«Вы не только не потеряли, но и заработали на девальвации. Единственная трудность, которая могла возникнуть — техническая, связанная с ограничениями торговли валютой и иностранными акциями у брокеров, попавших под санкции. Однако это решаемо с помощью перевода активов к другому брокеру или, на крайний случай, продажи.
Если вы оказались с рублевым кэшем на руках, то бежать переводить его в валюту уже, скорее всего, поздно, если только на очень долгосрочную перспективу или из-за большой жизненной необходимости. А вот банальная покупка ОФЗ или даже банковский депозит, с учетом новой реальности ставок, начинают выглядеть привлекательно.
Самая неприятная участь постигла тех, у кого значительная часть средств оказалось вложенной в российские акции. Здесь главное сохранять спокойствие и не совершать панических сделок, когда Мосбиржа откроется. Как показывает история, продажа в момент паники — очень плохая идея. Лучше ждать стабилизации ситуации и дальнейшего развития событий».
Антон Быков, старший аналитик компании Esperio, видит ситуацию так:
«До начала спецоперации России в Украине среднюю дивидендную доходность российских компаний можно было оценить в 10–13 % годовых; какой она окажется теперь — сказать невозможно. Все будет зависеть от того, на каких уровнях после завершения «биржевых каникул» стабилизируются российские фондовые индексы. При умеренном сценарии развития событий, если исходить из ориентира по стабилизации РТС в районе 500–600 пунктов, средняя дивидендная доходность может составить 15–19 % годовых».
А вот о каких советах рассказал, исходя из собственного опыта, частный инвестор и автор блога о финансах и инвестициях Михаил Болдов:
«Рыночные условия изменились. Это отразилось и на деятельности российских компаний, акции которых находятся в моём портфеле. Я планирую проанализировать фундаментальные показатели эмитентов с учётом новых обстоятельств. Тем более в этот период как раз публикуются операционные и финансовые показатели по итогам прошедшего года».
В рамках этого анализа эксперт предлагает ответить на следующие вопросы: как санкции повлияют на работу компании: какую долю в общей выручке компании занимают разные регионы; легко ли бизнес может скорректировать географию поставок; велика ли зависимость от иностранных поставщиков; что происходит с ценами на продукцию и услуги компании на фоне развивающегося кризиса; какой уровень долговой нагрузки бизнеса; в какой валюте и кому должна компания; кто владеет бизнесом.
«Кризис — это не только риски, но и возможности. Кто-то обязательно воспользуется разбалансировкой системы для того, чтобы увеличить свою долю в капитале компании или зайти в новую рыночную нишу, что было бы сложнее в период «стабильности».
Так, расцвет сельскохозяйственной отрасли пришёлся на период после кризиса 2014 г., когда контрсанкции и субсидии позволили российским производителям занять освобождающийся внутренний рынок. Сегодня Россия не только достигла продовольственной независимости по многим видам сельхозпродукции, но и является нетто-экспортёром и одним из ведущих участников международного рынка», ― подчеркивает Михаил.
Акции развивающихся стран и опыт истории
Свои рекомендации готовы дать и такие российские эксперты, как Григорий Жирнов, главный экономист «ВТБ мои инвестиции», старший управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Исуф Ацканов и директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин.
Как отмечает Григорий Жирнов, инвестору в первую очередь стоит понимать, что рынок уже закладывает заметное ужесточение ДКП в США (рынок фьючерсов ждет, что Федрезерв повысит ставку шесть раз) – а значит, такое развитие ситуации уже отражено в ценах финансовых активов:
«В текущих условиях в «ВТБ мои инвестиции» предпочитают акции и облигации развивающихся стран, поскольку во многих этих странах цикл повышения ставок начался давно, оценка выглядит привлекательно, а валюты находятся на минимальных уровнях по отношению к доллару и имеют потенциал для укрепления».
Сам факт повышения ставки не повод для инвестора что-то делать, комментирует Исуф Ацканов. Важнее то, как будут меняться ожидания и относительно инфляции, и относительно будущих действий ФРС. При высокой инфляции нужно инвестировать в сырьевые рынки, финансовые компании, недооцененные стабильные компании (стоимости), компании с мощной переговорной силой. Исторически также было правильно инвестировать в здравоохранение, но, учитывая, что к росту цен на лекарства в США повышенное внимание, это может не сработать, резюмирует эксперт.
«В текущих условиях «нервного рынка» инвестору стоит увеличить в портфеле количество безопасных инструментов и уменьшить количество долговых. Сейчас выгодны инвестиции в закредитованные компании, поскольку инфляция уменьшит часть долга. Стоит обратить внимание на сырьевой рынок, в особенности бумаги глобальных нефтяных игроков: долгое время они были сильно недоинвестированы, поэтому бумаги будут дорожать», ― добавляет Владимир Брагин.
К тому же, продолжает эксперт, большая часть сверхприбыли компаний не уйдет государству.