Сон в спальниках и фея ошибок: почему дети в Швейцарии растут самостоятельными и счастливыми

Про одиночество с пяти лет, лесные приключения и отсутствие лидеров

Швейцария ― один из лидеров рейтинга наиболее счастливых стран мира. На сегодняшний день, это страна с одним из самых высоких уровней благополучия и самым низким уровнем преступности. Тем не менее,  не секрет, что основа любого государства ― его жители, а основа их благосостояния и здоровья ― воспитание с самого детства. Чему стоит поучиться у местных родителей, почему детство швейцарцев местами напоминает игру на выживание, и что об этом думают сами жители страны и наши соотечественники ― в сегодняшнем продолжении рубрики о воспитании детей в разных странах.

 «Все неприятное обязательно произойдет — надо к этому основательно подготовиться», ― вот одно из главных правил, которому детей учат с самого детства. Для швейцарцев важно, чтобы их дети были способны самостоятельно решать проблемы и предвидеть опасности. Краеугольным камнем воспитания в Швейцарии считается завет знаменитого швейцарского педагога Песталоцци:

«Не следует стремиться быстро сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми».

Корни швейцарского образа жизни уходят в детство. Малышей воспитывают так, чтобы приоритетом для них стали высокий достаток, здоровье и долголетие, работоспособность и упорство.

В то же время, сочетание «дошкольное образование» для швейцарцев звучит, как что-то из варварского языка. Они убеждены, что до школы родителям следует позволять детям наслаждаться жизнью, а не искать в них признаки гениальности. Именно на индивидуальное раскрытие способностей и направлены усилия педагогов в любой сфере образования в стране.

Готовиться к худшему

Наверное, когда вы слышите выражение «швейцарские детские площадки», вы представляете что-то вроде мягкой и красочной конструкции, спроектированной с максимальным комфортом для всей семьи. Тем не менее, реальность куда более суровая, причем, во всех смыслах. По словам Катаржины Захариаш-Подолак, журналистки и матери троих детей, которая переехала в Швейцарию несколько лет назад, оборудование на площадках деревянное, земля покрыта галькой или корой, одним из аттракционов является водяной насос, а также крутые лестницы, канаты и разные приспособления для лазания. Иными словами, это мини-аттракцион «Остаться в живых», только для самых маленьких.

Важным критерием хорошего воспитания считается развитие самостоятельности. Для иностранцев местные методы могут показаться несколько дикими, однако, в результате они приводят к заметным успехам.

Юрист Ирина Плыткевич не так давно переехала в Швейцарию из Беларуси вместе с мужем и тремя детьми. Она вспоминает:

«Однажды я была свидетельницей такой картины. Девочка в инвалидной коляске лихо догоняла одноклассников по пути в школу. Её сопровождал папа. На переходе колеса коляски запутались в серпантине, оставшемся от вчерашнего карнавала. Вдобавок ребенку предстояло преодолеть небольшую горочку, чтобы въехать на тротуар. Коляска отчаянно буксовала в кудрявых украшениях, но девочка не могла дотянуться до них, чтобы освободить колеса. Что же папа? Не замечая проблем дочери, он был поглощен телефонным разговором. На переходе скапливаются машины, девочка краснеет от усилий, но все больше запутывается, она вызывает искреннее сочувствие. Проходит около 10 минут, которые показались мне вечностью. Возмущённая равнодушием отца, я порываюсь прийти на помощь бедному ребенку.

И тут папа, казалось бы, ничего не замечавший, делает мне страшные глаза. Огромная ладонь выставлена вперед в запрещающем жесте: нельзя! Я благоразумно предпочитаю не вмешиваться в воспитательный момент, разыгравшийся на глазах у всех. Наконец, девочка с триумфом въезжает на тротуар. Она поворачивается к отцу и дарит ему взгляд человека, покорившего Эверест: «Папа, я смогла это сделать. Сама!».

Доить коров в 5 утра

Швейцарские родители стремятся выстроить досуг ребенка так, чтобы он как можно меньше времени проводил дома, и как можно больше гулял на множестве площадок, оборудованных специально для детей.

Для местных жителей особенно важен контакт с природой. Вот почему по выходным швейцарцы всей семьей отправляются в походы с рюкзаками или устраивают пикники. В лесах можно найти детские сады и даже лесные кружки для детей 3-4 лет. В каждом детском саду у детей есть «Вандертаг» - день, когда они отправляются гулять в лес. На территории множество парков и ферм, где можно увидеть и даже покормить животных под открытым небом.

