Внутри космического корабля: как воспитать успешного и счастливого ребенка

Про секретную формулу, первооткрывателей и один любопытный случай

Мир меняется каждый день, и чем быстрее это происходит, тем быстрее в нем растут дети, и тем сложнее становится процесс их воспитания. Иногда проблема даже не в том, чтобы вырастить человека успешным, а в том, чтобы в процессе он остался счастливым. О том, как все это совместить, и какие советы вам могут дать психологи и специалисты Кремниевой долины ― в этом материале.

Формула 1

По мнению экономиста и преподавателя Гарвардского института Рональда Фергюсона, ключ к решению экономических проблем любого государства ― в исправлении ошибок в образовании.

Фергюсон провел множество интервью с известными предпринимателями Кремниевой долины, спортсменами, политиками, музыкантами и их родителями. В результате он разработал универсальную формулу воспитания, о которой рассказал в своей одноименной книге «Формула».

Она представляет собой восемь ролей или наборов моделей поведения, каждую из которых берет на себя один или оба родителя в определенный период жизни ребенка. Иногда это может быть другой человек, но базовое описание этих моделей универсально для любой семьи вне зависимо от культуры, менталитета и страны проживания.

Партнер раннего обучения

В первые пять лет жизни мозг ребенка развивается до 90% от своего максимума, поэтому именно в это время очень важно уделить время развитию будущей личности, через игры и исследования окружающего ребенка мира. Важно и приучать ребенка к книгам и закладывать в нем привычку стремления к знанию.

Кроме того, стоит задавать ребенку вопросы, ответы на которые ему придется искать самому. В этом случае он будет расти уверенным в своих способностях.

Бортинженер

Когда ребенок идет в школу, партнер раннего обучения уступает место бортинженеру. Как и в случае с космическим кораблем, бортинженер-родитель следит, чтобы все системы работали без перебоев и с пользой для ребенка. Бортинженер вмешивается только в том случае, если возникает проблема. Например, у ребенка ухудшилась успеваемость или отношения с одним из преподавателей.

Стоит отметить, что эта роль, как и предыдущая, определяют не только конкретный период детства любого человека, но и закладывают фундамент, определяющий все его будущее. Они идут в строго определенном порядке, а вот роли, описанные ниже, могут чередоваться или дополнять друг друга.

Наладчик

Если бортинженер решает уже существующие проблемы, то наладчик ― ещё не появившиеся, но вполне вероятные. Он напоминает гида в дикой местности, который находит максимально безопасную тропу и спасает туристов от опасности.

Наладчик может убирать препятствия с пути ребенка как сам, так и с помощью ресурсов других людей. В этом случае родитель-наладчик находит тех, кто может помочь ребенку, направить его и предоставить ему трамплин к успеху.

Первооткрыватель

Родитель-первооткрыватель ― это тот, кто помогает ребенку увидеть как можно больше перспектив в окружающем его мире. Например, через походы в театры и музеи, через путешествия и интересные встречи с выдающимися людьми и так далее. То есть, его задача ― рассказать ребенку о том, чему он может научиться и кем стать в будущем. Это можно сделать и в творческой форме ― нарисовать совместную картину или пофантазировать вместе.

Коме того, первооткрыватель не уходит в прошлое, он растет вместе с ребенком, и со временем может показать ему уже больше локаций и интересных людей.

Мастер или философ

Эта роль «открыта» для родителя с самого начала и заключается в том, чтобы дать ребенку моральное основание для жизни, рассказать ему о своем мировоззрение, которое сформирует его как личность и станет надежной опорой и ориентиром в будущем.

Так, многие известные сегодня и успешные люди, по словам Фергюсона, росли в нищете. Однако их родители воспитывали их с мыслью о том, что бедность неприемлема и нужно усердно трудиться, чтобы её избежать. В пример эксперт приводит семью Джарелла Ли.

