Серьезный юмор: как успешно шутить на презентации

О смешных недостатках, взрывоопасных ошибках и человечности

Шутка ― ложь, да в ней намек, предпринимателям урок. Если серьезно, то юмор ― это ключ к практически любому сердцу наравне с вкусным ужином или долларовым чемоданчиком. Однако, чтобы овладеть этим искусством, стоит не только преодолеть свою неуверенность, но и помнить несколько полезных лайфхаков, которые точно облегчат этот процесс. Как не бояться собственных шуток и сделать так, чтобы их полюбили окружающие ― в этом материале.

Шаг вправо, шаг влево

Грамотную самоиронию можно сравнить с минным полем, когда при позитивном раскладе вас ждет фейерверк оваций, а в провальном ― сокрушительное фиаско, возможно, смертельное для вашей презентации. Вот почему многие спикеры крайне осторожно относятся к шуткам во время публичных выступлений, а часто и вообще обходят их стороной и не включают в свою речь.

Тем не менее, согласно исследованиям Виктории Беллоу из греческого университета Фессалии, Ян Ли из бизнес-школы ESSEC, Кристофера Петерсона из Университета Мичигана и Хок-Хай Тео из Национального университета Сингапура, правильно подобранная шутка в нужный момент, да и разумная самоирония вообще могут сделать ваш образ не только более привлекательным, но и добавить ему компетентности, как бы необычно это ни звучало.

Более того, своевременная ирония над сложной ситуацией способна спасти репутацию от всех кошмарных последствий (ну или почти от всех). Так, продюсер церемонии Константин Эрнст во время Олимпийских игр в Сочи надел футболку, где вместо одного из колец была изображена снежинка. Это случилось после того, как одно из колец не раскрылось, и потому его поступок вызвал бурный восторг у зарубежных журналистов.

Андрей Скворцов, директор и совладелец коммуникационной компании «Меркатор», преподаватель ораторского мастерства, педагог курса «Академия коммуникаций» в бизнес-школе «Сколково» и телеведущий, приводит несколько полезных правил, обладающих магическим свойством помочь вам овладеть самоиронией в совершенстве.

Шутки строго над собой

Иногда, даже, если вы и подразумевали некое двойное дно у той или иной фразы, это может так прозвучать. Например, говоря о себе и одновременно представляя сотрудников своей компании в своем лице, вы иронизируете над всеми сразу, то есть, все, что вы говорите о себе, автоматически проецируется и на них. Или, если вы назвали себя «бедным/непрофессионалом» в то время, как вашей аудитории известен хотя бы примерный размер ваших доходов и уровень вашего интеллекта. В этом случае шутка вызовет недопонимание и, возможно, даже раздражение у тех, кто в таких рейтингах находится на ступени ниже вас.

Главное правило ― шутите над собой, и только над собой. Да, для этого придется принести себя « в жертву» во имя смеха, но, поверьте, оно того стоит. Особенно, если вы стесняетесь каких-то особенностей своей внешности или личности, именно юмор приходит на помощь и превращает недостаток в повод для добрых шуток, и тем самым сводит на нет все возможно менее добрые шутки других людей.

Например, стенд-ап комик Денис Романцов, страдающий заиканием, подшутил над собой, сказав, что внутри каждого заики живет диджей.

Правдивая шутка

Речь о том, что то, что вы говорите, должно совпадать с действительностью, а не с фантастической реальностью. Иначе она станет псевдо правдой, аудитория просто поверит вам и не уловит иронии. В результате попытка пошутить утонет в гробовом молчании и непонимании.

«Людям с идеальной фигурой не стоит шутить над своим телосложением — это будет заигрыванием с аудиторией, а не иронией. Однако тех, у кого проблемы, скажем, с лишним весом, такие шутки, напротив, могут сделать привлекательнее. Так случилось, например, с актером и пародистом Александром Морозовым, который принял участие в телевизионном шоу «Вышка» — любительском соревновании по прыжкам в воду. Тем, кто видел Александра впервые, казалось, что из-за своей полноты он вот-вот вылетит из игры. Но он мастерски шутил над собой (оцените его высказывание «…идеальная форма шара, которую я имею, помогает мне правильно входить в воду в любом положении») и за счет этого завоевал любовь зрителей. В итоге, пройдя все шесть туров, Александр дошел до финала», ― пишет эксперт.

Шутка о неважном

Это ещё один важный нюанс. Как бы вы ни нервничали перед выступлением, не вздумайте превращать главный предмет своего выступления в одну большую шутку. Вот где мина трагически взорвется, потому что такое решение обернется ощущением, что вы не уважаете ваших слушателей, которые выделили время, чтобы послушать вас. Для них, как и для вас, это важно, поэтому фразы вроде «честно говоря, я не знаю, что я здесь забыл» для вас ― табу.

