Мания IPO захватила пользователей Robinhood

На американском фондовом рынке постоянно происходят интересные события. В последнее время, когда акции молодых компаний переходят от институциональных инвесторов, которые их взрастили, к гораздо более широкому кругу индивидуальных инвесторов, их оценка удваивается.

Это происходит быстро. После того, как накануне вечером профессиональные менеджеры фондов установили цену на акции сервиса доставки еды DoorDash, они выросли на 86% в ходе публичного дебюта в среду. Акции компании-разработчика программного обеспечения C3.ai подскочили на 120%. Днем позже стоимость Airbnb увеличилась более чем вдвое и перешагнула отметку в $100 млрд. Какова доходность индекса IPO в 2020 году? 111%.

Несмотря на то, что первичные публичные предложения часто являются поводом для роста цен, в этом году все было иначе: в первый день рост был почти в три раза больше, чем в среднем за последние 40 лет. Хотя стимулы Федеральной резервной системы могут частично объяснить это безумие, трудно не учитывать также, кто управляет публичными биржами в наши дни: отряд Robinhood.

«Нет сомнений в том, что появление гораздо большей когорты розничных инвесторов-трейдеров движет рынками», — сказал Арт Хоган (Art Hogan), главный рыночный стратег в National Securities Corp. «Похоже, существует целая субкультура людей, которые следят за листингами, разговаривают друг с другом в социальных сетях и заражают энтузиазмом по отдельным вопросам. И иногда в этом нет никаких глубинных смыслов».

В поисках сравнений с аналогичными рыночными периодами времени некоторые ветераны Уолл-стрит указывают на то, что в последний раз что-то подобное происходило в период доткомов в конце 1990-х годов. Хотя кто-то из них разбогател тогда, многие погорели из-за лопнувшего пузыря и медвежьего рынка, который длился годы. У многих возникает вопрос: происходит ли сегодня нечто подобное?

Другими словами: кто правильно оценивает ситуацию, любители или профи? В наши дни индивидуальные инвесторы составляют пятую часть объема торгов акциями, уступая только поставщикам инфраструктуры, таким как маркет-мейкеры и высокочастотные трейдеры. Застрявшие у себя в домах, их спрос в 2020 году имел широкий и разнообразный спектр: от авиакомпаний и круизных компаний до компаний-банкротов и более оптимистичных вариантов.

Теперь это IPO, с новыми листингами и новой горячей дорогой к обогащению. По словам источников, розничные инвесторы стимулировали большую часть первоначальной активности вокруг Airbnb. Менее чем через 24 часа после начала торговли на публичных биржах компания уже вошла в список 100 самых популярных акций пользователей в приложении Robinhood. Акции DoorDash и Airbnb сразу же заняли лидирующие позиции среди онлайн-трейдеров, отслеживаемых Fidelity Investments.

Количество запросов «IPO» в Google выросло до самого высокого уровня как минимум за 16 лет. Тем временем инвесторы вложили рекордную сумму денег в торгуемый на бирже фонд, отслеживающий новые публичные компании.

По данным Джея Риттера (Jay Ritter), профессора финансов Уоррингтонского колледжа бизнеса Университета Флориды, в 2020 году средняя доходность в первый день IPO операционных компаний составила 41%.

Согласно другим данным, среди примерно 50 компаний, которые были поддержаны частным капиталом и стали публичными в этом году, их общая стоимость в первый день торгов подскочила на 660% с уровней, указанных в их последнем частном инвестиционном раунде.

Цена против обещания

Рассмотрим Airbnb. Теперь, когда рыночная капитализация Airbnb составляет около $100 млрд, стоимость Airbnb более чем в пять раз выше, чем после раунда долгового финансирования в разгар пандемии.

Есть причина, по которой в наши дни такие учреждения, как венчурные компании и инвесторы в частный капитал, а также инвестиционные банкиры, устанавливающие цену IPO, могут иметь разные взгляды на оценку стоимости.

Одним из факторов является премия за ликвидность, с которой акции можно покупать и продавать после публичного листинга. Другая причина заключается в том, что при установлении цены в момент IPO долгосрочные инвесторы могут быть более склонны учитывать прибыль и конкуренцию. Эти факторы не всегда подчиняются настроениям розничных инвесторов, которые хотят, чтобы «акции всегда росли».

«Некоторые инвесторы решают держаться на основе фундаментального анализа, пытаясь выяснить, сколько на самом деле стоит Airbnb», — сказал Риттер. «Другие обращают внимание на это, но также на стратегии импульсных торгов. Они могут сказать: «Я думаю, что они переоценены, но я верю в теорию «великого дурака». Я думаю, что цена пойдет еще выше, и я смогу продать свои акции, дождавшись большего дурака».

Тем не менее, в более скучных уголках Уолл-стрит может быть трудно понять, почему DoorDash, например, семилетняя убыточная компания по доставке еды с большим количеством сильных конкурентов, увеличила свою рыночную капитализацию до $60 млрд. в ходе IPO:  почти в четыре раза больше, чем в предыдущем раунде частного финансирования. Эта компания стала более дорогой,  чем такие компании, как Kraft Heinz Co., Marriott International и Twitter.

«Растет пузырь? Сегодня трудно придумать правдоподобную оценку, которая должна быть намного выше на публичных рынках, чем после недавнего частного инвестиционного раунда», — добавил Риттер. «Сейчас повсеместно всплывает ошибки с оценкой некоторых компаний».

Здравый смысл

Вот почему Майкл Холланд (Michael Holland), председатель Holland & Co., не хочет покупать акции таких компаний, говоря, что инвесторы, вложившиеся в DoorDash и Airbnb, неизбежно потеряют свои деньги.

«Вам просто нужно руководствоваться здравым смыслом и сказать: «Мы не собираемся участвовать в этом безумии», — сказал он.

В отличие от периода доткомов, когда компании с менее чем годовой историей деятельности становились публичными, односекундный бум сегодня происходит в среди зрелых компаниях, инвесторы которых имели годы, чтобы провести их оценку.

Впрочем, есть что-то похожее и на те дни: многие теряют деньги. По данным Риттера из Университета Флориды, около 80% компаний, которые стали публичными в этом году, были убыточными за 12 месяцев до IPO. Это больше, чем когда-либо за последние четыре десятилетия, за исключением 2000 и 2018 годов. За эти два года 81% IPO вышли на фондовый рынок с отрицательной прибылью.

Хоган из National Securities хорошо помнит Интернет-пузырь, и, хотя он говорит, что проводить сравнение между доткомами и текущей ситуацией еще рано, сегодняшние оценки и количество новых выпусков по-прежнему бледнеют по сравнению с тем, что творилось в начале тысячелетия.

Тем не менее, ажиотаж индивидуальных инвесторов, идущих на риск и способствующих резкому росту цены на акции, закончится аналогичным образом.

«Исторически это не всегда хорошо заканчивается, но такова природа зверя», — сказал он.

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Комментарии