Статуя свободы и быстрых скоростей: из чего строится культ бизнеса в Америке

Про подарки с чеками, валюту времени и любовь к демократии

Сегодня герой материала SharesPro — следующая страна рубрики «Бизнес-культура в разных уголках Земли» — Соединенные Штаты Америки. Почему американцы так любят свою работу и не любят отпуск? Что не стоит дарить, если вас пригласили в гости на деловой обед, и почему агрессия на переговорах в Америке — это нормально? Об этом и много другом — в этой статье.

Работа не walk, работа — work

Американская культура формируется на задачах. Здесь бизнес-решения принимаются быстро, на основе оценки и надежности.

Согласно отчетам, штатный сотрудник в США работает от 47 до 50 часов в неделю. Они используют только 54% отведенного им отпуска в год, а те, кто не работает допоздна и уделяет приоритетное внимание семье, считаются несерьезными по отношению к своей профессии.

Встречи во время перерывов или «рабочие обеды» — это тенденция, побуждающая американских сотрудников оставаться сосредоточенными в течение дня, поэтому служащие едят в офисе или пропускают перерывы.

Высокая трудовая этика, амбиции и ответственность — ценности, которые часто вознаграждаются в культуре США на работе. Местная культура открытая и честная, в нее заложен социалистический подход. Если люди счастливы на работе, они будут полезны и захотят приходить на службу.

Американцы, имея дружелюбный характер, всегда стремятся устанавливать неформальную атмосферу на переговорах, поэтому предпочитают общаться с людьми по имени независимо от их возраста и положения. Как правило, приветствие и знакомство сопровождаются рукопожатием. При более дружеском общении в знак приветствия американцы привыкли похлопывать друг друга по спине.

В США граница между рабочими и личными отношениями размывается достаточно легко. Например, делового партнера нередко приглашают домой на чашку чая и пару слов о работе.

В этом случае можно принести с собой подарок — цветы, бутылку вина или сувенир, характерный для вашей страны. Важно, что подарок должен быть нейтральным (цветы, например, могут быть восприняты как слишком личный презент), и к нему прилагается чек с штрих-кодом для того, чтобы подарок можно было обменять или вернуть в магазин в том случае, если он не подойдет.

В целом же деловые подарки в США не приняты, так как могут вызвать недоверие и быть восприняты как взятка (в США действуют очень строгие законы, регулирующие отношения с взятками). С другой стороны, небольшой сувенир с логотипом вашей компании будет принят с удовольствием и распакован прямо при вас. Со своей стороны, в качестве подарка американские бизнесмены могут пригласить вас в ресторан, на отдых за город.

Ценное время

Помните, что в неформальной беседе лучше избегать политических и религиозных тем. Лучше обсуждать вопросы семьи, увлечений, отдыха и спорта.

В то же время курение американцы не приветствуют, а порой даже осуждают, поэтому курить в этой стране запрещено почти повсюду. Еще одна причина, по которой ваше поведение может вызвать критику, это опоздание.

«Время — деньги» — еще одна известная американская пословица. Вопрос об экономии времени очень важен для американцев; болтать ни о чем значит тратить время, а следовательно — деньги. Поэтому время встреч и переговоров чаще всего ограничивается одним часом. Американец строит свою жизнь по расписанию, четко следуя ему каждый день. Вот почему пунктуальность в США очень важна, а опоздания воспринимаются как грубость.

Что касается делового стиля одежды, то, в отличие от более свободной в этом плане Англии, в США действует правило: «Чем выше должность, тем официальнее костюм». В деловой жизни приняты только темные костюмы. Для женщин предпочтителен брючный костюм спокойного цвета, а также обувь на каблуках не выше 4 см. Менее жесткие правила, более свободный стиль одежды действуют в спорте, искусстве, моде и в индустрии развлечений.

Выражение Let’s get down to business — «Давайте перейдем к делу» — очень популярно в американской бизнес-среде. Во время деловой беседы не принято отвлекаться на посторонние дела: звонки по телефону, разговоры с коллегами. А вот хорошая шутка по теме считается признаком хорошего тона. Однако генерируя шутку, помните, что американцы говорят только то, что думают; воспринимают любую фразу собеседника дословно. Поэтому намеки, ирония, сложные высказывания или скрытый смысл слов могут сбить их с толку.

В стране говорят на американском английском, считая лондонский английский высокомерным вариантом того же языка. Поэтому если вы хотите перевести какие-то материалы для своих будущих партнеров в США, помните об этой языковой особенности.