Предпринимательский стенд-ап

Бизнес-тренер Александр Яхынбаш добавляет к этому списку ещё несколько важных моментов. Эксперт советует начать со смеха. Во-первых, так вы сами немного расслабитесь, а во-вторых расположите к себе аудиторию, создадите уверенность, что она в руках у надежного человека, с котором комфортно общаться. В то же время не увлекайтесь юмором, помните, что количество важнее, чем качество:

«Важно не то, сколько раз вы заставите их смеяться, а то, сколько человек примет вашу сторону. Юмор помогает аудитории проникнуться симпатией к вам, а затем и к вашей идее. Даже если они засмеются всего один раз, этого может оказаться достаточно.<…> Ничто на свете не сравнится со смехом. И когда вы выходите к людям, чтобы рассказать свою идею, завоевать их умы и сердца будет проще, если вы обратитесь к их чувству юмора. Это действительно так, ведь прежде чем ваша идея получит отклик, его должны получить вы сами. Вам нужна энергетика, взаимопонимание. Люди смеются, когда им комфортно, если они понимают вас. Аудитория, которая проникается к вам симпатией и чувствует себя комфортно, скорее всего, прислушается к словам и воплотит в жизнь ваши идеи».

Ощущение понимания действительно имеет большое значение для результата вашего спича. Так, Иэн Олтман, эксперт в области b2b-продаж и колумнист американского Forbes, в одном из своих выступлений обыграл термин «сжатие гонораров» следующим образом:

«Насколько мне известно, для вас сейчас важно преодолеть проблему сжатия гонораров. Для меня это звучит как «окей, приятель, ты всегда делал для меня эту работу, но с сегодняшнего дня ты будешь получать за нее меньше».

Эта шутка вызвала много смеха, потому что именно так все и думали, просто не признавались. Но, заметьте, у аудитории этот факт не вызвал ощущения, что за ними подсмотрели в дверную щель ― наоборот, им казалось, что их понимают.

Но, если вдруг аудитория не оценила ваше чувство юмора, не расстраивайтесь и спокойно продолжайте презентацию, все-таки вы не стендапер, и не в шутках счастье. Главное ― не смейтесь над своей шуткой в одиночестве, даже, если у вас очень заразительный смех. К тому же, если вы сконцентрируетесь на юморе слишком сильно, то шутка перетянет все внимание на себя, и слушатели запомнят именно её, а не то, что вы пытались донести.

Вашей опорой могут стать панч-слайды, то есть, визуальный юмор, который помогает и разрядить обстановку и ненавязчиво напомнить о самом главном в вашей презентации.

Юмор должен помогать более рельефно представить мысль. Не относящиеся к делу шутки или смешные истории не украшают презентацию. Но вот внезапные забавные моменты будут более, чем в тему. Например, директор по визуальным коммуникациям компании McKinsey Джин Желязны рассказывает о своем опыте так:

«Юмор — это замечательно, если он спонтанен. Однажды меня спросили: «Должен ли докладчик повторять заданный вопрос?» Пока я думал, что ответить, я, сам не осознавая, что делаю, негромко сказал: «Должен ли… докладчик… повторять… заданный… вопрос?» Когда я ответил: «Нет. Обычно нет», — присутствующие расхохотались еще громче».

Джин Желязны добавляет, что ни в коем случае нельзя «нападать» на кого-то из присутствующих, даже в шутку. Это сразу испортит впечатление о вас:

«Мне приходилось бывать на презентациях, где сарказм и цинизм докладчика были настолько сильны, что слушатели были готовы спрятаться под столом. Я знаю: некоторые из докладчиков думают, что превратить кого-нибудь в зале в мишень для насмешек — это по-мужски. Но нет, делать этого категорически нельзя. У слушателей очень силен механизм самозащиты. Стоит вам напасть на одного из сидящих в зале, как все остальные станут избегать зрительного контакта с вами, опасаясь, что в следующий раз острота будет направлена против них».

Таким образом, стоит отметить, что наука юмора не так проста, как кажется на первый взгляд, но и не так сложна, чтобы даже не пытаться ей научиться. Как минимум, уроки юмора могут помочь преодолеть не только рабочие трудности, но и сложности в личной и повседневной жизни, придать вам сил и уверенности, а значит ― помочь стать на шаг ближе к достижению цели.


Комментарии
Читать также
Спич, пока горит спичка: в чем секрет успешной презентации на 60 секунд
Химик среди поэтов: в чем секрет успешных выступлений на публике