Вундеркинд — это человек, чье будущее остается в прошлом: почему не стоит растить из детей гениев

Про опасные мифы, неоправданные риски и полезные практики

Гениальность — одна из самых спорных тем всех времен. Нет четкого представления о том, как она появляется и можно ли ее взрастить, тем не менее существует множество «новаторских курсов» и гуру, рассказывающих о том, как воспитать одаренного ребенка. Сегодня SharesPro рассказывает о том, почему такая политика может быть разрушительной.

Слово «вундеркинд» в переводе с немецкого значит «чудесное дитя». Некоторые дети невероятно успешны в какой-то одной дисциплине, а по другим отстают от сверстников, — это называют синдромом саванта, от французского idiot savant («ученый идиот»). Генетики считают, что гениальность — это не присутствие каких-то особых генов, а их уникальное сочетание, случайная комбинация.

Таким образом, гениальность не наследуется и не повторяется в поколениях.

Миф о вундеркиндах мог появиться еще в 1700-х годах одновременно с возникновением идеи всеобщего равенства. Исследования проводили только с мальчиками, исходя из социальных понятий той эпохи. Было выдвинуто предположение, что мальчики рождаются равными и пользуются равными возможностями в жизни, однако некоторые дети все же рождались с гораздо более высоким интеллектом, чем другие.

Так зародился миф о том, что вундеркинды обречены на взрослую жизнь в безвестности и нездоровье, и он просуществовал еще почти два века, пока доктор Льюис Терман не опубликовал в Стэнфорде результаты своего 30-летнего исследования 1500 вундеркиндов. Терман писал, что вундеркинды не только не превращались в болезненных, одиноких неудачников, но, как правило, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. Его открытия побудили многих назвать Термана крайне «недемократичным».

В исследовании Термана принимали участие как мальчики, так и девочки, однако никто из них впоследствии не стал гением ни в одной из областей науки или искусства вопреки тому факту, что их IQ варьировался от 140 до 200, наивысший балл получила 7-летняя девочка с умственным возрастом, равным 14 годам. Впоследствии группу этих детей прозвали «термитами», у каждого из них был примерно одинаковый психологический образ.

Типичный одаренный ребенок воспитывался в семье с уровнем образования и доходом выше среднего, обладал превосходной памятью, острым умом и широким кругозором. Как правило, отец такого ребенка был профессионалом — врачом, юристом, профессором или бизнесменом. В его домашней библиотеке было в среднем 328 книг. Он быстро научился читать в возрасте 5 или 6 лет, и к 10 годам он пропустил один класс, начав учебу выше своей возрастной группы.

Дома типичный «термит» читал больше хороших книг, чем большинство детей его возраста, но не был книжным червем. Он играл и знал правила большего количества игр, чем его обычные одноклассники, не менее успешно занимался спортом и с энтузиазмом собирал жуков, монеты, наконечники индейских стрел и обложки спичечных коробков.

Любопытно, что дальнейшая жизнь у них сложилась по-разному: большинство построили успешную карьеру и семью, а у кого-то начались проблемы с законом, или же «термит» вел обычную, ничем не примечательную жизнь.

«Обычно мужчина первым говорил своей супруге, что он “термит”. Женщины чаще перестраховывались, скрывая свой интеллект», — писал профессор Терман.

Это доказывает, что уровень IQ значит многое, но далеко не всё.

«Иногда весьма значительное опережение у вундеркинда связано не столько с подлинной одаренностью, то есть с умственным развитием, сколько, скажем, с исключительной памятью. С точки зрения усвоения знаний блестящая память — это неплохо, но знания сами по себе, без критического мышления, без яркой познавательной мотивации сейчас уже мало что значат. <…> Для высоких достижений в любой области науки и практики необходимо нестандартное, творческое, и еще критическое мышление. Если этого нет, то все достоинства такого одаренного человека пригодятся разве что для составления энциклопедий или успешного участия в конкурсе знатоков — синдром Анатолия Вассермана.

Для большинства из них актуально замечательное определение «Вундеркинд — это человек, чье будущее остается в прошлом», утверждает Виктория Юркевич, профессор кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования МГППУ.

«Самое главное, чего не должны делать родители одаренных детей, это воспитывать их как гениев. Детям, выросшим с осознанием собственной исключительности, будет очень трудно жить, создавать семью, общаться с людьми, да и просто развиваться как личностям. Не забывайте старинную мудрость садоводов: «Растения не вырастут быстрее, если за них тянуть», — отмечает детский психолог Елена Яковлева.

