Стоп-кадр: почему платформы уходят из России, а кино остается

Про пиратов в законе, перспективы кинорынка и новую классику

Влияние антироссийских санкций распространилось не только на сферы экономики, бизнеса и моды, но и на сферу культуры. Так, многие зарубежные интернет-платформы и кинокомпании, в числе которых Netflix, Amazon Prime Video и Megogo, объявили о приостановке работы на российском рынке в начале марта. О том, где теперь россиянам искать новинки зарубежной киноиндустрии и какие меры будут предприняты для замены заблокированного контента ― в этом материале SharesPro.

С Братом, но без RuTracker

По данным исследовательской компании, компании «ТМТ Консалтинг», отечественный рынок онлайн-кинотеатров в 2021 году показал рост на 56% ( до 43,6 млрд рублей) относительно показателей 2020 года. Однако, несмотря на активное развитие, многие зарубежные компании отказываются предоставлять доступ к своему контенту гражданам России ввиду обострения российско-украинского конфликта.

По словам директора департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Светланы Максимченко, россияне смогут увидеть в кинотеатрах авторские, художественные и документальные картины российского и зарубежного производства. Например, в российские кинотеатры вернутся популярные отечественные и иностранные фильмы. Среди них «Брат» и «Брат 2» режиссера Алексея Балабанова, «Холоп» и «Салют 7» Клима Шипенко

«Продолжатся показы авторских художественных и документальных картин – не только российского, но и иностранного производства», – пояснила Максимиченко.

Ранее компания Warner Bros. приостановила выход фильма «Бэтмен» в российских кинозалах на фоне ситуации на Украине, премьера которого должна была состояться 3 марта. Также заявления о приостановке поставки фильмов в кинотеатры России сделали компании Sony, Walt Disney Company и Paramount.

Автор Telegram-канала Into the streaming verse, Иван Трофимов, отметил, что теперь аудитория пойдет за западным контентом на пиратские сайты, потому что легальный просмотр для пользователей не так важен, как факт самого просмотра.

3 марта заместитель губернатора Свердловской области и депутат Госдумы Дмитрий Ионин предложил разблокировать RuTracker, однако, даже в случае отмены запрета на использование сайта с российской стороны, работать RuTracker вряд ли будет.

Так, представители RuTracker заявили, что будет недоступен россиянам: даже если Роскомнадзор уберет сайт из реестра запрещённых, доступ для пользователей из России будет заблокирован:

«Возможная разблокировка RuTracker несёт определенные риски для наших пользователей, которые будут заходить на него со своих IP-адресов, не используя VPN. Правообладатели никуда не делись, статьи за «пиратство» никто не отменял», ― отметил представитель сервиса.

Эпоха пиратов и восточного кино

Тем не менее, как отмечает Forbes, с развитием облачных технологий наличие пиратского софта уже не так актуально: без подключения к интернету многие программы просто не работают. Кроме того, у пользователей есть бесплатные версии для некоммерческого использования, поэтому пропадает потребность в «ломаных» приложениях. К такому выводу торрент-платформа пришла из-за того, что с каждым годом поток жалоб от правообладателей на пиратский софт снижается.

«На нашем рынке показа зарубежного продукта доминируют российские сервисы, и эта тенденция будет только укрепляться. Российские сервисы проделали довольно большую работу, в том числе и по борьбе с пиратством. Оно еще не побеждено, но, насколько мне известно, все государственные органы, с которыми мы работаем, даже в кризисных ситуациях подтверждают, что борьба с пиратством будет продолжена. Конечно, как и раньше, защищать от пиратов будут, прежде всего, те фильмы и сериалы, которые на нашем рынке представлены официально», ― так в свою очередь оценивает ситуацию на российском кино-рынке продюсер Александр Акопов.

На данный момент три крупных сервиса— IVI, Okko и Кинопоиск HD —работают стабильно и не собираются уходить с рынка.  Однако, для того, чтобы удовлетворить потребность внутреннего рынка, по оценке экспертов, нужны 150–200 серьезных релизов в год.

