«Учитесь у детей»: как футурологи наставляют бизнесменов

Про стиль мышления, новые ценности и метрики доверия

Пандемия кардинально изменила мир и стала жесткой проверкой всех сфер бизнеса, обозначив его сильные и слабые стороны. SharesPro рассказывает, о каких уроках не стоит забывать и как подготовиться к грядущим переменам.

За последние два года в нашей реальности появляется все больше неизвестных наряду с глобальными переменами в экономике, социуме и климате. Поэтому не стоит рассчитывать, что будущее станет более стабильным или определенным.

Изменчивость факторов, влияющих на мировые и локальные бизнес-процессы, требует внимательности и правильных стратегий, поэтому предприниматели всё чаще обращаются за помощью к футурологам на временной или постоянной, штатной, основе.

Такая политика — оптимальное решение, потому что реакция на проблемную ситуацию сразу после ее возникновения провоцирует лишнюю осторожность.

Вы упускаете новые возможности, потому что сосредоточены на решении одной конкретной задачи. Это приведет в лучшем случае к разочарованию и неэффективности, а в худшем — к полному краху. 

Подготовиться к переменам идеально невозможно, однако подготовить свою организацию к успеху в сложных обстоятельствах могут помочь советы бизнес-экспертов. 

Эйприл Рине, футуролог и глобальный лидер Всемирного экономического форума, предлагает несколько стратегий, о которых важно помнить.

Экспертиза перемен

Постарайтесь объективно оценить, насколько ваша организация готова или не готова к переменам. Какие перемены могут произойти и какие из них наиболее сложные, что делает их таковыми? Состояние общей усталости, туннельное зрение и тревожность, недоверие в команде или недостаток метрик — всё это лакуны, из-за которых последствия изменений могут пройти тяжелее.

«Сколько “стоят” усталость или доверие? Включить в бюджет их нельзя, но значение их трудно переоценить. Как и где вы учитываете такие вещи? В условиях постоянных перемен вам нужно множество метрик, а не только показатели краткосрочной продуктивности и квартальные отчеты», — напоминает эксперт.

Стиль мышления

Выбор между настроем и стратегиями должен быть очевидным: настрой. Правильное понимание ситуации приходит изнутри, когда человек готов привыкнуть к переменам и правильно принять их. В этом случае неприятное на первый взгляд событие может стать необычным опытом и эффективной возможностью для развития и роста компании. Четкость и гибкость должны быть частью культуры компании. Проявляться это может по-разному: от того, как вы говорите о переменах, до выстраивания приоритетов в стратегии, политике и управлении кадрами.

Интеграция принципа изменений

Важно понимать, что единственное постоянное слагаемое в постковидном времени — это перемены. Не гонитесь за иллюзией контроля. В некоторых случаях лучше пересмотреть свои ожидания, это поможет минимизировать стресс. Для начала можно изменить миссию и ценности организации, чтобы они лучше соответствовали изменчивости мира, но в итоге это должно быть основано на действиях, нормах и практиках. Доверяйте урокам неопределенности и не бойтесь делегировать ответственность, когда это необходимо.

Человек и цифровизация — это основа

Футуролог и председатель совета директоров экосистемы «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев уверен: для того чтобы не потерять бизнес, важно «монетизировать эмоции».

«Мир будущего будет построен на монетизации эмоций. Учитесь у детей! Это потребители будущего, которые принимают и осваивают быстрее взрослых только самые удачные из цифровых технологий. Дети — самые искренние и непосредственные потребители. Исследуйте их поведение и реакцию на новые продукты», — советует он.

По мнению эксперта, в будущем бизнес будет строиться на смарт-контрактах, а биржевые здания станут музеями, поэтому переходить к цифровизации следует уже сейчас. Как следствие, значительно уменьшится коррупция и возрастет скорость взаимодействия между людьми. Бизнес и технологии начнут существовать в мире антропономики, в котором комфорт, продолжительность жизни и доступность развлечений станут приоритетными ценностями для потребителей, а стоимость любого проекта будет определяться его глобальным смыслом, пользой для мира и экономией времени.

