3 из 10 крупнейших технологических IPO 2020 года

После того, как инвесторы потратили десять лет на вливание денег в стартапы Кремниевой долины, чтобы они могли продолжать расти, оставаясь при этом частными, маятник закачался, и IPO в сфере технологий стало больше, чем когда-либо.

3 из 10 крупнейших IPO технологических американских компаний с точки зрения привлеченного капитала состоялись в этом году. Два из них произошли на прошлой неделе, когда DoorDash и Airbnb начали торговлю своими акциями на публичных рынках 9 и 10 декабря. Другой компанией был поставщик программного обеспечения Snowflake, дебютировавший на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре.  

Каждая из них привлекла более $3 млрд, а их рыночная капитализация составляет от $55 до $100 млрд, что ставит их в число 30 самых дорогих технологических компаний США. Перед тем, как стать публичными, они оценивались в двузначном диапазоне (миллиарды), попутно привлекая крупные чеки от частных инвестиционных компаний, управляющих фондами, стратегических инвесторов и суверенных фондов.

Высококачественные технологические компании пользуются преимуществом бычьего рынка, который продолжается, несмотря на 9 месяцев пандемии коронавируса и катастрофический год для экономики в целом.

Здоровый список развивающихся компаний-разработчиков программного обеспечения, включая такие компании в сфере облачного программного обеспечения, как UiPath и Databricks, может пополнить конвейер компаний, собирающихся провести первичное публичное размещение своих акций в 2021 году.

«Частные оценки выросли благодаря обильному предложению венчурных денег и других источников частного капитала от суверенных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, покупающих акции до IPO», — сказал Джей Риттер (Jay Ritter), профессор финансов в Университете Флориды и эксперт по IPO. Это «позволило таким компаниям, как Snowflake, DoorDash и Airbnb, привлечь частный капитал на привлекательных условиях, и в результате они не торопились становиться публичными».

Хотя крупнейшие предложения 2020 года остались позади, до конца года ожидается как минимум одна потенциальная сделка на сумму более $1 млрд электронного ритейлера Wish. Согласно сообщениям, игровая компания Roblox, перенесла свое IPO на 2021 год.

До пандемии еще две компании — Uber и Lyft — пополнили ряды 10 ведущих американских технологических IPO. В мае 2019 года Uber собрал более $8 млрд, что сделало его вторым по величине после Facebook, который собрал более $16 млрд в 2012 году. Lyft привлек $2,6 млрд в марте 2019 года и занимает восьмое место в списке.

Дорогостоящая модель аукциона

Четыре из пяти мегапредложений между 2019 и 2020 годами - Uber, Lyft, DoorDash и Airbnb — являются лидерами в сфере экономики совместного использования, то есть их модели основаны на одноранговых торговых площадках. Они связывают предприятия с потребителями с помощью технологий и логистики и получают долю от каждой транзакции.

Все четыре компании полагались на огромные объемы внешнего капитала для развития своих сетей, продвижения своих услуг, быстрого выхода на новые рынки, активного найма сотрудников и предложения стимулов для обеих сторон рынка. Все они являются убыточными, и только Airbnb зафиксировал чистую прибыль в последнем квартале, и то после сокращения расходов на продажи и маркетинг и увольнения 25% сотрудников из-за пандемии.

Со Snowflake все по-другому: она продает облачное программное обеспечение и полагается на более традиционные корпоративные сервисы. В сентябре Snowflake привлекла $3,9 млрд, став крупнейшим IPO компании в области программного обеспечения за всю историю. В результате первичного публичного размещения своих акций Snowflake была оценена в $33 млрд, и эта цифра увеличилась более чем вдвое, когда компания начала торговать.

Это была компания первого дня торгов, который раздражает скептиков IPO, жалующихся, что технологические компании получают слишком много денег, предлагая бесплатный доступ к акциям новым институциональным инвесторам.

Другими словами, даже несмотря на то, что они собрали больше денег в ходе своих IPO, чем любая другая технологическая компания до них, их результаты говорят о том, что они не смогли бы привлечь столько денег без дополнительного разбавления.

«За исключением эпохи доткомов (1999–2000), я никогда не видел ничего подобного в таком большом количестве», — написал Дэвид Голден (David Golden), партнер Revolution Ventures в Сан-Франциско, который ранее руководил технологическим инвестиционным банкингом в JPMorgan. «И оценки, как я понял, не связаны с какими-либо аналитическими показателями».

Предыдущие IPO в топ-10 выжимали из своих листингов все, что только можно было. Стоимость акций Facebook в ходе его дебюта на фондовом рынке практически не изменилась, в последующие недели они упали. Lyft немного вырос в первый день, а затем упал, а Uber упал сразу же.  

Популярность DoorDash и Airbnb была особенно заметной, потому что компании использовали гибридную модель аукциона для своих IPO. Руководители имели возможность запрашивать заявки у инвесторов и просматривать всю книгу заказов, прежде чем определять цену, что давало им лучшую возможность продавать акции на основе фактического спроса без предоставления традиционной скидки. Обе компании повысили свой начальный ценовой диапазон, а затем подняли цену намного выше верхней границы. Тем не менее, акции взлетели в момент открытия торгов.

Риттер говорит, что если бы не псевдоаукционный подход, все могло быть хуже.

«Без требования, чтобы инвесторы указали цену, а также количество в своих заказах, которые позволяли бы им видеть кривую спроса, андеррайтеры рекомендовали бы более низкую цену», — сказал Риттер. «Очевидно, они потратили гораздо больше, чем нужно».

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Комментарии