В среднем в прокат выходит не более 80 российских релизов в год. Кроме того, вскоре библиотеку российских кинотеатров могут пополнить китайские, индийские, бразильские, сингапурские, сербские и казахские фильмы.

Стоит отметить, что, как объясняет  владелец ресурса ZETFLIX.zone, запросы из поисковых систем «Яндекс» и Google падают последние 3-4 года из-за блокировок РКН и антипиратского меморандума «Яндекса». Как правило, пользователи используют VPN, так как большинство сайтов и аккаунтов в социальных сетях исключены из российского поиска, а в этом случае выгоду получают как владельцы пиратских видеосервисов, так и сами пользователи, потому что количество просмотров прямопропорционально количеству нового контента. В то же время, добавляет эксперт, количество новинок неуклонно будет уменьшаться, как и пиратские сайты:

«Раньше достаточно было скачать уже готовое видео в русском дубляже и раздать пользователям. Теперь же новинки будут появляться с сильным опозданием.<…> Сейчас рынок кино- и видеоконтента в РФ очищен от таких гигантов, как Netflix, Disney. Скорее всего, в ближайшее время заблокируют YouTube. Значит, их место будут занимать отечественные киноплатформы, и начнется бойня за российский трафик. А лучший способ получения трафика — аудитория из поисковых систем».

Правообладатели следят за расположением официального сайта в поисковых предложениях и, если позиция бесплатного сайта находится выше, обращаются в РКН с просьбой о блокировке.

Существенный урок интернет-пиратам нанесла и политика рекламодателей, которые отказываются от сотрудничества. 90% всех агентств остановили деятельность на территории РФ и Украины, а пользовательские сборы не собирают даже 10% от требуемой ежемесячной суммы.

Например, как сообщает представитель FanSerials, до февраля 2022 года ежемесячно сайт посещало более 3 млн человек, но за последний месяц статистика упала на 15-20%. В то же время, высока вероятность того, что именно пиратские сайты окажутся наиболее востребованными в ближайшее время:

«Сейчас многие будут пользоваться пиратскими проектами и смотреть любимые сериалы, чтобы просто отвлечься от всех мировых проблем, от бесконечного информационного потока, который летит со всех сторон. Мы даем людям пространство, свободное от политики, проблем и санкций», ― утверждают в FanSerials.

С такой позицией согласен и аналитик Estimate Company Тимур Имаев. Эксперт уверен, что уход с российского кинорынка крупных зарубежных правообладателей затруднит или сделает невозможным закупку отечественными онлайн-кинотеатрами новинок голливудского и европейского видеоконтента. И в этом случае катализатором станет пиратский контент, который составит конкуренцию российским легальным источникам.

Киноэксперт Александр Шпагин считает, что в данных обстоятельствах российские киноплатформы только укрепят свои позиции, так как в период пандемии аудитория перешла на отечественные онлайн-кинотеатры, и сейчас за контент в интернете платят больше, чем на прокатном рынке. Однако при жестких ограничениях со стороны западных сервисов основным источником нового зарубежного кино станет пиратский рынок:

«Подобные платформы естественно появятся, если иностранные компании сами себе перекроют кислород в России. Тогда интернет станет точно таким же, каким был всегда, — пиратским. Разумеется, зарубежные картины так или иначе будут к нам попадать».

Кинокритик Егор Москвитин добавляет, что не стоит недооценивать влияние пиратства на индустрию: оно может быть как негативным, так и позитивным, и это нужно учитывать. Эксперт напомнил, что в 2013 глава Time Warner Джефф Бьюкес заявил, что для «Игры престолов» пиратство приносит больше пользы, чем премия Emmy: чем больше людей по всему миру смотрит сериал нелегально, тем больше людей в конечном счете станут платными подписчиками HBO или его партнеров.

Комментарии
Читать также
Модный приговор: кого искать на российском рынке после санкций
На вес золота: где все ещё можно получить гражданство в обмен на недвижимость
Искать сокровище на дне: какие решения российским инвесторам стоит принять прямо сейчас

Про неуместный позитив, возможности кризиса и ключевые вопросы