Канадская компания Tilray зарегистрировала заявку на IPO

Совсем недавно завершился год, кардинально отличающийся от любого другого для пространства SPAC. Подавляющее большинство компаний по приобретению специального назначения (SPAC) потратят новый год на поиски своей идеальной целевой компании. Такая ситуация может породить «ожесточенную» борьбу в ультраконкурентной среде, а также изменить рынок венчурного капитала.

По данным SPACInsider, в прошлом году 250 компаний по приобретению специального назначения провели IPO, что в четыре раза больше, чем в предыдущие годы. Кроме того, более 200 из этих SPAC все еще ищут целевые компании для слияния, и у большинства есть на это около двух лет, прежде чем деньги вернутся инвесторам.

«Я не удивлюсь, если некоторые компании не смогут заключить сделку», — сказал Брэдли Таск (Bradley Tusk), председатель IG Acquisition, SPAC стоимостью $300 млн., нацеленного на индустрию отдыха.

Взрыв

Чтобы проиллюстрировать, сколько SPAC было сформировано в 2020 году, Таск рассказал, что в прошлом году во время роуд-шоу IG Acquisition для инвесторов они соревновались за время презентации с четырьмя другими SPAC.

SPAC, часто называемые бланковыми компаниями или компания без операционной деятельности, по сути, являются противоположностью традиционного IPO, при котором компания-оболочка становится публичной с намерением приобрести частную компанию, чтобы поглотить ее.

По словам Митчелла Прессера, партнера и сопредседателя глобального корпоративного отдела фирмы Morrison & Foerster, несмотря на то, что такая бизнес-модель существует с 1980-х годов, она становится все более популярной именно сейчас. Этому способствует ряд причин, включая возможность получения прибыли для инвесторов и интерес со стороны хедж-фондов. 

Интерес со стороны спонсоров и инвесторов, вызвавших бурный рост SPAC в прошлом году, может затруднить поиск целевых компаний, поскольку в настоящее время всем этим бланковым компаниям приходится конкурировать, чтобы найти лучшие компании, которые можно приобрести.

«Я думаю, мы увидим максимум изобретательности, — сказал он. — Люди будут искать первую возможность на рынке».

Скорее всего, это будет означать, что SPAC выйдут за рамки некоторых вертикалей, которые оказались популярными в прошлом году - например, рынок электромобилей, который стал свидетелем множества слияний, среди которых Nikola, Lordstown Motors, Fisker и Canoo. Эти производители электрокаров стали публичными посредствам слияния со SPAC. 

Прессер считает, что новые географические регионы, такие как Азия, Латинская Америка и Европа, также будут тщательно проанализированы SPAC, поскольку они ищут цели для слияний.

«Для этого нужно приложить творческий подход, — сказал Прессер. — Найти подходящие стартапы будет сложнее. Слишком сильна конкуренция».

Прессер сравнил то, текущую ситуацию в пространстве SPAC, с тем, что произошло с частным капиталом 15 лет назад. В то время произошло огромное накопление средств, и рынок стал намного более конкурентоспособным, поскольку фирмы искали приобретения.

Только в прошлом году SPAC привлекли более $83 млрд в ходе IPO, и на рынке наблюдается аналогичное накопление денежных средств, которое инвесторы хотят пустить в дело.

«Сейчас большие суммы денег преследуют компании, — сказал Убайд Диян (Ubaid Dhiyan), директор инвестиционного банка Union Square Advisors. — Я подозреваю, что будут приниматься и плохие решения».

Конкуренция и венчурный капитал

Таск, который также является венчурным инвестором в Tusk Venture Partners, сказал, что он удивлен тем, насколько точно рынок SPAC отражает рынок венчурного капитала в том смысле, что инвесторы должны предлагать компаниям забрать свои деньги.

«Вы должны уметь выделиться, когда ставите цели», — сказал Таск, комментируя, что наличие информации в его SPAC о регулируемых отраслях, таких как азартные игры, может сделать его бланковую компанию более привлекательной.

«Вы должны предложить что-то новое, также как в мире венчурного капитала, когда вы пытаетесь инвестировать в компанию», — сказал он.

Бланковые компании пытаются выиграть «SPAC-off» — там, где они конкурируют за целевые компании — предлагая покупателю более выгодные сделки с акциями или впечатляя его командами менеджеров, полными громких имен в отрасли.

По словам Прессера, хотя SPAC могут конкурировать друг с другом за целевые компании, они также будут конкурировать с традиционным венчурным капиталом, поскольку компании будут искать ответ на вопрос, какой путь для них является правильным.

Эксперт считает, что это может повлиять на венчурный рынок, поскольку компании могут рассматривать SPAC как способ упростить сбор денег и, в конечном итоге, стать публичными, позволяя им сосредоточиться на других проблемах и приложениях своих сил.

«SPACs позволяют вам сосредоточиться на будущем вместо того, чтобы организовывать раунд серии D или E», — сказал он, добавив, что SPAC могут позволить многим компаниям отказаться от популярных ныне этапов роста на поздних стадиях и вместо этого просто выйти на публичные рынки раньше.

«Посмотрите на компании по производству электромобилей… вместо того, чтобы собрать $150 млн, они пошли по пути SPAC, — сказал он. — SPAC могут обеспечить лучшую оценку, чем раунд D, и иметь больше денег».

2021 год

По последним данным, уже в этом году 60 SPAC привлекли почти $17 млрд. Хотя двухлетнее окно для поиска подходящего партнера для этих компаний только открылось, все они еще больше усиливают конкуренцию на рынке, где количество компаний, подходящих для публичного размещения, сокращается.

«В пространстве еще много активности, так что будет интересно, — сказал Диян. — Но если инвесторы начнут видеть негативные результаты, это может повлиять на то, сколько SPAC мы увидим в будущем».

Если SPAC не может найти целевую компанию, деньги перераспределяются между инвесторами, но маловероятно, что многие будут счастливы от этого, понимая, что деньги не работали на них последние два года. Однако это не обязательно означает, что SPAC сделают большой шаг вперед в отношении компаний, нежизнеспособных для рынка.

«Вам по-прежнему нужна компания, акции которой будут хорошо торговаться на публичных рынках», — сказал Прессер.

Он добавил, что модель SPAC отличается от традиционной модели IPO, потому что многие компании по приобретению специального назначения оценивают свои цели на основе будущих прогнозов и роста, а не на текущей прибыльности.

То, насколько хорошо публичный рынок адаптируется к таким компаниям, может предсказать, как долго этот инструмент будет оставаться популярным.

«Будет ли рынок терпеть такие компании? У многих есть доходы, но нет прибыли — это отличная проверка, — сказал он. — Публичные рынки традиционно не терпят компании, не получающие прибыль».

Подписывайтесь на SharesPro в социальных сетях:
Telegram: t.me/sharespro
Instagram: www.instagram.com/sharespro/

Комментарии