Улыбаемся и пашем: что разрушает мотивацию в коллективе и как этого не допустить

Про эффект «социальной лени», добрые слова и полезные стратегии

Надежная и трудолюбивая команда — одна из ключевых составляющих успеха компании. Но иногда слаженную работу коллектива могут нарушать демотиваторы, из-за которых сотрудники становятся вялыми и безынициативными. SharesPro разбирается, почему это происходит и как исправить ситуацию.

Не существует идеальных руководителей, а точнее, их достаточно сложно найти, как и подобрать лучшего в своем деле сотрудника. Однако еще сложнее организовать бизнес-процессы таким образом, чтобы постоянно поддерживать внутри коллектива здоровую психологическую экологию.

Основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон утверждает

«Основная причина того, что персонал становится безынициативным, состоит в том, что сотрудники постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые никто не может решить раз и навсегда».

Зачастую такая ситуация связана с недостатком внимания со стороны лидера компании к мелким на первый взгляд проблемам. Вот несколько возможных причин, по которым у человека может снижаться мотивация к работе.

Отсутствие одобрения

Некоторые люди считают, что отсутствие критики уже форма одобрения, но это не так. Успехи сотрудников не должны восприниматься как должное, они требуют констатации — хотя бы в виде небанальных слов позитивной оценки и поддержки. Согласно теории Фредерика Герцберга, признание — один из важнейших мотивационных факторов, поэтому вербальные и невербальные или материальные жесты одобрения в виде премий, бонусов или интересных проектов могут быть очень полезны, а иногда необходимы для возвращения к рабочему настрою.

Кривой горизонт ожиданий

Герцберг делит рабочие факторы на «гигиенические» и «мотивационные», которые частично были отражены в предыдущем пункте. Гигиенические факторы — это степень соответствия рабочих процессов ожиданиям сотрудника и условиям рынка: размер оплаты труда, отношения с руководителем, стиль управления, условия работы. Присутствие этих составляющих не является мотиватором само по себе, но отсутствие или ухудшение одного из них может серьезно повлиять на рабочий процесс. В сложных ситуациях постарайтесь обосновать причины изменения рабочей ситуации в негативную сторону максимально корректно и логично. В этом случае коллектив будет сохранять свою продуктивность даже в условиях дисбаланса.

Эффект Рингельмана

Его второе название — эффект «социальной лени». Главной предпосылкой этого явления может стать неоправданное распыление ответственности за конкретную задачу на большую группу исполнителей. В этом случае происходит деиндивидуализация и ощущение утраты личности и, как следствие, снижение ответственности за следование социальным нормам. В случае маленьких проектных групп и продуманного назначения ответственных людей анонимность как вредный фактор исчезает.

Отсутствие четких KPI, профессионального роста и игнорирование потенциала

Отсутствие четких, правильно обозначенных целей ведет к непродуктивной импровизации на рабочем месте и отсутствию ожидаемого результата.

Иван Ильин, сооснователь и главный редактор Neo HR, отмечает, что источником мотивации сотрудника может быть только он сам:

«Корень всего — в правильном формировании коллектива, исходя из потенциала кандидатов, а работа с мотивацией, которая, безусловно, необходима, вторична. Я согласен с Брайаном Трейси, который считает, что мотивировать людей невозможно, но можно устранить факторы, которые мешают работникам самим мотивировать себя».

Структурные ограничения в компании и пренебрежение разницей между квалификацией профессионала и его позицией могут привести к микроконфликтам. Часто неординарные идеи в команде — ценный взгляд со стороны или альтернативное решение, которое может принести выгоду при должном внимании и анализе.

Во втором случае полезным может стать прием изменения статуса без должности и наделение сотрудника временной повышенной ответственностью, которая значительно увеличит внутреннюю мотивацию.

Важно, чтобы в компании присутствовала корпоративная культура как во время рабочих процессов, так и вне: мероприятия, совместные выезды, традиции и так далее.

Это поможет каждому человеку в компании почувствовать свою значимость как профессионала, а не шестеренки в общем механизме одного большого бизнеса, потому что далеко не всегда заработная плата — единственная причина, мотивирующая работать.

В AT&T существует онлайн-система, в который любой желающий работник может оставить предложение по оптимизации деятельности компании, повышению продаж и так далее. Подобная практика действует и в Google, и во многих других корпорациях. Людям важно знать, что к их мнению прислушиваются, потому что это повышает самооценку, дает ощутить значимость личного вклада в общее дело и вдохновляет работать с еще большей отдачей.

В Facebook принято размещать посты о достижениях команды ежедневно, а в конце недели руководство объявляет лучших перед всем коллективом корпорации — поддержка коллег мотивирует работать и брать на себя максимум ответственности, в том числе и для самопроверки.

Неуважение и нарушение договоренностей

Марина Хомич, IT-менеджер и рекрутер компании Viber комментирует:

«Я уверена, что те времена, когда в работе были эффективны штрафы и нотации, уже давно прошли. Если мы говорим о сотрудниках, которые способны осознавать ответственность за свою работу, то с такими специалистами не будет проблем в принципе».

Кроме того, недомолвки, превышение полномочий, навязчивый контроль, эмоциональное давление — всё это причины, создающие пагубную рабочую атмосферу. Человеческий фактор невозможно полностью контролировать, и это нормально, однако внимательность к своим словам и действиям, доверие и умение делегировать ответственность — основополагающие инструменты для повышения эффективности работы вашей команды.

Старайтесь не допускать нарушения ожиданий сотрудника и предоставить ему максимум информации, даже, если она не всегда соответствует вашим желаниям.

«Уважение к другим — основа уважения к себе. Старайтесь проявлять чуткость по отношению к сотрудникам, их потребностям и особенностям. При этом не позволяйте им садиться себе на шею — управляйте личными границами, сохраняя уважение к другим и к себе. Ключевые инструменты проявления чуткости: слушание и эмпатия», — советует практикующий консультант по развитию команд топ-менеджеров и экс-руководитель проектов по развитию персонала в «Экопси Консалтинг» Максим Овчаренко.

По статистике, 88% сотрудников готовы трудиться сверхурочно, если работодатель о них заботится.

Итак, если представить ваш бизнес как сад, за которым надо ухаживать, чтобы в нем росли только здоровые и красивые цветы, то самыми опасными сорняками в нем будут факторы демотивации коллектива.

Ваша команда — одна из основных опор и трамплинов к успеху, поэтому разумная забота и понимание ответственности за свой коллектив, внимательность к деталям и продуманная система решения конфликтов помогут не только предотвратить потерю ценных кадров, но и повысить эффективность работы в целом.

Комментарии
Читать также
Гореть, но не выгорать: как сохранить себя и свой бизнес, будучи на пределе
Станьте тем лидером, за которым пошли бы сами: универсальные правила для предпринимателя

Советы и комментарии мотивационного гуру