Цифровое будущее принесет возможности понимать и превосходить человеческий мозг, корректировать психические состояния и структурировать свободное время: речь идет об информационном детоксе и видеоэкологии. 

О неизбежности глобальной цифровизации предупреждает и футуролог Герд Леонгард в интервью РБК:

«Мы движемся к миру, где все расчеты будут вестись в цифровых деньгах. Я не имею в виду криптовалюту — в деньгах, которые выпускаются децентрализованно, не заинтересовано правительство ни одной крупной страны. <…> Это изменит и банковскую индустрию.

Например, если через десять лет мне понадобятся несколько тысяч долларов на новый грузовик, я не пойду в банк, а обращусь в интернете к “цифровому брокеру” — обычному физлицу, которое раздает займы в разных странах на любые цели». 

Эксперт отмечает, что эффективность не должна быть целью бизнеса. Вопреки прогнозам, триллионными становятся не те компании, у которых есть возможность монополизации, а те, которые умеют «создавать смыслы» и понимают, что именно нужно потребителю.

Кроме того, в последнее время растет тенденция на приобретение смешанных компетенций. Как правило, люди получают их с помощью платформ для самообразования, поэтому спрос на дистанционные курсы постоянно повышается.

«Используйте цифровых двойников для развития вашего бизнеса. Они уже становятся одним из главных инструментов аналитики и прогнозирования деятельности любой организации. Создавайте компании-единороги, которые будут зарабатывать на антропонимических ценностях. За такими платформами будущее!» — напоминает Кирилл Игнатьев.

Необходимость принимать неожиданные и сложные решения — закономерность, которая проверяет на прочность любую бизнес-организацию нашей планеты. По словам Ребекки Райан, основателя футуристического лагеря, многих закрытий компаний можно избежать, потому что некоторые причины краха иллюзорны и вызваны страхом:

«Сегодня мы гораздо сильнее в финансовом отношении, чем были во времена Великой депрессии и Великой рецессии. Компании должны сокращать ненужные расходы. Но они также должны инвестировать в области, которые помогут им добраться до “следующей остановки”.

Пришло время стать стройнее, а также по-настоящему задуматься о том, где мы можем играть самую большую роль в жизни наших клиентов. Нам нужно удвоить расходы в эти направлениях и восстановить наш бизнес».

Похожего мнения придерживается Рохит Бхаргава, эксперт по инновациям, основатель Non-Obvious Company и издательства Ideapress Publishing. Он 15 лет работал в качестве маркетингового стратега для Ogilvy и Leo Burnett, а в настоящее время преподает сторителлинг и маркетинг в Джорджтаунском университете. 

«Если вы владелец бизнеса, задайте себе вопрос и честно ответьте на него: была ли пандемия хороша или плоха для моего бизнеса? <…> Если ответы в основном отрицательные, возможно, пришло время диверсифицировать свой портфель.

Может быть, есть что-то, что вы можете сделать, что не заставит вас проигрывать, что-то, что происходит прямо сейчас, не происходит с вашим бизнесом. Желание, чтобы все вернулось на круги своя, это не стратегия. Если, услышав это, мы впадаем в панику, именно с этого и нужно начинать. Мы должны научиться не бояться».

Аудит будущего — это актуальная тема, которая только начинает свое развитие в сфере бизнеса. Однако уже в настоящие момент ценность футурологических прогнозов очевидна, как и необходимость подготовки к переменам не только на уровне диалога внутри компании, но и на уровне мышления каждого предпринимателя.

Комментарии
Читать также
Интернет-апокалипсис: как метавселенные формируют новую реальность для инвесторов
Пойми, чего ты боишься — и действуй: как страхи бизнесменов становятся суперсилой

О больших рисках и важных уроках