Сказка о потерянном времени: как помочь детям победить прокрастинацию

Про магию эмпатии, первобытных людей и хитрый мозг

Согласно результатам опроса компании StudyMode, проводившимся с участием 1300 школьников и студентов, 87% опрошенных откладывают выполнение определенных задач на более поздний срок. Похожими цифрами поделилась Американская психологическая ассоциация, упомянув, что 45% опрошенных осознают негативное влияние прокрастинации на их успеваемость, но продолжают прокрастинировать. В наши дни эта проблема становится все более актуальной, а шутки про откладывание дел на потом ― все менее смешными и более жизненными. Как родителям помочь своему ребенку справиться с прокрастинацией, в чем её специфика, и как работает «вакцина» от этой модной болезни для всей семьи ― в этом материале.


Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра

Основные причины подростковой прокрастинации можно разделить на три группы: когнитивные, поведенческие и аффективные.

Как в совокупности, так и по отдельности, все они могут тормозить  действия ребенка, вызывать снижение активности и подмену приоритетов выполнения задач.

Когнитивные причины ― это классический вид прокрастинации, когда ввиду отсутствия сил или мотивации, дела постоянно откладываются на потом. Аффективные связаны с потерей интереса у ребенка к тому, что нужно сделать. Из-за того, что процесс кажется ему скучным, подросток прокрастинирует. Поведенческие причины ― это вопрос личной системы приоритетов, когда ребенок соглашается сделать только то, что ему кажется интересным, а остальное откладывать до зомби-апокалипсиса или до серьезного конфликта с родителями.

Триггером может стать чрезмерно большая нагрузка, из-за которой ребенок теряется, не понимая, на чем нужно сфокусироваться и отвлекающие факторы вроде кота в доме, кота в ролике в TikTok или шоколадки в буфете.

Стоит добавить, что основное отличие прокрастинации от лени и игры ― это занятие несущественным делом в ущерб действительно важному. Впоследствии, в попытке «сделать финт ушами» и успеть все и сразу, выматывает ребенка, не позволяет выполнить работу хорошо и качественно.

Такие дети находятся в состоянии войны с окружающим миром, поэтому попытки решить проблему выговором или родительскими санкциями, вряд ли помогут. Наоборот, ребенок нуждается в эмпатии (вашей способности увидеть, понять и принять его чувства). Родительская эмпатия снижает уровень стресса у подростков, повышает уверенность в себе и положительно влияет на успеваемость детей.

Неправильные идеалы и правильные вопросы

Важность именно «разговора по душам» легко представить, если вспомнить, что одной из основных причин прокрастинации нередко становится низкая самооценка, боязнь критики или авторитарных родителей, их эмоциональная холодность и, как следствие, постоянная тревожность.

Поговорите с ребенком, как со своим другом, без осуждения и давления, чтобы у него появилось ощущение надежной опоры. Психологи советуют задавать правильные вопросы. Например, вместо «Почему уроки до сих пор не сделаны?!», стоит спросить «Ты не садишься за уроки потому что тебе сложно, неинтересно или ты боишься совершить ошибку?». Затем внимательно выслушайте ответ ребенка и проявите поддержку. Часто сам факт поддержки со стороны близкого человека способствует приданию веры в свои силы. Такое поведение мамы и папы поможет ему раскрыться и развить самообладание, то есть, взять на себя ответственность за свою жизнь.

Основа для развития самообладания ― это реалистичные перспективы, подкреплённые разумными мыслями, которые ведут к ответственным действиям. Подросток становится осознаннее, стремится получать высокие баллы и внимательно анализировать панораму перспектив для выбора будущей специальности. Как правило, он выбирает то, что ему по душе, и учится с удовольствием, учитывая свои интересы, умения и эмоциональный опыт. То есть, уровень самообладания напрямую влияет на продуктивность и, следовательно, снижает уровень прокрастинации.

Ещё один полезный совет ― станьте «друзьями по цели» или командой со своим ребенком. Пусть каждый из вас поставит перед собой конкретные, измеримые и значимые цели на будущее. Это могут быть совсем разные цели (например, ребенок решил подтянуть какой-либо предмет в школе, а вы ― начать заниматься спортом), но на пути к ним каждый из вас будет поддерживать своего напарника. Составьте план действий и каждый день делитесь результатами, обменивайтесь эмоциями, мнениями и опытом: что далось труднее всего, что не хотелось делать вообще или на каком этапе пришла лёгкость. В такой полу игровой форме победить прокрастинацию будет намного проще.

Главное ― не стремитесь к идеалу и приучите к этому детей, идеалы ― это, как минимум, скучно. Ребенку может казаться, что для начала работы ему необходимы идеальные условия: поточить карандаш, убраться в комнате, погладить форму на следующее утро, а заодно и картошку для ужина почистить. Одним словом, мозг очень изобретателен на вполне реалистичные выдумки несуществующих проблем.

Человек прокрастинирующий

Важно добавить, что, как отмечает невролог и бывший школьный учитель Джуди Уиллис в статье для The Guardian, прокрастинация заложена в человеке на инстинктивном уровне, и детям сложнее бороться с ней, чем взрослым. В первобытные времена идея уклонения от выполнения определенных дел могла обеспечить выживание, поэтому мозг человека научился концентрироваться на решении простых сиюминутных задач, результат которых можно увидеть сразу. Поэтому для концентрации на долгосрочных задачах нужна особая сила воли и океан поощрения после. Да, люди каменного века прокрастинировали ещё до того, как это стало мейнстримом.

Эксперт советует помочь ребенку разобраться с этим состоянием, потому что для него это понимание находится где-то между устройством космической ракеты и причинами распада СССР.

«Очень часто случается так, что ребенок не приступает к какому-то домашнему заданию, так как считает его слишком сложным или непонятным. Он не знает, с чего начать, а в итоге вовсе отказывается от выполнения задания. В эти минуты ребенку особенно нужна поддержка. Но это не должно быть выполнение задания вместо него. Необходимо именно направить малыша в нужную сторону, помочь ему сделать первые шаги к поставленной цели, правильно расставить приоритеты, поделить задачи на наиболее и наименее важные. Не забывайте предоставлять ребенку возможность для отдыха после выполнения одного важного занятия и перед тем, как приступить к другому», ― поясняет Анастасия Седельникова, педагог школы «Трамплин».

Найдите несколько минут, чтобы определить объем работы и его суть ― тогда иллюзорный страх, провоцирующий прокрастинацию, исчезнет. Кроме того, любое большое дело разбивается на более мелкие и совсем не страшные. Так, к слову, можно объяснить принцип правления Филиппа Македонского― «Разделяй и властвуй».

Вместе с ребенком наполните работу творчеством и придумайте, в какой ситуации ему может пригодиться опыт выполнения этой задачи (даже, если вы сами уверены, что никогда и не в какой).

Помните, прокрастинация ― это не обычный детский каприз, а серьезная проблема, которую важно решить, как можно скорее, чтобы избежать проблем в будущем. Способы, приведенные выше, не требуют огромного временного или материального ресурса, их не трудно использовать, но при условий соблюдения регулярности. Вы должны быть в этом заинтересованы, иначе, борьба с прокрастинацией превратится в ещё одну причину для прокрастинации. И вы примкнете к злу, вместо того, чтобы бороться с ним.

Комментарии
Читать также
«Как здорово, что все мы здесь»: ловушки семейного бизнеса
«Они могут споткнуться, но их поймает Иисус»: почему под солнцем Италии дети не взрослеют

Почему процесс оказывается важнее результата