По словам профессора Высшей школы экономики, заведующего Лабораторией социологии образования и науки ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниила Александрова, есть черты характера, без которых никакие специальные способности не будут реализованы, а сверхожидания могут навредить:

«Если вы не умеете концентрироваться или все время падаете духом от малейших неудач, никакие специальные способности не удастся реализовать. Потому что специальные способности требуют усилий и в развитии, и в долгосрочной реализации. <…> У них могут быть особенности развития. Более того, у них чаще встречаются разные формы расстройств аутистического спектра, например синдром Аспергера, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности. Или еще что-то.

Но главное, на них падает груз ожиданий родителей и нагрузка непрерывных занятий. У них может сформироваться перфекционизм, который мешает им реализоваться. У них возникает усталость от занятий и от родительских ожиданий. Но это же не их выбор. Это вина родителей, если их перегружают, а не качества детей со способностями. Не надо мучить детей. Это никому не поможет, в том числе гениям».

Зачастую талант проявляется не в раннем, а в подростковом возрасте или даже позже. Кроме того, далеко не всегда курсы профориентации или психология, направленная на выявление каких-либо уникальных способностей, оправдывают себя:

«Надо сказать, что вообще массовая ранняя диагностика специальных способностей — занятие распространенное, но абсурдное и вредное. Всерьез заниматься психодиагностикой развития в раннем возрасте сложно, это требует специальных нейропсихологических тестов и высокой квалификации психолога», — добавляет эксперт.

Похожей позиции придерживается и автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Академия монсиков» Виктория Шиманская, которая считает стресс главным демотиватором и регрессором развития:

«Заставляя детей развиваться ускоренными темпами, родители отбирают у них ресурсы, необходимые для развития эмоциональной и физической сфер, и передают им навыки, к которым ребенок не готов ни физически, ни психологически, ни эмоционально. Находясь под непрерывным давлением, испытывая страх перед наказанием или порицанием, ребенок впадает в сильнейший стресс, депрессию и апатию. А это оказывает негативное влияние на биохимические процессы мозга, включая развитие познавательных процессов, что неизбежно приводит к обратному эффекту — регрессу интеллектуального развития».

В интервью Forbes эксперт предлагает пять техник для здорового эмоционального развития ребенка: 

Выявление естественного интереса: можно познакомить ребенка с какой-то темой, например исторической, начав с вопросов: «Что ты об этом уже знаешь?», «Что бы ты хотел об этом узнать?». Виктория Шиманская говорит о «педагогике смыслов», потому что ребенку важно понимать, для чего ему та или иная информация.

Мир эмоций: поговорите с ребенком о его чувствах, даже самых незначительных впечатлениях. Поводом для разговора может стать любая ситуация, когда родитель или ребенок объясняют, почему они радостны или расстроены, простым и понятным языком.

Семь видов контента: предложите ребенку изучить интересную тему с семи сторон. Например, в процессе изучения подводного мира каждый день недели уделяйте одному из занятий — чтению литературы о морских обитателях, лепке или походу в парк, чтобы покататься на роликах.

«Мир роботов»: попробуйте научить ребенка мыслить более гибко. Наблюдая за работой людей в магазине, поликлинике или в школе, спросите, например, у ребенка: «А если это действие будет выполнять робот, как тогда изменится эта профессия?»

Игра на развитие вариативного мышления: «Соедини три слова». Возьмите наугад три любых слова и предложите ребенку описать ситуацию, в которой все эти три слова можно использовать в одном предложении: например, «гусь», «куст», «машина». Получится: «Когда проехала машина, гусь спрятался за куст».

Нет ничего плохого в том, чтобы поддерживать и стимулировать способности ребенка в каких-то увлечениях, помогать ему работать над ними. Однако в этом процессе важно быть аккуратным и уметь держать дистанцию, позволяя детям естественным путем выбрать то, что им ближе, не осуждая их за результат, потому что детская психика очень хрупкая.

Каждому родителю хочется верить, что его ребенок обладает талантом или даже гениальностью, но в некоторых случаях слепое стремление реализовать родительскую мечту приводит не только к нулевому результату и психическим надломам, но и к умственному и эмоциональному регрессу, который не всегда может быть обратимым.


Комментарии
Читать также
Богаты без зарплат: как материальное положение семьи может навредить ребенку

И как грамотное воспитание определяет финансовый успех в будущем