Такому не учат в школе: как делать ребёнка всесторонне развитым и не переусердствовать с нагрузкой

О том, как можно улучшить интеллект, не навредив личности

Какие родители не хотели бы дать своим детям возможность получать хорошие оценки и в дальнейшем преуспевать в профессии? Большинство работ на эту тему связаны именно с развитием IQ в детском возрасте. Десятки недавних исследований проливают новый свет на то, в какой степени родители могут — и не могут — помочь своим детям набрать более высокие баллы по этому популярному и широко используемому показателю интеллекта.

История программ тренировки мозга для маленьких детей изобилует неудачами. В 1990-х годах маркетологи заявляли, что воспроизведение видео с малышом Эйнштейном для младенцев сделает их умнее — правда позже эти заявления были опровергнуты и дискредитированы. (Бренд Baby Einstein, кстати, до сих пор продолжает существовать, продавая другие детские товары и игрушки.)

Однако есть другие занятия, которые часто пропагандируются как способы улучшить интеллект ребенка.

Занятия музыкой

Идея о том, что, став музыкантом, становишься умнее, уже давно популярна. В нескольких исследованиях обучение игре на различных инструментах было связано с более высоким интеллектом. Однако после контроля генетических факторов и общей домашней обстановки исследование 2015 года, в котором приняли участие 10 500 близнецов, не смогло подтвердить это открытие на сто процентов.

Вместо этого исследователи обнаружили, что люди с высоким IQ с большей вероятностью возьмут в руки один музыкальный инструмент и будут придерживаться его.

Тем не менее изучение определенного инструмента может иметь благотворный эффект плацебо, возбуждая и мотивируя детей усердно работать. Кроме того, занятия музыкой могут отточить самоконтроль, включая сосредоточенное внимание и запоминание.

Изучение шахмат

Любители шахмат любят заявлять о силе игры, укрепляющей мозг, и многочисленные исследования обнаружили связь между шахматами и более широкими способностями к решению проблем.

Хотя обзор 24 исследований 2016 года показал, что дети, которые играют в шахматы, набирают более высокие баллы по математике, в исследовании были некоторые методологические недостатки, говорит Джованни Сала, ведущий автор исследования и профессор из Университета Осаки в Японии. Два более поздних исследования, которые он написал в соавторстве, показали, что обучение шахматам не оказало существенного влияния на математические навыки.

Студенты, изучающие шахматы, могут лучше успевать в школе из-за эффекта плацебо. «Большинство учеников с энтузиазмом относятся к шахматам. Этот энтузиазм может сделать учеников более мотивированными в отношении школы», — говорится в последующем исследовании, написанном в соавторстве с доктором Салой. Также возможно, что детям пойдет на пользу, если тренеры научат их применять шахматные навыки к математике.

Обогащение окружающей среды

Исследователи десятилетиями боролись за то, является ли IQ человека фиксированным на всю жизнь или может увеличиться за счет усилий. Одна из областей согласия заключается в том, что, хотя интеллект определяется главным образом генетическими факторами, окружающая среда определяет, как проявляются эти генетические предрасположенности. Это особенно верно в первые несколько лет жизни, когда мозг наиболее податлив.

Стимулирующая домашняя обстановка имеет решающее значение, говорит Ричард Э. Нисбетт, почетный профессор психологии Мичиганского университета. Вовлечение детей в оживленные беседы со сложной лексикой может помочь. Это часто наиболее очевидно за обеденным столом. «Там идет словесная игра в теннис. Родитель задает вопрос, ребенок отвечает, родитель делает комментарий, ребенок задает вопрос», — говорит доктор Нисбетт, автор книги «Что такое интеллект и как его развивать».

Еще одним мощным фактором является интерактивное чтение с детьми в возрасте до 4 лет, приглашение их к участию и помощь в разработке их идей. Такая активность связана с повышением IQ более чем на шесть пунктов согласно анализу исследования 2013 года. (Типичный IQ колеблется от 85 до 115, со средним значением 100.)

Тренировка рабочей памяти

Тщательно разработанные программы видеотренинга обещают улучшить рабочую память детей и способность удерживать информацию в уме в течение коротких периодов времени. В нескольких недавних исследованиях были обнаружены доказательства того, что тренировка рабочей памяти может улучшить навыки детей в математике, чтении или их подвижный интеллект — способность ясно рассуждать и мыслить в новых ситуациях.

Согласно исследованию, проведенному в 2017 году среди 81 ребенка, воспитанники детских садов, у которых была тренировка рабочей памяти, продемонстрировали улучшение распознавания чисел.

Тренинг проводился с помощью видеоигры на планшете. Во время просмотра серии одинаковых символов разных цветов детям было предложено указать, перевернуто ли каждое изображение вверх ногами или правой стороной вверх. После этого их попросили вспомнить последовательность цветов символов и нажать на символы того же цвета по порядку.

«Я действительно думаю, что обучение рабочей памяти у детей очень важно», — говорит Сюзанна Джегги, доцент кафедры образования и когнитивных наук Калифорнийского университета в Ирвине и соавтор нескольких исследований на эту тему.

Кстати, игры в карты и развивающие настольные игры могут иметь аналогичные эффекты. 

Пребывание в школе

Это может показаться несложным делом. Разве пребывание в школе не делает ребенка автоматически умнее?

Огромное новое исследование предлагает более убедительный ответ, чем все предыдущие. Согласно анализу 42 наборов данных с общим числом 600 000 человек, которое было опубликовано в июне в журнале Psychological Science, учащиеся получают от одного до пяти дополнительных баллов IQ за каждый год, который они проводят в школе. 

Исследования были основаны главным образом на естественных экспериментах, в ходе которых учащиеся получали больше или меньше информации в школе из-за факторов, которые не имели к ним никакого отношения. Исследование также дает представление о том, почему многие приложения и учебные программы, направленные на повышение IQ, не дают долговременных результатов, говорит Эллиот Такер-Дроб, доцент психологии Техасского университета в Остине и соавтор исследования.

Повышение IQ может потребовать постоянного участия, которое требует посещения школы со всей практикой и проблемами, которые это влечет за собой. «Это не значит, что нужно брать выходные и позволять ребенку не ходить в школу тогда, когда вам заблагорассудится. Это реальное изменение образа жизни», — говорит он.

Способы, как можно воспитать более интеллигентных детей: 

- постарайтесь чаще вовлекать их в оживленные беседы;

- играйте в карточные или настольные игры, которые тренируют рабочую память;

- постарайтесь видеть выгоду от обучения, а не от оценок; 

- говорите, что плохие оценки — это причина для того, чтобы работать усерднее;

- запишите их в школы, где интеллект рассматривается как текучий, а не фиксированный;

- научите их тому, что их способности находятся под их контролем.

Комментарии