«Ты смотришь телевизор, а телевизор смотрит тебя»: почему Zoom-усталость так разрушительна

Про неестественную реальность, эффект сцены и парадоксы онлайн-работы

В последнее время с увеличением онлайн-встреч Zoom-усталость встречается у подавляющего большинства сотрудников компаний. Сегодня SharesPro объясняет, почему это происходит и как избежать неприятных последствий для здоровья каждого сотрудника и для бизнеса в целом.

С началом пандемии коронавируса и глобального локдауна люди по всему миру перешли на работу из дома, многие организации стали активно использовать виртуальные платформы вроде Skype или Zoom. Совещания в таком формате давали возможность поддерживать связь и одновременно с этим соблюдать социальную дистанцию, однако спустя несколько недель после начала пандемии появились такие понятия, как «Zoom-усталость» и «истощение от виртуальных встреч». Так появилась разработанная психологами шкала усталости от Zoom.

В 2020 году HBR совместно со специалистами из BroadPath провели исследование, в рамках которого изучали влияние Zoom-камеры на сотрудников бизнес-компаний. Об этом на HBR рассказывается так:

«В конце лета 2020 года совместными усилиями мы запустили исследование, в рамках которого ежедневно в течение месяца собирали данные 103 сотрудников BroadPath.

Мы случайным образом распределили участников, которые должны были держать камеры включенными или выключенными в течение первых двух недель исследования, а затем поменяли их местами на оставшиеся две недели эксперимента. Мы также попросили участников каждый день после работы проходить краткий опрос, чтобы фиксировать уровень их энергии. <…> Результаты нашего исследования, недавно опубликованного в журнале Applied Psychology, показали: использование включенной камеры положительно коррелирует с повседневным чувством усталости; корреляции между количеством часов, которое сотрудники проводят на онлайн-встречах, и чувством усталости не обнаружено.

Это указывает на то, что постоянное включение камеры во время встреч — основная причина утомляемости на удаленной работе».

Зачастую включение камеры приветствуется, поскольку принято считать, что это решает две задачи — по усилению вовлеченности и предоставлению каждому права голоса. По этой причине особенно примечательно, что, согласно результатам исследования, чувство усталости от использования камеры может фактически подрывать эти цели в некоторых ситуациях.

Камера увеличивает затраты на самопрезентацию для женщин и новых работников, что превращает камеру в антиресурс энергии и увеличивает усталость. Как правило, женщины сталкиваются с большим социальным давлением в организациях и, помимо прочего, становятся жертвами так называемого «эффекта ухоженности» и вынуждены уделять больше внимания уходу за детьми.

Что касается новых сотрудников, то статус «неопытного бойца» усиливает необходимость демонстрировать, что они хорошие исполнители, достойные своей организации.

Также они занимаются созданием профессионального имиджа и стараются вникнуть в социальные нормы, принятые на рабочем месте, что может быть сложно осуществимо в рамках видеоконференции с включенной камерой.

«Руководители должны играть ключевую роль не только в установлении организационных норм по обращению с камерой, но и в сборе обратной связи от сотрудников. Как часто они хотят быть в кадре? Следует ли предоставлять большую автономию в формате использования камеры? Каким образом можно изменить представление о том, как “выглядит” вовлеченность при выключенных камерах?

Наконец, по мере того, как мы описываем природу и влияние виртуальных рабочих мест на нашу жизнь, необходимо также изучать и новые технологии», — отмечают основатель и CEO компании BroadPath Дарон Робертсон, психолог, доцент Университета Джорджии Кристин Шокли и доцент и научный сотрудник на кафедре менеджмента и организаций Колледжа менеджмента Эллера Университета Аризоны Эллисон Габриэль.

Во время видеозвонка пользователь видит перед собой набор знакомых и незнакомых лиц с очень близкого расстояния. В этой ситуации затрудняется восприятие невербальных сигналов, благодаря которым человек может понять, слушают ли его, интересуются ли его словами, понимают ли смысл сказанного.