В школах проводятся особые многодневные поездки на такие фермы. Школьников будят в пять утра и просят покормить животных, прополоть грядки и даже подоить корову.

Стремление вырастить из детей самостоятельных и ответственных взрослых как можно быстрее проявляется и в общественном воспитании. Например, с первого класса все дети самостоятельно посещают школу и возвращаются домой. На шее у каждого школьника висит большой светоотражатель, который помогает сделать дорогу безопаснее в ночное время. Подобное правило касается и садика. Дети могут гулять в одиночестве уже с пяти лет:

«Многие задаются вопросом: неужели родителей не беспокоит безопасность ребенка? Но здесь совершенно иная культура. Во-первых, движение по городу очень медленное, во многих местах ограничение составляет 30 км/ч. Пешеходы имеют абсолютный приоритет на полосах движения, а в крупных городах на оживленных улицах есть люди, которые останавливают движение, когда малыши переходят дорогу», ― добавляет Катаржина.

В свою очередь коренной житель Берна, Кристоф Хунцикер рассказывает, что его 6-летний сын не просто выучил маршрут до школы самостоятельно и за один день, но и выработал определенный алгоритм действия на случай опасности. По его словам, самостоятельно выработав алгоритм правильного поведения, он получил опыт ответственности за свои поступки и теперь проявляет недовольство, когда замечает, что я подстраховываю его, расценивая это как недоверие.

Растить бизнесменов

Что касается повседневного стиля для прогулок, то стоит отметить, что, несмотря на высокий уровень жизни, в Швейцарии не принято приучать детей к дорогим брендам. И дети, и взрослые одеваются просто и практично, без стремления угнаться за модой, а на детской одежде совершенно открыто экономят.

Однако, если в России в ответ на просьбу ребенка купить дорогую вещь, родители могут отказать, объяснив отказ отсутствием денег, то в Швейцарии принято обосновывать такой ответ так, чтобы научить детей бережному отношению к деньгам собственным примером.

Вообще, отношение к карманным деньгам у швейцарских родителей может быть трех типов: семьи-«банк», где ребенку выдают строго определенную сумму и учат управлять бюджетом; семьи, как демоверсия работы, в которых деньги ― это оплата за помощь по хозяйству; семьи а-ля «совет директоров», где, перед тем, как получить карманные, ребенок должен обоснованно объяснить родителям, зачем они ему нужны.

Декрет в Швейцарии длится максимум 12 недель, поэтому с этого возраста детей уже можно отдать в ясли. Как правило, ясли платные, но стоимость одного дня пребывания не фиксированная ― она рассчитывается, исходя из зарплаты родителей и удаленности яслей от города. Так, в одну и ту же группу дети могут ходить за 40, 100 или 160 франков в день, что облегчает задачу многодетным или малоимущим семьям. Любопытно, что в швейцарских детских садиках нет кроватей, и дети спят на полу в спальниках, а питаются обедами, принесенными из дома. Таким образом, с самого детства маленькие швейцарцы живут в атмосфере похода.

Готовой программы в детском саду не предусмотрено ― она как бы подстраивается под каждого ребенка. Воспитатели замечают творческие и физические склонности воспитанников и в ненавязчивой форме помогают их развить.

С первого по шестой класс дети проходят начальную школу. В Швейцарии не принято помогать им с домашними заданиями ― задачу научить их азам грамматики, письма, чтения и математики школа полностью берет на себя. После окончания начальной школы дети могут поступить в гимназию или же продолжают профессиональное образование. На протяжении трех лет ученики два дня ходят в школу, а три дня стажируются на предприятии по выбранному профилю.

Большое внимание школа уделяет развитию такого качества, как взаимопомощь и поддержка, при этом лидерство не поощряется. Если ученику что-то непонятно, то эту проблему решает не преподаватель, а его одноклассники, используя кубики, пластилин, ручки и другие подручные средства. Кроме того, в одной из школ третьеклассники сами изготовили «фею ошибок», которая утешает расстроенных, из-а неуспеваемости детей добрым голосом учительницы: «Делать ошибки – это нормально, значит ты творческая личность, не боишься пробовать и искать».

Комментарии
Читать также
Маленькие инвестиции: как дети в США подружились с ценными бумагами
Кукольный театр: почему послушные дети не способны стать успешными

Про отсутствие личных целей и синдром жертвы