Перед началом деловых переговоров американцы предпочитают собрать полный пакет информации об участниках будущей встречи. Они могут попросить прислать список лиц вашей делегации, дополнительно запросив информацию об их образовании, ученых степенях, печатных трудах и т.д.

В целом переговоры в США — это открытое обсуждение, цель которого найти общие интересы и выработать стратегию для сотрудничества.

Деловую беседу американцы любят начинать с обсуждения общего вопроса, с проблемы, требующей принятия решения, а затем переходят к деталям, способствующим реализации договоренностей, которым уделяется большое значение при организации любого дела. Поэтому к рассмотрению американцы готовят, как правило, целые «пакеты» предложений. Они не тратят время на формальности, а вот темп, как правило, очень быстрый и насыщенный, временами даже агрессивный, так как бизнесмены из США стремятся навязать свои правила игры.

Долго обсуждать трудности, препятствующие достижению цели, не принято. Лучше быстро перейти к конструктивному диалогу, обсуждению путей решения проблемы. Желательно также придерживаться главной темы встречи.

Доверие и закон

Американцы очень законопослушные граждане. Даже небольшая незаконная коммерческая операция в этой стране может стать причиной тюремного заключения. Будьте осторожны с тем, что и кому вы говорите, потому что даже незначительное оскорбление может стать поводом для судебного иска. Вот почему многие компании особенно требовательны к своим сотрудникам в рамках этикета общения — каждый из них представляет «лицо компании».

Доверие в Америке можно заслужить лишь многолетним безупречным трудом, а не дружбой и связями, и потому в стране возможны только открытые сделки с любыми партнерами без учета связей, дружеских и родственных, или других неформальных отношений. Стабильность и надежность как в финансовых, так и в профессиональных отношениях и социально ответственный бизнес — вот приоритетные качества, которые американские бизнесмены ожидают увидеть у своих партнеров.

«Здесь много юридических тонкостей. Например, нельзя использовать фотографии студентов или упоминать корпоративных клиентов без их письменного разрешения, нельзя отчислить ученика из школы, если заранее не подписан отдельный договор о такой возможности (waiver)», — рассказывает основатель языковой школы Cloudberry Ксения Кологриева.

В то же время, по ее словам, инфраструктура для предпринимателей очень развита. Многие компании разрабатывают программы по бухгалтерскому учету и проектному менеджменту, которые предлагают бесплатно или за небольшие деньги малому бизнесу:

«Apple абсолютно бесплатно отправляет всем владельцам небольших компаний компактное оборудование для приема оплаты кредитной картой. Есть много окологосударственных и некоммерческих организаций, которые устраивают бесплатные тренинги для предпринимателей — даже иногда соединяют с потенциальными клиентами (так называемые matchmaking events)».

Американцы ценят самостоятельный и оригинальный подход. Компании часто вкладывают средства в сотрудников, которые потенциально могут принести пользу на индивидуальном уровне. Однако требуется способность работать в команде, высказываться, делиться своими идеями и мнением: независимо от положения работника в компании и области задач, его предложения по модернизации будут приветствоваться.

Вообще, влияние иерархии положений в бизнес-среде США очень слабое. Жители страны разделяют убеждение в справедливости и равенстве, которое проявляется в коллективе. Независимо от класса или социального положения, со служащим будут обращаться так же, как и со всеми остальными.

Еще один из элементов успешного американского бизнеса — скорость. В Америке все происходит довольно быстрыми темпами, все делается «сегодня» и не откладывается на «завтра». Поэтому на переговорах нужно быть готовым к тому, что вас будут торопить, подталкивать к действиям, так как американцы напористые, прямолинейные и всегда спешащие бизнесмены. Главное для них — это успех, а каждый успех — это предпосылка для новых побед.

Таким образом, бизнес в США — мир, в котором такие противоречивые понятия, как строгость и неформальность, доверие и недоверие, агрессия и конфиденциальность, дополняют друг друга благодаря четко выстроенной системе этикета, сформированной под влиянием особенностей мультикультурного менталитета. Возможно, этот факт и устойчивая вера в собственный успех, основанный на трудолюбии и тайм-менеджменте, определил тот уровень, на котором бизнес в Америке существует уже не первое столетие.

Комментарии
Читать также
Хорошая шутка может спасти положение: как устроен английский бизнес
Они не ищут работу мечты, а создают ее там, где работают: как ведут бизнес в Японии

О космосе рабочего пространства, смысле жизни и разбитой посуде