Умный товарищ — половина дороги: 6 советов по ведению бизнеса с другом

О том, как избежать ссор, остаться друзьями и быть успешным

Начать легко, но продолжать — тяжелая работа. Менее 20% партнерских отношений длятся больше пяти лет. Почему так происходит, если вначале всё было более чем хорошо?

Основной причиной неудач деловых партнерских отношений является разрыв между учредителями. В России, например, распадаются больше половины браков — часто потому, что пара предполагала, что всё будет продолжаться так, как началось, и забывала вкладывать время и энергию в отношения.

Вести бизнес с другом еще сложнее, потому что возникает дополнительное давление, связанное с деньгами, стратегией и персоналом. В любом бизнесе отношения создают культуру, а культура создает успех. Чтобы быть успешным, необходимо постоянно инвестировать в свои отношения.

Отличный бизнес и отличная дружба — это, конечно, замечательный, но нечастый исход. Отличная дружба и бизнес «так себе» могут быть намного лучше, чем отличный бизнес и «ядовитая» дружба.

1. Четко сформулируйте цель

Зачем вы оба это делаете? Если просто в надежде заработать денег, то этого вряд ли будет достаточно. Если у вас обоих есть страсть и четкая цель, которым будет соответствовать общий бизнес, это поможет вам обоим пережить предстоящие бури.

Страсть и цель — это то, что интуитивно понятно вам обоим и будет поднимать вас с постели по утрам, чтобы прилагать максимум усилий для воплощения мечты в жизнь. Если ваша цель — купить Porsche, что произойдет, когда он у вас появится? Если ваша цель — изменить мир, то вам предстоит большое, сложное и захватывающее путешествие.

Один из способов определить, одинаковые ли у вас цели, — взять большой лист бумаги и несколько цветных ручек. На одном листе следует нарисовать отдельные картины жизни прямо сейчас, а на другом — представление о той жизни, какую вам хотелось бы видеть в будущем.

Обменяйтесь листами, сравните изображения и посмотрите, какие есть сходства, какие различия и как бизнес вписывается в каждую картину. Если есть совпадения — отлично. Обсудите, что вам нужно для идеального будущего. Если есть существенные различия, то, возможно, вам обоим стоит отправиться в разные путешествия.

2. Проясните свои цели

Теперь, когда у вас есть цель и пункт назначения, как проверить прогресс? Необходима ясность в отношении того, что важно, а также наличие мер — как перспективных, так и ретроспективных.

На первом всплеске энтузиазма работа с регулярной отчетностью может показаться скучной и отвлекающей. Если вы хотите превзойти 80%-ный показатель отказов, вам нужно избегать менталитета «скоро все будет хорошо». Нужна дисциплина — важно регулярно отчитываться друг перед другом о показателях и общем состоянии бизнеса. В противном случае мечты превратятся в мираж.

Вам также необходимо определить точки на пути, чтобы вы знали, идете ли вы по курсу или сбились с него. Если ветры или приливы изменились, вам обоим нужно договориться о том, какие изменения курса необходимы.

Также обязательно надо обсудить продолжительность поездки. Какова ваша стратегия выхода и временные рамки? Нет ничего хуже ситуации, когда партнеру всё надоело, и он хочет спустить спасательный плот посреди океана и оставить другого плыть в одиночку.

3. Проясните свои роли

Обычно в бизнесе существует пять стадий роста. На всех этих этапах у двух друзей будут разные роли. В новом бизнесе всё делают основатели. Весело и увлекательно, когда все растут благодаря творчеству и совместным усилиям. Это этап рождения, стадия существования.

Второй этап — это выживание, где энтузиазм и упорный труд необходимы для получения денег. Это этап, когда у вас появится больше персонала, должны быть более четко определены роли и обязанности, мудрое лидерство.

Третий этап — это успех. Бизнес становится «взрослым», и вмешивается необходимая, но кажущаяся скучной рутина. У вас должны быть системы, процедуры и делегирование полномочий. Это тот момент, когда предприниматели могут столкнуться с кризисом контроля, поскольку они больше не решают всё.

Четвертый этап — это взлет. На этом этапе требуется четкая координация и даже руководство среднего звена.

Пятая стадия — зрелость. Это когда инвестиции начинают приносить плоды, и большая окупаемость может показаться возможной. Основатели будут меньше вовлечены в повседневную работу и могут начать чувствовать себя оторванными друг от друга и бизнеса.

Два друга могут отправиться в это путешествие с разной скоростью, но оба должны четко представлять, на какой стадии находится бизнес, и придерживаться соответствующих ролей.

4. Откалибруйте свои отношения

Отношения необходимо развивать, иначе пострадаете и вы, и бизнес. На регулярной основе нужно обсуждать хотя бы шесть спектров совместных отношений.

Общение

- Способны ли вы оба выразить свои чувства и быть по-настоящему выслушанными?

- Есть ли какие-то неприятные темы, которые вам надо обсудить?

Связь

- Насколько вы чувствуете связь друг с другом?

- Так ли крепка ваша дружба, как раньше?

Обязательства

- Вы в равной степени привержены успеху бизнеса?

- Вы хотите, чтобы каждый из вас был счастлив и удовлетворен?

Веселье

- Когда вы двое в последний раз веселились вместе?

- Вы так сосредоточены на работе, что совместный отдых — это далекое воспоминание?

Рост

- Действительно ли вы оба растете как личности?

- Ваша дружба растет и процветает?

Доверие

- Доверяете ли вы друг другу безоговорочно?

- Можете ли вы положиться на то, что друг будет рядом в трудной ситуации?

5. Ведите честные и открытые разговоры

Расхождения во мнениях неизбежны, и это хорошо, если они создают здоровый конфликт, который можно разрешить. Если вопросы останутся без ответов, они будут только множиться, и в конце концов атмосфера в коллективе может стать токсичной. Часто деловые партнеры отдаляются друг от друга именно потому, что не высказываются открыто и накапливают обиду.

Отличная идея — запланировать еженедельную встречу, на которой следует посвятить час тому, чтобы поделиться тремя вещами, которые хорошо зарекомендовали себя в ваших деловых отношениях на этой неделе, и одной вещью, которая может быть еще лучше. Это даст вам обоим время сосредоточиться на ваших отношениях, а не на бизнесе, и разобраться с мелкими проблемами до того, как они станут серьезными.

6. Составьте план «что, если»

Как сказал недооцененный философ Майк Тайсон: «У каждого человека есть какие-то планы, пока он не получит по голове».

Многие успешные партнерские и дружеские отношения рухнули из-за метафорического удара в челюсть. На ранних стадиях развития бизнеса действительно важно обсудить и составить план «что, если». Его можно отложить и забыть до тех пор, пока не произойдет что-то маловероятное.

Комментарии
Читать также
Клиент это босс, прибыль — результат: правила бизнеса эффективного управленца
Все легко дается: чем вредны истории чужих успехов
Вам уступят, если вы понятны: почему важно сразу строить правильный имидж в бизнесе

Как быть тем, с кем захочется иметь дело