Спич, пока горит спичка: в чем секрет успешной презентации на 60 секунд

Про креативного президента, фокусы и лифт

Выступление на публике ― сложное испытание, и вопрос о том, как правильно к нему подготовиться и не потерпеть фиаско ― обязательный пункт в списке дел любого бизнесмена вне зависимости от профессионального опыта и компетенции. Более того, время диктует свои правила, и одно из них сформулировал ещё А.П. Чехов ― «Краткость ― сестра таланта». Но, чем более кратко должна быть ваша речь, тем труднее подобрать для неё слова. Как сделать невозможное возможным, и придумать успешный спич на 60, например, секунд? Ответ на этот вопрос ― в данном материале.

«Законодателем моды» на впечатляющие краткие презентации стал Линкольн. 19 ноября 1863 г. президент США Авраам Линкольн произнес свою знаменитую Геттисбергскую речь за 2 минуты, которая сегодня является одним из лучших образцов ораторского искусства и одним из столпов гражданской религии Америки (убеждения, ритуалы и институты, которые легитимируют социальную систему).

Но тогда публика встретила этот спич не бурными аплодисментами, а гробовым молчанием, потому что люди привыкли к многочасовым и пространным речам-рассуждениям, и просто не были готовы к чему-то подобному.

«Если вы не можете описать вашу бизнес-модель в десяти словах, значит, у вас ее нет. Помните: максимум десять слов», ― отмечал американский предприниматель и один из ведущих сотрудников Apple, Гай Кавасаки.

Презентации-одноминутки ещё называют «elevator pitch», и, как правило, они имеют четкую структуру: проблема – решение – перспектива монетизации проекта. Эта концепция появилась в 1990-х годах, в США, когда журналист Vanity Fair Майкл Карузо предлагал своему редактору Илен Розенцвейг идеи во время общих поездок в лифте из-за того, что Розенцвейг постоянно куда-то торопилась. В переводе с английского языка elevator как раз и означает «лифт», поэтому иногда можно услышать выражение «лифт питчинг».

Чтобы проще и эффективнее подготовиться к такому выступлению, помните о четырех важных пунктах.

Цель

Это то, чего вы хотите достичь, благодаря данной презентации. Для успешного ответа, задайте вопрос правильно: «Как понять, что дело сделано?». Это и есть ваша цель.

Полезными будут и следующие опоры: о чем нужно подумать вашей аудитории, что почувствовать и ― главное ― что сделать? Ваши предложения?

Идея

Какую проблему решает ваш продукт, и какие факты подтверждают, что рынок в нем нуждается? Помните совет Кавасаки и не лейте воду. Идея должна быть емкой и информативной, как девиз футбольной команды.

·     Шум в аудитории

Нет, речь не о физических помехах в комнате ― устранить их не сложно. Речь об информационных искажениях или, если выражаться образно, то о том, как преломляется луч света ваших слов, проходя через стекло сознания ваших слушателей.

Очевидно, что все люди разные, а вы не доллар, поэтому всем не угодите, но и не рубль, чтобы упасть в чужих глазах. Внимательно изучите свою аудиторию, её потребности и каналы восприятия. И помните про шумы:

·     Предвзятость

Избегайте эгоцентричности и субъективной, однобокой трактовки того, что вы говорите, даже, если вам кажется, что вы найдете сторонников своего мнения, а также ложных выводов. Это, как минимум, непрофессиональный подход, несмотря на кажущуюся внешнюю убедительность.

·     Недоверие

Вы должны завоевать доверие своих слушателей. Для этого подготовьтесь тщательно, в том числе, и помещение, в котором вы собираетесь выступать, и язык тела (если, конечно, вы не выступаете перед итальянцами, но это уже совсем другая история).

Важно помнить и про такой ораторский прием: не озвучивайте идею сразу и в лоб, попробуйте завлечь аудиторию вопросами по теме или противоречивыми утверждениями. Подведите её к теме, чтобы сформулировать идею вместе.

Контекст

Идея лучше всего воспринимается через понятный контекст. Библейские пророки говорили притчами, а вы можете использовать уместные мемы или увлекательную историю из личного опыта или опыта человечества, которая будет понятна всем. Или аналогию с известным фильмом или произведением литературы.

Кульминация

Американская писательница Нэнси Дуартэ привела 5 примеров таких волшебных моментов: эмоциональные истории, запоминающийся драматизм (демонстрация образцов); остроумные выражения или выражения, пробуждающие воспоминания, а также шокирующая статистика.

Зачем нужны такие моменты? В современном мире люди постоянно находятся в бесконечном и очень насыщенном потоке информации, и потому концентрация, как и внимательность теряется, сознание становится более ограниченным и избирательным в плане анализа и запоминания информации, поэтому и нужны трюки, чтобы заинтересовать его, даже на короткое время.

Время

Установите себе строгие временные рамки для более продуктивного контакта с аудиторией. Важно, чтобы вы научились чувствовать время. Для этого подойдет простое упражнение: поставьте таймер и прорепетируйте вашу речь. Говорите все, что считаете нужным, не бойтесь критики возможных экспертов из зала, но выделите для себя главное. Так вам будут проще отсечь все лишнее и довести текст выступления до идеала.

Полезным будет и записать себя, чтобы потом проанализировать эту аудио- или видеозапись с точки зрения слушателя. Используйте сильные глаголы и обращайте внимание на то, насколько свободно вы говорите, и насколько вообще понятна была ваша речь.

Фокус

Во время выступлений выдавайте информацию порциями по 30–60 секунд — давайте основные тезисы, а подробности позже, если аудитория попросит. Старайтесь избегать жаргонизмов (или поясняйте их) и большого выбора вариантов. Это не прибавит доверия к вашей речи, а только запутает слушателей, так как люди склонны выбирать более простые варианты, выбора, в том числе. Это правило касается и длины списков: вам наверняка трудно запомнить списки дольше трех пунктов (вспомните себя в магазине), а вашей аудитории и подавно. В случае презентации такие пространные слайды создадут ненужный информационный шум.

Не увлекайтесь благодарностями или чрезмерно яркой презентацией ― поверьте, каким бы красивым все это ни казалось, без понимания основного смысла все это заставляет слушателей зевать и думать о своих делах, а не о вас.

К слову, именно это и должна быть ваша точка отсчета: слушатели и ответы на их, а не на ваши вопросы. Лучше всего начать презентацию с ответа на вопрос или вопросы: «А зачем им вообще вас слушать? К чему это приведет? Какие проблемы это может решить?»

Таким образом, эта небольшая инструкция поможет вам избежать «воды» и придумать лучшую (а может и самую краткую) речь в жизни ваших слушателей. Кто знает, возможно, вам даже удастся побить рекорд Линкольна и войти в историю. Но, так или иначе, ваша взыскательная аудитория, которая привыкла беречь свое время и деньги, будет вам благодарна и определенно заинтригована.

Комментарии
Читать также
Ной не ныл, а строил ковчег: как воспитать в себе толерантность к риску
«У меня лапки!»: как мягкие навыки приводят к твердому успеху
Химик среди поэтов: в чем секрет успешных выступлений на публике

Про коварную непринужденность, мимику Трампа и смещение фокуса