Ещё до 30 лет он стал директором школы и до этого успешно окончил Гарвард. Ли рассказывал, что его мать убедила его в том, что несмотря на стереотип о том, что ученики из бедных семей не способны соревноваться с ровесниками из состоятельных, он должен усердно учиться и стремиться быть лучшим среди остальных.

Пример

Однако мало просто рассказать ребенку о своем мировоззрении. Важно подтверждать собственные принципы жизни на своем примере. Только в этом случае урок будет успешным. Поведение родителей должно отражать их взгляды на мир.

Так, Джарелл Ли рос, наблюдая, как его мать в одиночку растит его и сестер и параллельно успевает учиться на курсах в университете, проявляя то упорство, трудолюбие и целеустремленность, которому она учила его.

Посредник

Родитель-посредник учит ребенка быть свободным и самостоятельным. Он показывает ему рамки допустимого, но в то же время предоставляет право выбора, поощряет задавать вопросы и искать ответы самостоятельно.

Разумеется, процесс обретения независимости проходит под родительским контролем, когда посредник может отговорить ребенка от плохого решения или указать на необходимые требования, однако у ребенка должно быть право голоса.

В этом с Фергюсоном солидарна и клинический психолог Юлия Таланцева. Она добавляет:

«Предлагать ребёнку выбор можно уже с двух-трёх лет. Положите перед дочкой два платья, и пусть она выберет сама, в каком пойдёт гулять. А у 8-летнего сына вполне можно поинтересоваться, какую секцию он хочет посещать — плавания или гимнастики. Это поможет ребёнку осознать, что он сам в состоянии управлять своей жизнью, нести ответственность за собственные решения».

Навигатор

Это заключительная роль в процессе выстраивания отношений между родителями и детьми. Навигатор ― это те советы и мудрые наставления, которые будут с ребенком всю его жизнь с момента, когда он покинет родительский дом, даже когда родителей уже не будет рядом.

Они помогают не сбиться с пути во время достижения целей и не потерять уверенность в себе в трудной ситуации.

Как пишет психолог Юлия Таланцева, большую роль в воспитании счастливого человека играют семейные традиции:

«В счастливых, крепких семьях вырастают счастливые дети. Вводите в семье традиции и соблюдайте их. Это могут быть празднование Нового года, поездки на дачу, совместные походы в кино, зоопарк и многое другое. Вырастая, ребёнок начнёт вводить эти традиции в собственной семье».

Выход за пределы

В свою очередь психолог и арт-терапевт Татьяна Ващенкова убеждена, что современные дети стремительнее развиваются и тоньше чувствуют окружающий мир, а потому и требования к родителям выше. Именно родители, а не планшет, должны стать для ребенка источником информации, потому что в раннем детстве дети особенно быстро привыкают к цифровым игрушкам, и в результате информация становится номинальной и обесценивается, а мир становится уже. Кроме того, у ребенка формируется нездоровый эгоизм, ему кажется, что мир ему должен, потому что любую информацию можно получить за два клика, и все это приводит к конфликтам с родителями.

Чтобы оставаться для ребенка авторитетом даже в пубертатный период, не переставайте развиваться сами, будьте для него интересным.

«Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети — лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним.<…> Чем опасен переходный возраст? Подростков привлекают сила и авторитет. И если их нет в семье, они найдут их где-то еще, и чаще всего это будет сомнительный или даже опасный источник. Авторитет нужно завоевывать не через наказания, а посредством коммуникации, благодаря искренности и открытости, формируя безопасное пространство доверия и безусловной любви. Если значимость и авторитет родителя падает, ребенок просто «уходит» из пространства семьи. И тогда уже бесполезно морализировать, рассказывать про хорошо и плохо, угрожать и требовать. Это уже не воспитание, а выход за пределы детско-родительских отношений», ― отмечает эксперт.

Комментарии
Читать также
Школа — это отстой: воспитание детей с точки зрения Маска, Гейтса и Джобса
«Дайте ребенку отдохнуть»: Екатерина Шульман о воспитании и образовании

Почему школе необязательно быть новаторской, а семье — главным приоритетом в жизни