Весь коллектив компании собирается и выкрикивает «Давай!»: тонкое искусство бизнеса в Китае

Про сохранение лица, культуру подарков и ненастоящие визитки

В этом материале SharesPro продолжает рубрику о бизнес-культуре разных стран. В прошлый раз мы рассказывали про особенные шутки английских бизнесменов, а сегодня речь пойдет о самобытной культуре мира Поднебесной.

Командный дух, кнут и пряник

Главная особенность деловых отношений в китайских компаниях — сочетание связей и профессионализма. Сотрудники чаще всего устраиваются на работу благодаря знакомству с другими сотрудниками, но при приеме на работу учитываются не только рекомендации, но и качество образования и опыт кандидата.

«Кроме родственных связей и преемственности, важный стимул для слаженной работы всех сотрудников — формирование особой воодушевляющей атмосферы. Для этого весь коллектив компании (фирмы, отдела) собирается утром и вечером и выкрикивает определенные слова, например: “Давай! Давай!” Этот простой прием создает командный дух и стимулирует людей работать на общий результат», — рассказывает профессиональный китаевед Анна Кузина.

Китайские бизнесмены считаются очень трудолюбивыми людьми, однако подобное рвение обусловлено не только личными качествами, но и жесткой системой контроля.

Каждый сотрудник ежедневно, еженедельно и ежемесячно обязан сдавать отчет в электронном виде. Для этого используются специальные программы. Кроме того, в течение 20 лет в стране действует электронная система считывания времени, проведенного сотрудником на рабочем месте, по лицу или отпечаткам пальцев, поэтому опоздания сразу фиксируются, и нарушитель получает крупный штраф. В условиях жесткой конкуренции персонал старается не нарушать правила, иначе завтра на место может прийти другой, более пунктуальный и ответственный кандидат.

Однако наряду с кнутом в бизнес-системе Поднебесной используют и пряник. Например, в компании Tencent в случае переработок сотруднику предлагается вкусный ужин и такси до метро.

Все важные вопросы рядовые сотрудники решают с начальством. В компаниях почти ежедневно проводятся совещания для оптимизации работы, а решения, касающиеся крупных проектов, всегда принимаются только на государственном уровне.

Если в китайской компании работает иностранец, отношение к нему более лояльное, но при условии что тот стремится учить китайский язык и вникать в нюансы корпоративной этики. В противном случае вектор отношения меняется на противоположный. Китайцы ждут от своих деловых партнеров уважения к своей культуре и обычаям, поэтому, если перед переговорами вторая страна пренебрегла хотя бы поверхностным ознакомлением с этой сферой, добиться положительного результата будет сложно.

Тем не менее за первые пять месяцев 2021 года использование иностранного капитала выросло на 35,4%. По словам представителя Министерства коммерции КНР Гао Фэна, инвесторы во всем мире на практике показывают, что Китай остается важным направлением для крупных вкладов.

Большую роль в китайском бизнесе играет статусность. Еще с древних времен в Китае особенно чтили иерархию чинов, и по отношению к каждому из них существовал особый кодекс.

Культ лица

В современном Китае к начальнику всегда обращаются на «вы» и пропускают вперед. Здороваясь с начальником, работник слегка опускает голову. Тем самым он показывает, что преклоняется перед руководством. При этом в Китае размыта роль начальников и подчиненных, ведь даже руководитель может выполнять ту же работу, что и другие работники, для общего блага.

Все, что происходит в китайском социуме, делается на основе нужности, чувства долга, гордости и «сохранения лица». Для китайцев важно чтить свое лицо именно перед некой референтной группой, чье мнение для них важно. Занимаемая авторитетная должность настолько важна для китайских бизнесменов, что в визитках они нередко указывают свою должность выше, чем она есть на самом деле, в том числе и потому, что для них приоритетно сохранить (а по возможности и повысить) не только свое достоинство, но и статус компании. Исключение составляют случаи присутствия рядом вышестоящего руководства.

Китайцы обращают внимание и на должность сотрудника, который будет вести переговоры. Если для решения вопроса компания отправляет клерка или рядового менеджера, китайцы оценивают такой поступок как неуважение или свидетельство неважности встречи для партнера.

Манкирование должностью — не единственное средство создания правильного бизнес-образа в Поднебесной.

«Если отношения с партнером только выстраиваются, китайцы пускают в ход тяжелую артиллерию: это может быть люксовая одежда, дорогая машина. Китайцы любят покупать брендовые вещи, ездить на Bentley, Rolls-Royce. Для них это визитная карточка в мире бизнесменов и влиятельных людей», — добавляет эксперт.

Любопытно, что китайский миллиардер может прийти на переговоры в свободной и простой одежде, и догадаться о его статусе можно только с помощью наводящих вопросов про сферу и опыт работы, а значит, принять правильное решение о ведении переговоров.

Намеки и подарки

Культура взаимного обмена, в том числе и подарками, еще один важный пункт в политике ведения бизнеса в Поднебесной. В Китае работает принцип «ты — мне, я — тебе», поскольку происходит постоянный равноправный обмен временем, идеями, деньгами. Если вы не готовы что-либо дать взамен, лучше вовсе не начинать переговоры, а если китайский партнер преподнес вам подарок, следует сделать ответный жест.

По словам Николая Мерного, директора по логистике компании «Вымпел Логистик», эксперта в области внешнеэкономической деятельности, жесткая тактика ведения переговоров, характерная для европейских стран, в Китае приведет к противоположному результату.

Если в Европе принято говорить прямолинейно и честно, вести разговоры жестко с позиции сверху, на планерках коллеги могут открыто ставить под сомнение любое высказывание друг друга и обсуждать или критиковать конкретные идеи, то в Поднебесной все иначе: не стоит при людях высказывать собственную неуверенность в адекватности и эффективности предлагаемых китайскими коллегами решений, иначе можно нажить врагов даже в том случае, если на словах вам удалось одержать верх.

Таким образом, бизнес в Китае обладает особой культурной спецификой, которую, даже если она выражается в мелочах, необходимо учитывать при сотрудничестве с китайскими партнерами. Кроме того, особенность бизнес-культуры Поднебесной — сочетание исторической картины мира и современных нововведений, которое в большинстве случае обеспечивает бизнесу быстрое и эффективное развитие.

Комментарии
Читать также
Лежим ровно: как пандемия глобальной усталости влияет на бизнес
Буратино в стране финансов: как родители «приучают» детей к бедности
Хорошая шутка может спасти положение: как устроен английский бизнес

Про безжалостную пунктуальность, гибкий рабочий стол и опасный юмор