«Вы должны меня послушать, чтобы не попасть сюда»: как презентуют свои идеи эксперты мирового уровня

Про 8 секунд, 100 слов и ловкость рук

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что сказали бы о вашей бизнес-презентации Питер Тиль или Гай Кавасаки, доведись им на ней побывать? А если бы у вас появилась возможность выпить с ними чашечку кофе, какие бы советы они могли вам дать? Возможно, у вас ещё появится эта возможность, а возможно и нет, но с этим материалом вероятность явно повышается. Сегодня мы собрали лучшие рекомендации от бизнесменов международного уровня о том, как правильно сформулировать идею и рассказать о ней, а заодно и влюбить в себя самую требовательную аудиторию.

От идеи станет мир светлей

Корень вашего успеха ― правильная идея и не менее правильная подача этой идеи.

«Сначала самое главное: нужно, чтобы ваша презентация объясняла вашу идею. Даже не пытайтесь произносить речь без такого объяснения. Вот формула хорошей короткой презентации: проблема + решение = деньги», ― утверждал один из основателей PayPal, Питер Тиль.

Когда ваш «бриллиант идеи» готов, время найти для него оправу: четкий план реализации.

«Если у вас нет очевидных шагов к реализации, то шансы на успех стремятся к нулю. В этом случае лучше обойти стандартное «как». Постарайтесь как можно четче показать заинтересованной стороне, какие инвестиции нужны и какие действия нужно предпринять, чтоб идея была успешно реализована», ― уверен глава Brainzooming Group, Майк Браун.

Ли Лефевр в книге «Искусство объяснять» сформулировал несколько советов того, как не допустить ошибок в этот момент: «Не делать предположений о том, что люди уже знают. Использовать самые простые слова. Мысленно уменьшить масштаб предмета объяснения, чтобы получить максимально широкую перспективу. Забыть о деталях и исключениях и сосредоточиться на общих идеях. Пожертвовать точностью ради понятности. Связать базовые идеи с тем, что аудитория уже понимает».

Пол Хеллман, американский бизнес-консультант, мотивационный спикер и эксперт по эффективной коммуникации, который работал с такими крупными компаниями, как Boeing, New Balance и NASA, в своем бестселлере ««У вас есть 8 секунд. Как презентовать и продать идею» советует сфокусироваться на трех основных стратегиях: фокус, разнообразие и авторитет.

8 секунд ― это то «золотое время», когда вы должны захватить внимание слушателя. Иначе, момент будет упущен. При этом, эксперт советует быть лаконичным, но сказать обо всем, что важно и что вы не будете говорить. Например, вы можете сказать что-то вроде «я не буду утомлять вас описанием 273 опытом, это скучно, расскажу лишь о самых главных выводах, которые они предоставили…» Так вы сэкономите время без потери авторитета к вашей компетенции.

Ещё один определяющий момент ― удивление. Не ваше, а вашей аудитории, разумеется. Вы-то как раз должны выглядеть так, будто познали сокровенный дзен.

«Если вы скажете, что пришли сообщить о том, что ваша компания — лучшее место для работы, то вызовете скуку: каждый представитель компании так говорит. Попробуйте поставить себя на место слушателей, которые наверняка думают, что услышат что-то скучное. Удивите их.

Вот один из вариантов начать презентацию необычно: на слайде изображение тюрьмы. Вы говорите: “Дорогая аудитория, вам стоит меня послушать, чтобы не попасть сюда”. Цепляет? Несомненно», ― отмечает эксперт.

По словам Хеллмана, есть три основных (волшебных) способа привлечения внимания.

Быстрый фокус

Этот метод подойдет, когда у вас буквально пара минут на всю презентацию. Начните с конца, с вывода, а затем объясните, как вы к нему пришли, и повторите его.

Ещё один способ ― метод SOAR, основанный на структуре сторителлинга. Это английская аббревиатура. S (story — англ. история) — описываете контекст; O (obstacle — англ. препятствие); A (action — англ. действие); R (result — англ. результат).

Альтернативная формула ― XYZ. Хеллман поясняет:

«Когда случается X, вы чувствуете Y из-за Z». X — это проблема, Y — ваша реакция, Z — влияние на бизнес (работу)».

По его словам, даже самых блестящих аргументов недостаточно для того, чтобы убедить слушателя, потому что человеческое сознание ― достаточно сложная система, и основных каналов восприятия три, и каждый из них нужно задействовать. Это голова, сердце и руки.

То есть, прежде всего, вам нужно задать правильные вопросы, которые заставят аудиторию задуматься. Не лишним будет и апеллировать к чувствам и эмоциям. Для этого просите представить себе разные сцены, делитесь своими чувствами. Американский предприниматель Гай Кавасаки напоминает:

«Вы должны быть главным героем истории, это тут же переведет внимание на вас. Люди задумаются, поднимут глаза и станут слушать, потому что вы делитесь чем-то своим, личным».

Чтобы задействовать руки, смоделируйте желаемое поведение или, напротив, покажите, как не надо делать. Организуйте практическое упражнение.

Авторитетный вы

Очевидно, что лучше всего запоминается информация от спикера, у которого хороший имидж и харизма. И потому над ними надо работать.

Речь не только о вашем конкретном выступлении, но и об имидже вообще: соцсети, рекомендации, презентабельные фото. К слову, на самой презентации важен не только аккуратный внешний вид и зрительный контакт, но и ваше умение звучать. Ну и, конечно, драйв, то есть, те чувства и эмоции, которые вы транслируете вашим слушателям.

Вашей опорой может стать ваш статус. Это фрейм, который вы определяете сами, а потом начинаете чувствовать, вместе со своими слушателями.

Для того, чтобы лучше понять сам процесс, будет полезно прибегнуть к упражнению из книги «Номер 1» И. Манна. Оно называется «100 слов» и предлагает вам написать сочинение на 100 слов о том, что вы собой представляете и как характеризуете себя. Здесь определяющим фактором станет ощущение самодостаточности. Иными словами, вы пришли сюда не искать одобрения окружающих, а потому, что вы и ваша идея достойны того, чтобы о них узнал мир.

Впечатление о человеке основывается не на суммарных знаниях, а усредненной информации. Поэтому нужно сосредоточиться не на вашем послужном списке или проектах, в которых вы принимали участие, а на достижениях. Даже одного впечатляющего и интересного факта хватит для создания правильного впечатления. Мотивируйте себя тем, что гости уделили вам время, потому что хотят попасть в новый мир, познакомиться с новыми вещами и интересными идеями, стать их частью.


Комментарии
Читать также
Спич, пока горит спичка: в чем секрет успешной презентации на 60 секунд
Проблема перевода: какие пять языков помогут в переговорах с китайцами,  и как их выучить

Про оскорбительные шапки, правило двух рук и чек-лист для подготовки