Чем больше участников, тем меньше экранной площади им достается и тем сложнее считывать такие сигналы, в особенности экстравертам, у которых сильнее развит этот навык.

«Мыслями мы вместе, но телом ощущаем, что на самом деле нет. Этот диссонанс, вызывающий противоречивые чувства, выматывает», — комментирует доцент бизнес-школы INSEAD Джанпьеро Петрильери. 

Он сравнивает звонки с просмотром телевизора, который люди зачастую включают, чтобы забыться и ни о чем не думать — люди в Zoom, напротив, ожидают участия в беседе, «словно ты смотришь телевизор, а телевизор смотрит тебя».

Профессор психиатрии из Университета Торонто Роджер Макинтайр отмечает: «Обычно при разговоре я, конечно, буду готов к тому, что собеседник будет на меня смотреть, но не буду думать, что кроме меня перед его глазами вообще ничего нет. В Zoom кажется, что все смотрят на тебя, но никогда не знаешь, кто на самом деле смотрит. Это подспудно вынуждает оставаться начеку, особенно когда звонок групповой».

Во время группового видеозвонка вам кажется, что все смотрят на вас, и это ощущение вынуждает всегда быть готовым к выступлению, к действию, что порождает нервное возбуждение и стресс, словно вы артист на сцене. Об этом как о первой причине пишет профессор коммуникации Стэнфордского университета Джереми Бейленсон, он опубликовал исследование, в котором назвал четыре основные причины Zoom-усталости.

В этом контексте Бейленсон говорит и о важности размера лиц на мониторе. Когда лицо другого человека настолько близко к нашему в реальной жизни, мозг интерпретирует это как напряженную ситуацию, которая может привести к конфликту.

 «Фактически, когда вы используете Zoom в течение нескольких часов, вы находитесь в гипервозбужденном состоянии», — утверждает эксперт.

В качестве решения доктор предлагает выключить полноэкранный режим, уменьшить размер окна видеосвязи или попытаться отойти от монитора, чтобы увеличить пространство между вами и лицами других участников Zoom.

Еще одна причина заключается в неестественности той реалии, в которой мы длительное время смотрим на свое отражение. Как если бы кто-то все время стоял напротив вас с зеркалом, пока вы разговариваете с людьми. Бейленсон сослался на исследования, доказывающие, что люди, которые видят свое отражение, более критичны к себе. 

Эксперт предлагает скрыть собственное изображение во время видеозвонка. Бейленсон также советует разработчикам не выводить изображение пользователя на экран по умолчанию.

Третья причина заключается в недостатке движения, что приводит к падению продуктивности. У большинства камер есть заданный угол обзора, поэтому во время видеозвонка человек, как правило, остается на одном месте. Это неестественно.

«В последнее время растет количество исследований, которые показывают, что когнитивные способности улучшаются, когда люди двигаются», — отметил Бейленсон.

Еще одна причина Zoom-усталости — повышенная когнитивная нагрузка. При регулярном личном взаимодействии невербальная коммуникация естественна, поэтому люди интерпретируют жесты и мимику других подсознательно. Но им приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы посылать и принимать невербальные сигналы в видеочатах.

Бейленсон советует делать «перерыв на аудио» во время длительных видеозвонков. Это значит не просто выключить камеру, чтобы отвлечься от необходимости быть невербально активным, а отвернуться от экрана.

Таким образом, Zoom-усталость — закономерное явление, которое будет существовать настолько долго, насколько Zoom-встречи будут единственной приемлемой альтернативой работы в офисе в условиях пандемии. Вот почему важно не только знать об этой тенденции, но и уметь защищать свой организм от ментальных перегрузов. В этом случае риск падения продуктивности и эффективности работы будет минимальным.

Комментарии
Читать также
Слово для дела: как должна работать обратная связь в компании
Чувства с толком: эмпатия стала одним из важнейших лидерских навыков. Вот как она работает
Далёкие близкие: как гибридный формат работы сказывается на эффективности

И как не усугубить неравенство в компании